Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА.
(9 мая).
37. О любви къ ближнимъ.

Чѣмъ ярче всего сіяетъ жизнь святителя Христова Николая? Любовію къ ближнимъ. Подлинно святитель и на небѣ — въ трудахъ за земныхъ братій своихъ. Зовутъ ли его на морѣ? Онъ тамъ является съ помощію. Молитъ его притѣсненный судомъ? Онъ и къ нему спѣшитъ. Плачетъ горькая бѣдность о безпомощной своей долѣ? Онъ и бѣдность надѣляетъ нужнымъ. Гдѣ не является онъ призываемый на помощь? На землѣ онъ былъ охранителемъ чистоты, тѣснимой нуждами. И на небѣ онъ — дивный любовію къ нуждающимся. Пусть же и для насъ, совершающихъ память святителя Николая милостиваго, любовь къ ближнимъ будетъ дѣломъ святымъ.

Любовь къ другимъ — какое это высокое чувство! какое это дивное совершенство для того, кто имѣетъ его! Самъ Богъ называется любовію. «Богъ любы есть», говоритъ апостолъ Іоаннъ (1 Ін. 4, 16). Какъ же много значитъ для человѣка, когда онъ /с. 101/ украшаетъ душу отличіемъ Самого Бога! «Пребываяй въ любви, въ Богѣ пребываетъ, и Богъ въ немъ пребываетъ», говоритъ еще апостолъ. Чего еще желать человѣку, когда Богъ обитаетъ въ немъ? А любовь къ другимъ низводитъ Бога въ сердце. «Сія заповѣдую вамъ», говоритъ Сынъ Божій «да любите другъ друга» (Ін. 15, 17). Вотъ и еще голосъ Божества, призывающій насъ къ любви! Голосъ не воли Всемогущаго, а голосъ любви безпредѣльной. Сынъ Божій желаетъ, Сынъ Божій даетъ завѣщаніе намъ, какъ дѣтямъ Своимъ, чтобы любили мы другъ друга. «О семъ разумѣютъ вси, яко ученицы Мои есте, аще любовь имате между собою» (Ін. 13, 35), говоритъ Онъ въ объясненіе Своей воли. Любовь взаимная столь пріятна Ему, столь высока въ очахъ Его, что по ней только и могуть отличать въ насъ учениковъ Его.

Считаете ли вы необходимостію любить Бога? Это дѣло самое святое, скажете вы. Но не станемъ обманывать себя: не любя другъ друга, мы не можемъ любить и Бога. Давно сказалъ намъ посланникъ Божій: «аще речетъ кто, яко люблю Бога, и брата своего ненавидитъ, ложь есть» (1 Ін. 4, 20). Это вѣрно, какъ вѣренъ Самъ Богъ. Не любить того, кого такъ любитъ Богъ, оскорблять ближнихъ, за кого, какъ и за меня распялся Сынъ Божій, не значитъ ли оскорблять Самого Бога? «Что ми множество жертвъ вашихъ?» глаголетъ Господь. «Поста и праздниковъ и новомѣсячій вашихъ ненавидитъ душа Моя. Аще умножите моленіе, не услышу васъ» (Ис. 1, 14. 15). Что это значитъ? За что такой гнѣвъ Божій? Отчего такъ отвергаетъ Богъ и самое служеніе Ему, которое установилъ чрезъ раба Своего Моисея? «Научитеся», продолжаетъ Господь, «добро творити, взыщите суда, избавите обидимаго, судите сиру и оправдайте вдовицу» (Ис. 16, 17). Вотъ за что гнѣвъ Божій! Вотъ за что отвергаетъ Господь и приношенія, и молитвы, и посты! За неправды, за холодность, за жестокость, за злость противъ ближняго. Убойтесь же, братія, оскорблять въ себѣ чѣмъ-либо любовь къ ближнему, чтобы иначе дѣла любви вашей къ Богу не были отвергнуты съ негодованіемъ. Если душа живетъ любовію Христовою, какъ много оказывается у нея силъ и способовъ для любви! Каждый поступокъ, каждое занятіе ея разливаютъ вокругъ себя миръ и покой. Къ старшимъ почтительность, къ равнымъ привѣтъ и услужливость, печальному утѣшеніе въ печали. Согрѣшилъ ли другой? Любовь покрываетъ грѣхъ. Ослабѣлъ ли отъ труда, отъ старости и немощи? Помогаетъ слабому. Злится ли иной? Какъ бы не замѣчаетъ того. Чтобы оградить покой другого, любовь /с. 102/ жертвуетъ своимъ покоемъ. Не имѣя средствъ оказывать какую-либо помощь ближнему, молится за него Богу. Иногда скажетъ слово строгое, обличительное, но исходя отъ сердца любящаго, доходитъ до другаго сердца, какъ елей врачующій.

Что сжимаетъ наше сердце отъ дѣлъ любви? Самолюбіе и его плоды — гордость, своекорыстіе. Какъ я могу служить низшему меня? говоритъ гордость. Какъ я отдамъ другому, что мнѣ самому нужно? говоритъ своекорыстіе. Какъ мнѣ не беречь своего покоя и здоровья и тратить силы для другихъ? говоритъ самолюбіе. Такъ мы извиняемъ себя въ холодности къ другимъ. Съ такими началами жизни, съ такимъ самолюбіемъ не попадемъ мы въ царствіе небесное. Любя такъ слѣпо себя, мы только губимъ себя. «Аще кто хощетъ быти въ васъ первый, да будетъ всѣмъ слуга»: вотъ воля Божія спасительная для насъ. Не для себя, а для славы имени Божія и пользы ближнимъ должны мы жить. «О семъ познаемъ любовь, яко Онъ Сынъ Божій по насъ душу Свою положи, и мы должны есмы по братіи души полагати. Чадца! возлюбимъ не словомъ или языкомъ, но, дѣломъ и истиною» (1 Ін. 3. 16. 18). Видите, по наставленію апостола, мы не должны жалѣть для другихъ ни силъ, ни здоровья; Сынъ Божій положилъ душу Свою за насъ, и мы должны полагать души за братьевъ. Только въ томъ случаѣ мы будемъ учениками и послѣдователями Сына Божія. Любовь на словахъ, а на дѣлѣ — обманъ; мы должны на дѣлѣ показать, что есть въ насъ любовь къ другимъ. Будемъ же, братія, охранять сердце отъ гибельныхъ путей самолюбія свекорыстнаго и гордаго. Святителю милостивый Николае! испроси у Господа для бѣдныхъ сердецъ нашихъ любовь къ ближнимъ, неохлаждаемую самолюбіемъ. (Филарета, архіеп. Черниговскаго, отд. 3, ст. 171).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 100-102.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.