Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА БЛАГОВѢЩЕНІЕ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ.
28. О благотворности и спасительной силѣ христіанской религіи для человѣчества.

Радуйся, благодатная, Господь съ Тобою: благословенна Ты въ женахъ (Лук. 1, 28).

Такими словами привѣтствовалъ св. архангелъ Гавріилъ Приснодѣву Марію, приглашая Ее къ радости чрезъ возвѣщеніе Ей преблагой вѣсти о рожденіи отъ Нея Искупителя и Спасителя міра. Вѣсть, что для насъ снисшелъ на землю Сынъ Божій, Который содѣлалъ все нужное для нашего спасенія и для насъ, изгнанниковъ рая, уготовалъ вѣчное блаженство на небѣ, — такая вѣсть должна составлятъ самый живой и самый истинный предметъ радости для каждой христіанской души. Посему воззваніе архангела къ Преблагословенной Дѣвѣ Маріи: «радуйся», можетъ и должно быть разсматриваемо, какъ приглашеніе всѣхъ насъ радоваться о дарованномъ намъ спасеніи. И не даромъ св. Церковь призываетъ и небо, и землю, и всю тварь радоваться въ этотъ великій и свѣтлый праздникъ.

И дѣйствительно, братія-христіане, стóитъ лишь бросить бѣглый взглядъ на тѣ спасительные плоды христіанской религіи, которые она принесла и постоянно приноситъ человѣчеству, чтобы тотчасъ убѣдиться, что христіанинъ долженъ считать себя неизмѣримо счастливымъ и радоваться великою духовною радостію вслѣдствіе того, что онъ принадлежитъ къ обществу христіанскому, къ Церкви Христовой.

Едва вѣра Христова стала распространяться въ мірѣ, она принесла этому міру, ея не понявшему и вначалѣ со всѣмъ ожесточеніемъ ее преслѣдовавшему, неисчислимыя благодѣянія.

Когда при Константинѣ Великомъ христіанство утвердилось въ римской имперіи, то государственными законами запре/с. 77/щены были гладіаторскія битвы, эти убійства, совершавшіяся для удовольствія потерявшей человѣческое достоинство толпы, равно какъ и исполненіе въ театрахъ безнравственныхъ представленій; до извѣстной степени ограничены были брачные разводы, которые прежде совершались по самымъ незначительнымъ поводамъ; стали по человѣчески обращаться съ плѣнными; отмѣнены были ужасные роды смертной казни; всѣмъ извѣстные, до тѣхъ поръ открыто терпимые ужасы, какъ-то: принесеніе въ жертву людей, кровавая месть, публичная безнравственность и безстыдства повсемѣстно теперь запрещены были закономъ подъ страхомъ строжайшаго наказанія; образованіе, эта высшая потребность человѣческаго духа, это благороднѣйшее его стремленіе къ духовному свѣту, въ древнемъ греко-римскомъ мірѣ было привилегіею высшихъ, богатыхъ классовъ. Христіанство, имѣвшее въ виду всего человѣка, безъ различія его происхожденія и общественнаго положенія, проповѣдавшее и проповѣдающее возможность и необходимость безконечнаго усовершенствованія человѣческаго духа во всѣхъ доступныхъ ему областяхъ, въ особенности же въ области духовно-нравственной, открыло всѣмъ широкую дверь къ умственному свѣту и истинному просвѣщенію.

Да и не христіанская ли вѣра разрушила преграду между богатыми и бѣдными, знатными и низкими, и высказала великое слово: «всѣ вы одно во Христѣ Іисусѣ» (Гал. 3, 28)? Одна она и бѣднымъ и богатымъ, и образованнымъ и необразованнымъ, возвѣстила, что всѣ мы чада одного Бога, члены одного тѣла, наслѣдники одного и того же царствія небеснаго. И не однѣ только надежды загробныя подаетъ она, по со всею силою и ревностію любви стремится выполнить и здѣсь, на землѣ, то, что обѣщаетъ. До христіанства бѣдность считалась позоромъ, работа своими руками — чѣмъ-то унижающимъ и безславящимъ свободнаго человѣка. Теперь же ни бѣдность и никакой трудъ не могутъ быть унизительными съ тѣхъ поръ, какъ Самъ воплотившійся Сынъ Божій и величайшіе изъ христіанскихъ апостоловъ проводили жизнь въ бѣдности, питались трудами рукъ своихъ и проповѣдывали христіанамъ: «умоляемъ васъ усердно стараться, чтобы жить тихо, дѣлать свое дѣло и работать своими собственными руками» (1 Ѳес. 4, 11).

