Церковный календарь
Новости


2019-04-25 / russportal
23 Мая. Служба преп. Михаилу Исповѣднику, еп. Синадскому (1893)
2019-04-25 / russportal
21 Мая. Служба свв. благ. кн. Константину, Михаилу и Ѳеодору (1893)
2019-04-22 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 45, на Святую Пасху (1844)
2019-04-22 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 44, въ недѣлю новую (1844)
2019-04-20 / russportal
Октоихъ. Троичны на Полунощницѣ (1898)
2019-04-20 / russportal
Октоихъ. Ексапостиларіи седмичные (1898)
2019-04-20 / russportal
Октоихъ. Свѣтильны дневные (1898)
2019-04-20 / russportal
Октоихъ. Троичны седмичные (1898)
2019-04-19 / russportal
Митр. Антоній. Слово на молебнѣ о побѣдѣ на супостатовъ (1986)
2019-04-19 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). Слово въ Великій четвергъ (1986)
2019-04-18 / russportal
Воскресная служба Октоиха 8-го гласа (1898)
2019-04-18 / russportal
Воскресная служба Октоиха 7-го гласа (1898)
2019-04-17 / russportal
Митр. Антоній. Слово въ день открытія мощей свт. Ѳеодосія (1986)
2019-04-17 / russportal
Митр. Антоній. Слово въ день Священнаго Коронованія (1986)
2019-04-16 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). Рѣчь на молебнѣ безплотнымъ силамъ (1986)
2019-04-16 / russportal
Митр. Антоній (Храповицкій). Слово въ день Богоявленія Господня (1986)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 25 апрѣля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПАМЯТЬ СВЯТАГО ПРОРОКА ИСАІИ.
(9 мая).
35. О невѣріи.

Святый пророкъ Исаія, память котораго прославляется святою Церковію, происходилъ изъ царскаго рода и былъ призванъ къ своему служенію слѣдующимъ видѣніемъ. Онъ видѣлъ Господа, сидящаго въ небесномъ храмѣ, на величественномъ престолѣ. Передъ Нимъ были серафимы, изъ которыхъ каждый имѣлъ шесть крылъ: двумя они закрывали лица свои, двумя прикрывали ноги и двумя летали. И взывали другъ къ кругу: «Святъ, Святъ, Святъ Господь Саваоѳъ (воинствъ)! вся земля полна славы Его!» Столпы зданія потрясались отъ ихъ восклицаній, и по всему храму разносилось куреніе. Смотря на все это, Исаія сказалъ: «жалкій я человѣкъ! Желалъ бы и я славить Бога, но уста мои нечисты». Тогда одинъ изъ серафимовъ взялъ клещами горящій уголь съ небеснаго жертвенника, слетѣлъ къ нему и, прикоснувшись къ его устамъ, сказалъ: «вотъ это касается твоихъ устъ, и беззаконіе твое отъемлется, и грѣхъ твой очищается!» Послѣ этого послышался голосъ Божій: «кого Я пошлю къ іудеямъ? кто пойдетъ для Насъ?» Исаія отвѣчалъ: «пошли меня, я пойду». Господь вѣщалъ ему: «поди. Настойчивою проповѣдію ты только ожесточишь ихъ, такъ что они заткнутъ уши, закроютъ глаза, и въ душѣ своей останутся безчувственными; они не обратятся, и Я не исцѣлю ихъ». Исаія спросилъ: «Господи! долго ли продолжится такое безчувственное состояніе народа?» Господь отвѣчалъ: «до тѣхъ поръ, пока не запустѣютъ города, не обезлюдѣютъ домы, и эта земля не сдѣлается пустынею. Впрочемъ, когда срубятъ дерево, то отъ пня его идутъ побѣги; такъ и по истребленіи народа останется святой остатокъ, отъ котораго возникнетъ новое племя». Исаія пророчествовалъ при царяхъ Ахазѣ, Езекіи и Манасіи, около 60-ти лѣтъ. Въ оставленной имъ книгѣ пророчествъ онъ сильно и трогательно обличаетъ іудеевъ за невѣрность ихъ Богу; предсказываетъ плѣнъ іудеевъ, опустошеніе и возстановленіе Іерусалима и храма, возвра/с. 96/щеніе іудеевъ изъ плѣна Киромъ. Вмѣстѣ съ симъ онъ предсказываетъ и судьбу всѣхъ сосѣднихъ іудеямъ народовъ. Наконецъ, что всего важнѣе, онъ съ особенною ясностію и подробностію пророчествуетъ о Миссіи. По ясности предсказаній объ Іисусѣ Христѣ, Исаія заслужилъ названіе пророка-евангелиста. Онъ умеръ мученическою смертью: его распилили деревянною пилою. Жилъ онъ почти за 700 лѣтъ до Рождества Христова. Часть главы св. пророка хранится на Аѳонѣ въ Хиландарскомъ монастырѣ. Гробъ его около Іерусалима.

