Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА БЛАГОВѢЩЕНІЕ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ.
26. Какія религіозно-нравственные уроки предлагаются намъ исторіей празднуемаго событія.

Пресвятая Дѣва Марія, посвященная Своими праведными родителями на службу Богу, проживала при храмѣ іерусалимскомъ до четырнадцатилѣтняго возраста. Когда же Пресвятой Дѣвѣ исполнилось четыренадцать лѣтъ, тогда Ей уже невозможно было оставатьея при храмѣ іерусалимскомъ, такъ какъ наступило для Нея время, въ которое по закону іудейскому, слѣдовало выдавать Ее въ замужество. Но Пресвятая Дѣва Марія, помня обѣтъ Своихъ родителей, посвятившихъ Ее на всегдашнее служеніе Богу, и Сама желая всецѣло служить Богу, не пожелала быть замужнею женщиною; поэтому обручили Ее праведному старцу Іосифу, происходившему, какъ и св. Дѣва Марія, изъ царскаго рода — жителю города Назарета, дабы этотъ праведный старецъ былъ хранителемъ Ея дѣвства. Переселившись на жительство въ Назаретъ, въ домъ праведнаго Іосифа, Пресвятая Дѣва Марія любила тѣ же благочестивыя упражненія, къ какимъ привыкла въ бытность Свою при храмѣ. Пребывая большею частію въ уединеніи и безмолвіи, Она занималась молитвою, чтеніемъ книгъ св. Писанія и рукодѣліемъ. Здѣсь, какъ и при храмѣ, Она проводила самую кроткую, трудолюбивую, смиренную и молчаливую жизнь. Так. обр. текли дни жизни Пресвятой Дѣвы въ домѣ Іосифа. И вотъ, въ одинъ изъ такихъ дней явился къ Ней архангелъ Гавріилъ и сказалъ: «радуйся благодатная, Господь съ Тобою! Благословенна Ты между женами»! Увидѣвши архангела Гавріила, Пресвятая Дѣва смутилась и думала: что бы значило необычайное архангельское привѣтствіе къ Ней? Но архангелъ сказалъ Ей: «не бойся, Марія, ибо Ты обрѣла благодать у Бога. И вотъ, зачнешь во чревѣ и родишь Сына и наречешь Ему имя Іисусъ. Онъ будетъ великъ и наречется Сыномъ Всевышняго, и дастъ Ему Богъ престолъ отца Его, Давида, и будетъ Онъ царствовать надъ домомъ Іакова во вѣки и царству Его не будетъ конца». Марія спросила у архангела: «какъ будетъ это, когда Я мужа не знаю?» Архангелъ сказалъ Ей въ отвѣтъ: «Духъ Святый найдетъ на Тебя и сила Всевышняго осѣнитъ Тебя, посему и рождаемое будетъ Свято и наречется Сыномъ Божіимъ». Марія сказала: «Я Раба Господня, пусть будетъ Мнѣ по слову твоему». Тогда отошелъ отъ Нея архангелъ.

/с. 72/ Такъ, братія-христіане, совершилось важнѣйшее событіе изъ земной жизни Богоматери, называемое благовѣщеніемъ Пресвятой Дѣвѣ Маріи и воспоминаемое сегодня св. Православною Церковію. Исторія этого событія весьма поучительна и назидательна для насъ. Пресвятая Дѣва Марія, живя въ домѣ праведнаго Іосифа, часто проводила время за чтеніемъ Св. Ппсанія, къ каковому занятію Она привыкла еще въ бытность Свою при храмѣ іерусалимскомъ. Подражая примѣру Богоматери, и мы, братія, должны съ неослабнымъ усердіемъ — какъ можно чаще читать священныя книги. Чтеніе Св. Писанія, — по словамъ св. Іоанна Златоустаго, — укрѣпляетъ умъ, очищаетъ совѣсть, полавляетъ нечистыя страсти, насаждаетъ добродѣтель, возвышаетъ разумъ, не попускаетъ теряться въ неожиданныхъ обстоятельствахъ, поставляетъ выше стрѣлъ діавола, переселяетъ на небо, освобождаетъ душу отъ узъ тѣла, доставляетъ душѣ все, что только можно сказать добраго (Твор. св. І. Злат., т. 3, изд. 1863 г.). «Поэтому упражняйся, братъ, въ чтеніи, — говоритъ другой отецъ Церкви, — св. Ефремъ Сиринъ, чтобы просвѣтился твой умъ, и чтобъ стать тебѣ совершеннымъ и всецѣлымъ, ни въ чемъ же лишеннымъ; старайся читать Божественныя Писанія, ибо всякій разъ, какъ посредствомъ оныхъ бесѣдуешь съ Богомъ, освящается у тебя тѣло и душа» (Твор. Еф. Сир. ч. 3).

