Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА.
(9 мая).
36. Жизнь святителя Николая есть правило вѣры, образъ кротости и учитель воздержанія.

Правило вѣры и образъ кротости, воздержанія учителя, яви тя стаду твоему, яже вещей истина.

Вотъ за что преимущественно восхваляется Церковію святитель Николай — за высокія его добродѣтели: вѣру, кротость и воздержаніе! Сама «вещей истина», т. е. самое дѣло явило его правиломъ вѣры, образомъ кротости, воздержанія учителемъ.

Онъ на самомъ дѣлѣ преподаетъ намъ превосходное правило вѣры. Вѣкъ, въ который жилъ онъ, обиловалъ ересями. Но святитель Николай не любилъ «мудрствовать паче, еже подобаетъ». Будучи преемникомъ апостоловъ, по званію пастыря, онъ былъ преемникомъ и ихъ простоты по вѣрѣ. Онъ мыслилъ согласно съ мыслями отцевъ Церкви вѣковъ предшествовавшихъ, и училъ такъ, какъ они учили. Онъ былъ не только простъ, но и ревностенъ. За имя Христово онъ потерпѣлъ многое: его лишали имущества, заключали въ темницу, угрожали смертію. Но свѣтлая и твердая вѣра его сіяла въ самой темницѣ, гдѣ онъ укрѣплялъ исповѣдниковъ Христовыхъ; она же на Соборѣ Никейскомъ посрамила лжеучителя Арія, отвергавшаго Божество Іисуса Христа.

И намъ, братія, «безъ вѣры невозможно угодити Богу» (Евр. 11, 6). Тщетны, ничтожны всѣ совершенства наши предъ Богомъ, если нѣтъ въ насъ вѣры. «Вѣрою», говоритъ апостолъ, «вселяется» Самъ Іисусъ Христосъ «въ сердце» (Еф. 3, 17), и вѣрующій можетъ сказать: «живу не къ тому азъ, но живетъ во мнѣ Христосъ» (Гал. 2, 20). Но такія плоды спѣютъ въ человѣкѣ тогда, когда вѣра его проста и ревностна. Не даромъ говорятъ: «въ простыхъ сердцахъ Богъ почиваетъ». И дѣйствительно, какъ легко сообщаются истины евангельскія тѣмъ умамъ, которые съ младенческимъ незлобіемъ приступаютъ къ Господу! Сіи, можно сказать, дѣти царствія Божія, умудряемыя Богомъ, при всей простотѣ своей, часто бываютъ просвѣщеннѣе самихъ мудрецовъ міра сего; они не изслѣдуютъ, отчего, почему, какъ возможно то, чему вѣруютъ. Довольно для нихъ того, что они вѣруютъ во имя Іисуса Христа и познаютъ то, что нужно знать для спасенія. А потому относительно вѣры, будемъ руководствоваться правиломъ святителя Николая, — позаботимся, чтобы она была и у насъ проста и ревностна.

/с. 99/ Не напрасно Церковь называетъ святителя Николая и «образомъ кротости». Кротость его, по свидѣтельству исторіи, обращала на путь истинный многихъ грѣшниковъ, укрощала мятежи народные и проявлялась въ самомъ лицѣ его такъ, что одно воззрѣніе на святаго укрощало въ другихъ страсти, облечало скорби и привлекало къ нему даже невѣрныхъ. Добродѣтели и чудеса вознесли его превыше всякаго земнаго величія, поставили его превыше всѣхъ сильныхъ земли; вельможи и народъ благоговѣли предъ его святостію, удивлялись его подвижничеству; онъ одинъ не зналъ о своей святости, почиталъ себя человѣкомъ обыкновеннымъ. По такому смиренію онъ удалялся отъ сана святительскаго, соглашаясь лучше повиноваться, нежели начальствовать; по тому же смиренію скрывалъ онъ свои благодѣянія, такъ что облагодѣтельствованные имъ не знали часто, кто имъ благодѣтельствуетъ.

Какое прекрасное произойдетъ общество, если между нами, братія, поселится кротость христіанская! Въ немъ не можетъ быть ни вражды, ни притѣсненій и насилій, напротивъ, будетъ въ немъ миръ и согласіе. Кротость нравится всякому. Желаетъ качальникъ видѣть кротость въ подчиненныхъ, желаютъ и подчиненные имѣть кроткаго началъника. И Богъ нашъ особенно любитъ кроткихъ: «на кого воззрю», вѣщаетъ Онъ Самъ чрезъ пророка, какъ «не на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словесъ Моихъ»? (Пс. 66, 2). Еще лучше будетъ, если съ кротостію соединимъ смиреніе. Самъ Господь увѣряетъ въ сладости плодовъ сихъ двухъ добродѣтелей: «научитеся», говоритъ, «отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ» (Мѳ. 11, 26). «Смиримся же и мы», братія, «подъ крѣпкую руку Божію» (1 Петр. 5, 6), и будемъ кротки подобно святителю Николаю, «стяжавшему смиреніемъ высокая, нищетою богатая».

Не напрасно, наконецъ, святая Церковь именуетъ святителя Николая «и учителемъ воздержанія». Онъ былъ лучшій учитель воздержанія, — во всѣхъ возрастахъ жизни. Онъ былъ постникомъ отъ самаго младенчества: вкушалъ млеко только изъ правой груди матери, а въ среду и пятокъ вкушалъ эту младенческую пищу только однажды въ день вечеромъ. Онъ былъ любителемъ цѣломудрія отъ самой юности: «не бѣ въ немъ видѣти нимало юношескихъ нравовъ, но старца обычаи». Онъ былъ чуждъ удовольствій чувственныхъ; главнымъ наслажденіемъ его была благотворительность. Онъ не заботился о стяжаніи благъ земныхъ; все свое имѣніе раздавалъ бѣднымъ.

/с. 100/ Воздержаніе такъ высоко цѣнится, что безъ него, по слову апостола Павла, и христіанинъ — не христіанинъ: «иже Христови суть», говоритъ онъ, «плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). Для чего Господь постился сорокъ дней и ночей? Для того, чтобы насъ научить воздержанію, сдѣлать воздержными Своихъ послѣдователей. Но воздержаніе, говорятъ, лишаетъ насъ многихъ удовольствій. Оно лишаетъ насъ удовольствій такихъ, которыя отнимаютъ у насъ и здоровье, и силы, которыя не только разоряютъ, но и развращаютъ, унижаютъ насъ и предъ нами самими, и предъ другими. Нынѣ и мірская мудрость поняла важность воздержанія: многіе, напримѣръ, врачи признаютъ вредъ отъ постояннаго употребленія мясной пищи, производящаго различныя болѣзни и преждевременную смерть. Если бы мы исполняли воздержаніе, какое предписываетъ намъ святая Церковь, то не знали бы многихъ болѣзней, разоренія и бѣдности, не видѣли бы юношей состарѣвшихся, мужей, страждущихъ немощами старцевъ, и видѣли бы повсюду здоровье и крѣпость долголѣтнюю, богатство безъ роскоши, видѣли бы довольство и благоденствіе. Настоящее наше празднованіе въ честь Угодника Божія Николая нужно не для него, Самимъ Богомъ прославленнаго, а для насъ, чтобы прославляя, помня его, какъ наставника, «подражали его вѣрѣ» (Евр. 13, 7), и святой богоугодной его жизни, которая да будетъ намъ «правиломъ вѣры, образомъ кротости, учителемъ воздержанія». («Странникъ», 1863 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 98-100.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.