Церковный календарь
Новости


2017-12-18 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 10-я (1901)
2017-12-18 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 9-я (1901)
2017-12-18 / russportal
"Лугъ духовный" блаж. Іоанна Мосха. Введеніе (1967)
2017-12-18 / russportal
"Лугъ духовный" блаж. Іоанна Мосха. Благочестивому читателю (1967)
2017-12-17 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 8-я (1901)
2017-12-17 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 7-я (1901)
2017-12-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 6-я (1901)
2017-12-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 5-я (1901)
2017-12-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 4-я (1901)
2017-12-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 3-я (1901)
2017-12-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 2-я (1901)
2017-12-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 1-я (1901)
2017-12-16 / russportal
Указъ Архіер. Сѵнода РПЦЗ отъ 30 авг. 1938 г. о положеніи Правосл. Церкви въ Польшѣ
2017-12-16 / russportal
К. Н. Николаевъ. Къ положенію Православной Церкви въ Польшѣ (1938)
2017-12-15 / russportal
П. Н. Красновъ. Рождественскій разсказъ "Письма матери" (1899)
2017-12-15 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 23-я (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 18 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА БЛАГОВѢЩЕНІЕ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ.
23. Превѣчный Совѣтъ Божій о спасеніи человѣка и исполненіе его.

Днесь спасенія нашего главизна, и еже отъ вѣка таинства явленіе, Сынъ Божій Сынъ Дѣвы бываетъ, и Гавріилъ благодать благовѣствуетъ. Тѣмже и мы съ нимъ Богородицѣ возопіемъ: радуйся, Благодатная, Господь съ Тобою (Тропарь праздника).

Настоящій праздникъ Благовѣщенія есть «главизна нашего спасенія, явленіе», откровеніе великихъ судебъ Божіихъ, начало того, что совершилось на землѣ, и исполненіе, конецъ того, что предопредѣлено отъ вѣчности на небесахъ. «Днесь спасенія нашего главизна, и еже отъ вѣка таинства явленіе». Да, начало тайны и спасенія нашего во глубинѣ вѣчности, до начала временъ. Еще не было человѣка на землѣ, еще не существовалъ міръ, не только видимый, но и невидимый, тайна спасенія человѣческаго уже совершилась въ непостижимомъ превѣчномъ совѣтѣ тріипостаснаго Божества. Всемогущество Божіе опредѣляетъ сотворить человѣка, всевѣдѣніе Божіе предвидитъ грѣхопаденіе этой разумной твари. Правда Божія требуетъ смерти грѣшника, а благость Божія изволяетъ помиловать и спасти его. И вотъ составляется совѣтъ о спасеніи человѣка. Богъ Отецъ, Сынъ Божій и Святый Духъ, предопредѣливъ сотворить человѣка для блаженства, предразсуждаютъ о томъ, чтобы возвести его, послѣ грѣха, въ первое достояніе, спасти человѣка-грѣшника. «Сотворимъ человѣка», говорятъ три Божественныя Лица Святыя Троицы, «сотворимъ человѣка по образу нашему и по подобію» (Быт. 1, 26); пусть онъ будетъ причастникомъ нашго блаженства и славы, и когда онъ утратитъ достоинство своей природы, востановимъ его въ тотъ же образъ и подобіе, да /с. 62/ пребудетъ онъ въ нашемъ блаженномъ царствѣ вѣчно, и да прославляетъ Насъ вмѣстѣ съ покорными намъ безплотными силами. Какъ ты великъ, человѣкъ, у Бога, несмотря на твое ничтожество! Какъ дорогъ какъ любезенъ ты Богу, Который и сотворилъ тебя, и спасаетъ тебя! Жаль, очень жаль, что ты такъ часто и такъ много забываешь Бога, и своего Творца, и своего Спасителя. Жаль, что ты забываешь себя, и то, гдѣ ты былъ вначалѣ, и куда опять возводишься.