Не христіанская ли религія возвѣстила и осуществила идеалъ благороднѣйшей любви человѣка къ человѣку? Вся языческая древность отличается грубо-животнымъ эгоизмомъ и без/с. 78/сердечною холодностью въ отношеніи къ бѣднымъ и слабымъ. Даже великій греческій философъ Платонъ совѣтуетъ не кормить больныхъ, такъ какъ они уже не могутъ быть ни къ чему полезны. Евреи ограничивали законъ любви къ ближнему лишь своими соотечественниками и единовѣрцами. Подъ крестомъ Христа христіане братски простирали руки другъ къ другу. Подъ крестомъ Христа забывали они различіе званій, состояній и образованія. Дѣла милосердія и самоотверженной любви — лучшее и драгоцѣннѣйшее украшеніе христіанской вѣры. Богадѣльни и больницы, сиротскіе, вдовьи и страннопріимные дома были основаны христіанами. Вѣдь это Самъ Іисусъ Христосъ, Котораго они кормили въ голодномъ, поили въ жаждущемъ, одѣвали въ нагомъ, посѣщали въ бѣдномъ и заключенномъ. Съ удивленіемъ замѣчали язычники: «смотрите, какъ любятъ другъ друга христіане!» — и даже самый ненавистникъ христіанъ, императоръ Юліанъ богоотступникъ, долженъ былъ сознаться, что «эти галилеяне кормятъ не только своихъ больныхъ, но и нашихъ». И эта милосердая любовь оставляетъ свои благіе плоды во всей исторіи христіанской Церкви.

Но не однихъ бѣдныхъ и несчастныхъ, больныхъ и слабыхъ призрѣло христіанство. Еслибъ оно и ничего болѣе не сдѣлало, то и тогда бы мы не могли достаточно быть благодарны ему за отвращеніе и облегченіе столькихъ бѣдствій. Но оно сдѣлало гораздо болѣе. Оно положило для нашей домашней и семейной жизни истинное основаніе и распространило на нее самый благотворный свѣтъ. Христіанство освятило бракъ: союзъ между мужемъ и женою получилъ свое истинное значеніе только тогда, когда сдѣлался образомъ союза между Христомъ и Его Церковью. Тогда какъ у язычниковъ господствовало многоженство, христіанство осудило его навсегда. Этой мѣрой оно освятило неразрывность брака, потому что союзъ между Христомъ и Церковью неразрывенъ. Мужъ и жена составляютъ одну плоть и «что Богъ сочеталъ, то человѣкъ да не разлучаетъ» (Мѳ. 19, 6). Нападеніе на неразрывность брака есть вмѣстѣ съ тѣмъ, какъ въ наше время всѣмъ извѣстно, нападеніе на христіанскую Церковь. Христіанству обязана женщина тѣмъ положеніемъ, которое она теперь занимаетъ по праву. Жены даже самыхъ образованныхъ язычниковъ жили въ состояніи рабства и угнетенія. Только Іисусъ Христосъ снялъ тяготѣвшія на женщинахъ оковы. Не стыдясь называть одну изъ нихъ Своею Матерью, Онъ возвысилъ весь родъ ихъ. Какъ мужчинамъ, такъ и женщинамъ, Онъ возвѣстилъ спасеніе и избавленіе отъ грѣховъ. Съ христіан/с. 79/ствомъ женщина стала радостью и украшеніемъ своего мужа, вѣрною матерью его дѣтей, сокровищемъ всего дома, сестрою милосердія во всѣхъ несчастіяхъ, такъ что язычникъ въ удивленіи долженъ былъ воскликнуть: «что за жены у этихъ христіанъ». (Слова Ливанія, наставника св. Іоанна Златоустаго).

Такимъ образомъ христіанство поставило на истинное основаніе и въ истинномъ свѣтѣ домашнюю и семейную жизнь. Но духъ Евангелія точно также проникъ и въ государственную жизнь народовъ. Іисусъ Христосъ, правда, сходилъ на землю не для исправленія государственнаго устройства, но для спасенія бѣдныхъ грѣшниковъ. Онъ рѣшительно отклонилъ отъ Себя всѣ политическія надежды Своихъ современниковъ, говоря, что царство Его не отъ міра сего, и увѣщавая воздавать кесарево кесарю, а Божіе Богу. Такъ же поступали и апостолы. Несмотря на то, христіанство имѣло вѣрное, могущественное вліяніе на государственную жизнь народовъ. Оно видитъ въ государствѣ не человѣческое изобрѣтеніе, а божественный порядокъ. Оно видитъ въ правителяхъ и властяхъ слугъ Божіихъ, поставленныхъ для наказанія зла и для награжденія добра, «дабы мы могли проводить жизнь тихую и безмятежную во всякомъ благочестіи и чистотѣ» (1 Тим. 2, 2). Князей и владыкъ увѣщеваетъ оно властвовать во имя Божіе и какъ прилично слугамъ Божіимъ, ко благу своего народа, и не забывать своего Господа и небеснаго Судіи, предъ Которымъ и всѣ правители должны отдавать отчетъ. Долгъ же подданныхъ повиноваться власти и молиться за нее.