Вотъ въ краткихъ чертахъ исторія жизни и дѣятельности св. пророка Исаіи. Изъ нея вы видите, братія, какимъ невѣріемъ къ проповѣди пророка Божія отличались современные ему іудеи. И въ наше время гласъ слова Божія не умолкаетъ: вы слышите его и въ святыхъ церквахъ и воспріемлете даже въ самыхъ юныхъ лѣтахъ въ школахъ просвѣщенія и всегда можете видѣть и слышать въ различныхъ книгахъ религіознаго содержанія.

Однако же и въ наше время есть невѣрующіе. Есть невѣріе искреннее, невольное. Это невѣріе или сомнѣніе человѣка, который ищетъ истины, желаетъ вѣрить, но опасается вѣрить по складу своего ума, недовѣрчиваго къ чужому свидѣтельству и старающагося во всемъ убѣдиться собственнымъ опытомъ. Такими невѣрующими явились апостолы въ день воскресенія Христова. Получивши отъ мѵроносицъ вѣсть о воскресеніи Христовомъ, они колебались вѣрить не потому, что не хотѣли вѣрить, а потому, что истина воскресенія Христова, по своей необычайности, превышала силу ихъ вѣры. Такимъ невѣрующимъ былъ особенно ап. Ѳома: онъ повѣрилъ только тогда, когда самъ увидѣлъ воскресшаго Господа, могъ осязать Его и вложить руку свою въ бокъ Его. Такое невѣріе нельзя назвать тяжко преступнымъ, однако нужно стараться избѣгать его, какъ нравственнаго недуга, недостатка.

Есть невѣріе озлобленное, злонамѣренное. Это — невѣріе, которымъ страдаютъ люди, не хотящіе вѣрить, хотя вѣра настойчиво стучится въ ихъ душу, хотя истина неотразимо представляется ихъ уму и имѣетъ за себя очевидныя доказательства. Это ожесточеніе противъ вѣры и истины, подобное сатанинскому. Такимъ ужаснымъ невѣріемъ страдали первосвященники и книжники іудейскіе. Они слышали истинно-Божественное ученіе Христа, видѣли чудеса Его, но ожесточенно смежали очи ума своего предъ очевидною истиною и, несмотря на неотразимое свидѣтельство чудесъ Христовыхъ, не хотѣли признать Христа обѣтованнымъ Мессіею. Подобны имъ и многіе современные намъ, не/с. 97/вѣры. Пути, по которымъ они доходятъ до этого жалкаго и безусловно гибельнаго состоянія невѣрія, различны, но корень его одинъ и тотъ же у всѣхъ, — это самолюбіе, умственная гордость, своекорыстіе и упорство. Извѣстно, до какой участи довели іудейскій народъ его слѣпые вожди, первосвященники и книжники. Они исказили его вѣру, извратили нравственность, закрыли отъ глазъ его свѣтъ истины, которую проповѣдалъ Христосъ, и въ концѣ-концовъ лишили его святого града и отечества. И въ настоящее время упорные отрицатели Бога истины, считающіе себя ревнителями блага народнаго, а на самомъ дѣлѣ колеблющіе благоустройство и благосостояніе народовъ въ самомъ основаніи, также ведутъ все къ разрушенію, а народы къ погибели.

Есть еще невѣріе легкомысленное. Это — невѣріе тѣхъ, которые сами никогда не пытались изслѣдовать и изучить истину сколько-нибудь самостоятельно и не могли дойти до отрицанія ея путемъ изслѣдованія и сколько-нибудь осмысленнаго сомнѣнія, а не вѣрятъ подъ вліяніемъ вождей невѣрія. Они и неспособны къ самостоятельному невѣрію, а какъ попугаи только усвояютъ взгляды и выводы вождей невѣрія, не умѣя часто ничего сказать въ защиту своихъ заблужденій. Вообще невѣры этого рода — люди безъ твердыхъ убѣжденій, увлекающіеся вѣтромъ всякаго ученія, легко пристающіе къ невѣрію, если оно въ модѣ и проповѣдники его имѣютъ нѣкоторую силу и славу, хотя бы то и печальную. Въ наше время это — большею частію люди, не получившіе правильнаго, основательнаго образованія, а между тѣмъ растратившіе добрыя и святыя народныя убѣжденія, которыя были имъ внушены въ семействѣ и Церкви. Нужно стараться положить преграды размноженію легкомысленныхъ невѣровъ, обыкновенно набирающихся изъ недоучившихся юношей и дѣвицъ, чрезъ доброе нравственно-религіозное воспитаніе въ семьѣ и школѣ и чрезъ основательное образованіе.

Потщимся, братія, отвращаться всякаго рода невѣрія, какъ недуга и преступленія, а особенно невѣрія озлобленнаго, злонамѣреннаго и проповѣдниковъ его. Невѣровъ по безразсудству, думающихъ чужимъ умомъ, нужно вразумлять и обращать на путь истины: для внушенія же имъ твердой вѣры нужно самимъ намъ вѣровать искренно и твердо, безъ малѣйшихъ колебаній и сомнѣній. (Сост. по «Четіи Минеи» и «Душеп. чт.»).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 98-100.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.