Въ чемъ же состоялъ превѣчный совѣтъ Пресвятыя Троицы о человѣкѣ, и какой предъизбранъ образъ спасенія человѣка? «Сынъ Божій, Сынъ Дѣвы бываетъ». Вотъ, что измыслила премудрость Божія для спасенія нашего! Вотъ, что опредѣлено въ превѣчномъ совѣтѣ Божіемъ человѣку-грѣшнику! Опредѣлено, чтобы Сынъ Божій принялъ на Себя образъ человѣка, соединивъ съ Своимъ Божественнымъ естествомъ человѣческое естество, и въ Лицѣ Богочеловѣка искупилъ человѣка отъ грѣха, проклятія и смерти. И Сынъ Божій благоизволилъ покориться общему Божественному совѣту, исполнить волю Бога Отца, и принять на Себя «служеніе примиренія» (2 Кор. 5, 19), искупленіе падшаго рода человѣческаго. «Се, иду», сказалъ Онъ Отцу Своему, «се иду еже сотворити волю Твою, Боже» (Евр. 10, 7) — принимаю, какъ бы такъ сказалъ, принимаю на Себя служеніе падшему человѣчеству; готовъ пострадать за міръ, искупить грѣшниковъ отъ клятвы Своимъ крестомъ, очистить ихъ отъ грѣха Своею кровію, избавить ихъ отъ смерти Своею смертію, и возвести ихъ въ жизнь вѣчную Своимъ воскресеніемъ.

Такъ «Сынъ Божій, Сынъ Дѣвы бываетъ». Богъ хощетъ содѣлаться человѣкомъ «живый во свѣтѣ неприступномъ» (1 Тим. 6, 16) — явиться на земли; Высочайшій Духъ — облечеться плотію; «рожденный отъ Отца прежде всѣхъ вѣкъ безъ матери — родиться во времени отъ Матери безъ отца» (Догматикъ 3 гл.). Благословляй, падшій человѣкъ, Господа благоизволившаго возставить тебя, и возвратить тебѣ потерянное тобою блаженство. Благодарно прославляй Бога Отца, отдавшаго возлюбленнаго и Единороднаго Сына Своего на смерть за спасеніе міра; благодарно прославляй Сына Божія изволившаго обречь Себя на жертву правдѣ Божіей за грѣхи міра; благодарно прославляй Святаго Духа, соблаговолившаго оживить умерщвленнаго грѣхомъ человѣчество, и Своею Божественною благодатію обновить, освятить и представить его въ царство Божіе святымъ и непорочнымъ; — прославляй и покланяйся Святѣй, Единосущнѣй, Животворящей и Нераздѣльнѣй Троицѣ!

/с. 63/ «Сынъ Божій Сынъ Дѣвы бываетъ, и Гавріилъ благодать благовѣствуетъ». Святая Церковь благодарственно воспоминаетъ и прославляетъ нынѣ исполненіе превѣчнаго совѣта Божества, начало Божественнаго истощанія Сына Божія, Его невидимое и таинственное сошествіе съ небесъ — и воплощеніе отъ неискусомужныя и Пречистыя Дѣвы. «Да веселятся небеса и радуется земля», поетъ она, «Богъ въ человѣцѣхъ, невмѣстимый въ ложеснахъ, безлѣтній въ лѣто; и еже преславнѣе, яко и зачатіе безсѣменно, и истощаніе несказанно, и таинство елико. Богъ бо истощавается, и воплощается и зиждется». Святая Православная наша Церковь благодарственно воспоминаетъ и прославляетъ наконецъ самое явленіе Архангела Дѣвѣ и радостное благовѣщеніе сошествія на землю, зачатіе и воплощеніе отъ Нея Сына Божія. «Благовѣствуетъ Гавріилъ благодатнѣй днесь», поетъ она, «радуйся невмѣстимая Мати и неискусобрачная! Нынѣ благовѣствую Тебѣ радость, и пребудеши нетлѣнна, и родиши Господа, Пречистая».

«Тѣмже и мы съ нимъ Богородицѣ возопіимъ: радуйся благодатная, Господь съ Тобою». Видите теперь, празднующіе слушатели, чему сегодня мы празднуемъ. Святая Церковь торжественно воспоминаетъ и прославляетъ великое таинство вочеловѣченія Сына Божія. Непостижимое таинство спасенія нашего открыто нынѣ намъ въ благовѣщеніи Архангела Дѣвѣ. «Радуйся», возвѣщено нынѣ съ неба не одной Дѣвѣ Богородицѣ, но въ лицѣ Ея всему бѣдному роду человѣческому. Прославимъ же съ Церковію великую къ намъ милость Божію. Благоговѣйно и благодарно поклонимся пришедшему спасти насъ Сыну Божію. Всерадостно воскликнемъ, съ Архангеломъ, и къ Дѣвѣ Богородицѣ: «Радуйся Благодатная»! Тобою бо возсіяла радость всему міру; отъ Тебя бо излилась благодать на весь человѣческій родъ. «Господь съ Тобою», и чрезъ Тебя со всѣми не только праведниками, но и грѣшниками, кающимися и причащающимися Пречистаго Тѣла и Божественныя Крови Его. (Изъ журнала «Странникъ», 1864 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 61-63.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.