Что касается взаимныхъ отношеній различныхъ народовъ и націй, то и здѣсь хрнстіанство имѣло благодѣтельное вліяніе. Извѣстно, съ какою надменностью смотрѣли евреи — избранный народъ Божій — на всѣхъ язычниковъ. Не менѣе извѣстно, съ какимъ презрѣніемъ римляне и греки смотрѣли на всѣ другіе народы, называя ихъ варварами. И только христіанство разрушило стѣны, раздѣлявшія народы одинъ отъ другого. Апостолъ Павелъ могъ засвидѣтельствовать: «теперь нѣтъ уже іудея, ни язычника: ибо всѣ вы одно во Христѣ Іисусѣ» (Гал. 3, 28). Правда, и теперь не всѣ преграды еще уничтожены, но виною тому не христіанство, а самые народы и властители ихъ, не желающіе слѣдовать приглашенію къ миру и любви. За крестомъ всюду слѣдуютъ плугъ, ремесла и торговля, искусства и наука. Если взять въ руки карту земного шара и обозрѣть всѣ страны свѣта, то нельзя не замѣтить, что самые образованные народы — народы христіанскіе.

/с. 80/ Но всѣ исчисленыя блага, дарованныя міру христіанствомъ, ничто въ сравненіи съ тѣмъ безмѣрно великимъ благомъ, которое состоитъ въ отпущеніи грѣховъ и вѣчной блаженной жизни за гробомъ, подъ условіемъ вѣры, добрыхъ дѣлъ и повиновенія Церкви. Всѣ вышесказанныя блага меркнутъ предъ этимъ безцѣннымъ сокровищемъ, какъ меркнутъ свѣчи днемъ передъ яркимъ солнцемъ. Да, во Христѣ Іисусѣ мы имѣемъ прощеніе грѣховъ, спасеніе, жизнь и вѣчное блаженство съ Богомъ. Радуйтесь же, братія-христіане, что Богъ Отецъ, для спасенія человѣковъ грѣшниковъ, послалъ въ міръ Единороднаго Сына Своего Господа Іисуса Христа; что Христосъ Спаситель явилъ намъ волю Отца Своего, основалъ на землѣ Церковь, какъ домъ спасенія; въ Церкви установилъ спасительныя таинства, какъ всегда доступныя хранилища спасительной благодати, и оставилъ въ ней Свое Божественное ученіе.

Радуйтесь, что Христосъ Спаситель воспринялъ насъ въ нѣдра Своей святой Церкви: омылъ насъ отъ прародительскаго грѣха въ купели святого крещенія; запечатлѣлъ насъ неизглаголанною печатію Св. Духа; питаетъ насъ Своимъ Божественнымъ Тѣломъ и Кровію, очищаетъ грѣхи наши въ таинствѣ покаянія и даруетъ намъ другіе дары благодати, благопріятные на пути спасенія. Радуйтесь, что милосердый Господь и насъ, грѣшниковъ, всѣхъ призываетъ къ покаянію; всѣхъ истинно кающихся пріемлетъ и не отвергаетъ никого, съ искреннимъ смиреніемъ и сокрушеніемъ о своихъ грѣхахъ приходящихъ къ Нему. Такъ велика Его благость и такъ безпредѣльно человѣколюбіе! Радуйтесь, братія, помышляя, что съ настоящей скоротечной жизнью окончатся и всѣ земныя скорби, нужды и страданія, посылаемыя всеблагимъ Промысломъ для нашей духовной пользы; а тамъ, за предѣлами земной жизни, въ обителяхъ небесныхъ, Господъ Спаситель приготовилъ вѣчную блаженную жизнь для всѣхъ, любящихъ Его.

«Радуйтесь всегда о Господѣ. Господь близь. И миръ Божій, превосходяй всякъ умъ, да соблюдетъ сердца ваша и разумѣнія ваша о Христѣ Іисусѣ» (Фил. 4, 4, 7). (Прот. Гр. Дьяч.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 76-80.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.