Пресвятая Дѣва Марія приняла отъ архангела Гавріила вѣсть о зачатіи Ею Пренепорочнаго Сына съ величайшимъ смиреніемъ. Я раба Господня, буди Мнѣ по слову твоему, сказала Она возвѣстившему архангелу. Подражая этой добродѣтели Пресвятыя Дѣвы Маріи, и мы, братія христіане, должны въ жизни своей отличаться смиреніемъ. Никогда не должны хвалиться ни своей красотой, ни своимъ богатствомъ, ни своимъ умомъ и начитанностію, ни своими добродѣтелями. Св. Ефремъ Сиринъ говоритъ: «твердо храни въ душѣ твоей смиреніе — сей источникъ всѣхъ благъ. Смиреніе Авраама сдѣлало друтомъ Божіимъ и первымъ и главнымъ изъ возлежащихъ на небесной вечери. Исаака спасло смиреніе отъ жертвеннаго закланія, Іакова содѣлало наслѣдникомъ благословеній, Іосифу даровало царство, Моисея увѣнчало сіяніемъ: смиреніе прославляло святыхъ и въ древнія и въ послѣднія времена. Итакъ, трудись надъ игомъ смиренія, и трудъ твой угоденъ будетъ Богу. Нужно ли тобѣ получить прощеніе во грѣхахъ, получишъ его за смиреніе. Желаешь ли преодолѣть въ себѣ порокъ, преодолѣешь смиреніемъ. Желаешь ли наслѣдовать вѣчную жизнь, имъ наслѣдуешь и на всякую высоту взойдешь ты смиреніемъ» (Тв. св. Еф. Сир.).

/с. 73/ Преблагословенная Дѣва Марія, до времени явленія Ей архангела Гавріила и послѣ этого явленія, проводила жизнь въ безмолвіи, молчаливую. Подражая Богоматери, и мы должны удерживать языкъ свой отъ зла, по-пустому много не говорить о другихъ, особенно худого, не осуждать. Св. Василій Великій объ употребленіи дара слова говоритъ слѣдующее: «не подставляй ушей всякому разглагольствующему и не отвѣчай всякому говоруну въ бесѣдахъ. Будь слушателемъ добрыхъ поученій и въ размышленіи о нихъ храни свое сердце. Береги твой слухъ отъ мірскихъ разсказовъ, чтобы не замарать души брызгами грязи. Не будъ любопытенъ и не все желай видѣть, чтобы не удержать тебѣ въ сердцѣ своемъ гноя страстей. Съ пользою слушай, съ пользою говори, съ пользою отвѣчай» (Тв. св. Вас. Вел., ч. 5-я). «Преобрѣти же, братъ, безмолвіе, говоритъ другой святой, преп. Ефремъ Сиринъ, какъ крѣпкую стѣну; потому что безмолвіе поставитъ тебя выше страстей. Безмолвіе, сопряженное со страхомъ Божіимъ, естъ огненная колесница, которая пріобрѣтшихъ его возноситъ на небеса. Безмолвіе — матерь сокрушенія, тишина помысловъ, истребительница дерзости и врагъ безстыдства, матерь благоговѣнія» (Изъ тв. св. Ефрема Сирина, ч. 3).

Воспользуемся же, братія-христіане, тѣми религіозно-назидательными для насъ уроками, какіе содержатся въ исторіи благовѣщенія Пресвятой Дѣвѣ Маріи. (Сост. по «Рук. для сел. п.»).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 71-73.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.