Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПАМЯТЬ СВ. АПОСТОЛА СИМОНА ЗИЛОТА.
(10 мая).
38. О любви къ Богу.

Святого ап. Симона, память коего совершается нынѣ, называютъ также Кананитомъ по происхожденію его изъ той Каны галилейской, гдѣ Спаситель явилъ первый примѣръ чудесъ, претворивъ воду въ вино на свадебномъ пиру, на которомъ Онъ и Пречистая Матерь Его находились въ числѣ приглашенныхъ гостей. Зилотомъ же называется въ смыслѣ ревнителя вѣры, по переводу того же слова: Кана, что на еврейскомъ языкѣ значить — ревность, усердіе. На основаніи преданій предполагаютъ, что онъ проповѣдывалъ вѣру въ Египтѣ и Британіи, гдѣ и принялъ мученическую смерть, бывъ распятъ на крестѣ.

/с. 103/ Св. Димитрій ростовскій полагаетъ, что св. ап. Симонъ (тотъ женихъ, на свадебномъ пиру котораго Господь сотворилъ Свое первое чудо), получилъ названіе Зилота потому, что разгорѣлся ко Христу такою ревностною любовію, что для Него покинулъ невѣсту свою, уневѣстивъ душу свою безсмертному Христу, за что и былъ причтенъ Имъ къ лику двѣнадцати апостоловъ.

Примѣръ св. ап. Симона Зилота, возлюбившаго Іисуса Христа паче своей жизни и всѣхъ ея удовольствій, научаетъ и насъ, братія, любить Господа нашего больше всего, ибо Богъ прежде возлюбилъ насъ. Богъ Отецъ «такъ возлюбилъ насъ, яко Сына Своего Единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ, но да имать животъ вѣчный». Единородный Сынъ Божій такъ возлюбилъ насъ, что для избавленія нашего, воспріявъ на Себя естество наше, «Себе умалилъ, зракъ раба пріимъ, смирилъ Себе, послушливъ бывъ даже до смерти», претерпѣлъ уничиженія, поруганія, оплеванія, заушенія, біенія, крестныя страданія и поносную смерть со злодѣями, пролилъ за насъ кровь Свою, положилъ за насъ душу Свою, «да смертію упразднитъ имущаго державу смерти, сирѣчь діавола, и избавитъ сихъ, елицы страхомъ смерти чрезъ все житіе повинни бѣша работѣ» (Евр. 2, 14, 15). Единосущный Отцу и Сыну Духъ Святый такъ возлюбилъ насъ, что не гнушаясь нечистотою нашею, нисходитъ на насъ, оживотворяетъ насъ мертвыхъ прегрѣшеніями, освящаетъ насъ нечистыхъ и оскверненныхъ грѣхами, подаетъ намъ «вся Божественныя силы, яже къ животу и благочестію», содѣлывая насъ чадами Божіими и присными Богу.

Св. апостолъ говоритъ: «аще кто не любитъ Господа Іисуса Христа», а въ Немъ и Бога Отца и Св. Духа, «да будетъ проклятъ»! Не долгъ и обязанность, не законъ и повелѣніе, а все, такъ сказать, существо наше, вся наша жизнъ, все наше счастіе и въ настоящемъ и въ будущемъ вѣкѣ убѣждаютъ насъ «возлюбить Господа Бога своего отъ всего сердца своего, и отъ всея души своея, и всею крѣпостію своею, и всѣмъ помышленіемъ своимъ.» Кто истинно любитъ Господа Бога своего, тотъ любитъ Его отъ всего сердца, не раздѣляя своего сердца между міромъ и Богомъ, не дѣлая своего самолюбія кумиромъ своимъ; ибо не можетъ человѣкъ «двѣма господинома работати, не можетъ Богу работати и мамонѣ. Аще кто любитъ отца или матерь паче Мене», говоритъ Господь, «нѣсть Мене достоинъ; и иже любитъ сына или дщерь паче Мене, нѣсть Мене достоинъ; и иже не отвержется себе и не возметъ креста своего, не можетъ быти /с. 104/ Мой ученикъ». Кто истинно любитъ Господа Бога своего, тотъ любитъ Его отъ всея души своея, тотъ старается всѣ силы души своей направлять по волѣ Его, всю жизнь и всю дѣятельность свою располагать по святымъ заповѣдямъ Его, во всемъ и всегда подражать примѣру святѣйшей жизни Самого Господа Іисуса Христа, уподобляясь Ему въ помышленіяхъ и желаніяхъ, намѣреніяхъ и поступкахъ своихъ: «аще кто любитъ Мя», говоритъ Господь, «слово Мое соблюдетъ; аще заповѣди Моя соблюдете, пребудете въ любви Моей».

Кто истинно любитъ Господа Бога своего, тотъ любитъ Его всѣмъ помышленіемъ своимъ, — тотъ любитъ размышлять непрестанно о Богѣ и Его неисчетныхъ благодѣяніяхъ, явленныхъ намъ въ сотвореніи и промышленіи о нашей жизни, въ искупленіи и избавленіи насъ отъ грѣха, проклятія и смерти, — тотъ любитъ быть всегда умомъ и сердцемъ своимъ съ любимымъ Господомъ, всегда поставлять себя въ Его святомъ вездѣприсутствіи, непрестанно имѣть страхъ Божій въ сердцѣ своемъ, «предзрѣть Господа предъ собою выну», по примѣру боголюбиваго Давида, — тотъ любитъ все, что напоминаетъ ему о любимомъ Господѣ: любитъ поучаться въ законѣ Господни день и нощь, ибо «словеса Господня» для него «слаще меда и сота, драгоцѣннѣе злата и каменія честна многа»; услаждается болѣе всего Евангеліемъ Христовымъ, какъ драгоцѣннѣйшимъ завѣтомъ своего сладчайшаго Искупителя; любитъ паче всего пребывать въ дому Божіемъ и посѣщать храмъ святый Его, гдѣ приносится святѣйшая жертва спасенія нашего; жаждетъ общенія съ Господомъ въ молитвѣ и св. таинствахъ.

Кто истинно любитъ Господа Бога, тотъ любитъ Его всею крѣпостію своею, — тотъ ради славы имени Божія съ радостію готовъ лишиться всѣхъ благъ временныхъ, претерпѣть всѣ поношенія и гоненія отъ міра, готовъ положить самую душу свою за вѣру Христову, за соблюденіе святыхъ и животворныхъ Его заповѣдей, за честь и славу Евангелія и Креста Его. «Кто ны разлучитъ отъ любве Божія», говоритъ св. апостолъ: «скорбь ли, или тѣснота, или гоненіе, или гладъ, или нагота, или бѣда, или мечъ? Извѣстихся бо, яко ни смерть ни животъ, ни настоящая, ни грядущая, ни ина тварь кая возможетъ разлучити насъ отъ любве Божія, яже о Христѣ Іисусѣ» (Рим. 8, 35, 38, 39). Словомъ, кто истинно любитъ Господа Бога своего, тотъ и душею, и тѣломъ, и сердцемъ, и мыслію, и словами, и дѣлами, всею жизнію и существомъ своимъ являетъ свою любовь и благодареніе Господу. «Аще кто любитъ Мя», говоритъ Господь, /с. 105/ «слово Мое соблюдетъ, и Отецъ Мой возлюбитъ его, и къ нему пріидемъ, и обитель у него сотворимъ» (Іоан. 14, 23). Вотъ высочайшая награда истинно любящему Господа. Аминь. (Сост. по Чет. Мин. и проп. Димитрія, архіеп. херсон. т. 3, стр. 257).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 102-105.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.