Церковный календарь
Новости


2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПАМЯТЬ СВВ. РАВНОАПОСТОЛЬНЫХЪ КИРИЛЛА И МЕѲОДІЯ.
(11 мая).
39. Уроки изъ ихъ жизни.

Святые Кириллъ (въ мірѣ Константинъ) и Меѳодій, память коихъ совершается нынѣ, были дѣти Льва, солунскаго вельможи, славянина, получившаго высокое образованіе у грековъ. Мать ихъ звали Маріею. Старшій изъ братьевъ, Меѳодій, сперва правилъ славянскою областію близъ Солуни, а потомъ удалился въ малую Азію, на гору Олимпъ, для подвиговъ благочестія. Кириллъ учился сначала дома, потомъ въ Царьградѣ, вмѣстѣ съ юнымъ императоромъ Михаиломъ, у знаменитаго мужа Фотія, бывшаго впослѣдствіи патріархомъ. За обширныя познанія его прозвали философомъ. Окончивъ ученіе, Кириллъ сперва былъ книгохранителемъ при Софійскомъ храмѣ, потомъ преподавалъ философію. Но міръ его не привязывалъ къ себѣ, и скоро Кириллъ, оставивъ всѣ свои мірскія занятія, поселился съ братомъ на Олимпѣ.

Борисъ, или Богорисъ, царь болгарскій, пожелалъ принять Христову вѣру, къ чему убѣждала его сестра, жившая нѣсколько времени въ Царьградѣ. Къ Борису посланъ былъ Меѳодій. Показавъ Борису картину страшнаго суда и изобразивъ ему блаженство праведныхъ и муки грѣшниковъ, Меѳодій убѣдилъ его сдѣлаться христіаниномъ. Потомъ и другіе славянскіе князья захотѣли услышать Евангеліе не на латинскомъ языкѣ, на которомъ проповѣдывали имъ латинскіе и нѣмецкіе епископы, а на славянскомъ. Это были князья моравскіе — Святополкъ и Ростиславъ, и Коцелъ, князь паннонскій. Къ нимъ посланы были Кириллъ и Меѳодій, какъ знавшіе славянскій языкъ. Желая, чтобы дѣло было прочно, Кириллъ не хотѣлъ довольствоваться одною устною проповѣдью, а задумалъ изобрѣсть славянскую азбуку. Послѣ усерднаго поста и молитвы онъ составилъ азбуку и сталъ переводить Евангеліе съ греческаго языка на славянскій. Четыре съ половиною года трудились братія въ Моравіи и Панноніи и призывали народъ къ познанію Бога истиннаго. Кириллъ перевелъ на славянскій языкъ Евангеліе, Псалтирь, многія чтенія изъ ветхаго завѣта, литургію и богослужебный чинъ.

/с. 106/ Но проповѣдь святыхъ братьевъ причинила имъ много бѣдствій. Латинскіе епископы пожаловались папѣ Николаю на учителей славянъ, что они отдаляютъ славянъ отъ власти римскаго папы. Кириллъ и Меѳодій, повинуясь папѣ или патріарху, тогда еще не отдѣлившемуся отъ вселенской Церкви, отправились въ Римъ, взявъ съ собою часть мощей святаго Климента. Но въ Римѣ былъ уже другой папа, Адріанъ 2-й. Желая мира церковнаго, онъ принялъ проповѣдниковъ милостиво, оказалъ подобающую честь мощамъ св. Климента, перенесъ ихъ въ храмъ, сооруженный въ память св. Климента, принялъ изъ рукъ Кирилла и Меѳодія славянскій переводъ священныхъ книгъ, и позволилъ въ нѣкоторыхъ церквахъ Рима отслужить обѣдни, отчасти на латинскомъ, отчасти на славянскомъ языкѣ. Въ Римѣ Кириллъ отъ безпрестанныхъ изнурительныхъ трудовъ тяжко заболѣлъ; предъ кончиною онъ принялъ схиму и, предъ смертію, завѣщалъ Меѳодію — не оставлять дѣла просвѣщенія славянъ, молилъ Господа не оставить просвѣщенныхъ христіанскою вѣрою славянъ и соединить ихъ въ православіи и единомысліи. Кириллъ скончался, на 42-мъ гору жизни, 14-го февраля 869 года.

Похоронивъ Кирилла, Меѳодій въ санѣ епископа паннонскаго, возвратился къ славянамъ и съ апостольскою ревностью трудился здѣсь много лѣтъ среди враждовавшихъ противъ него латинскихъ проповѣдниковъ. Меѳодій прочно поставилъ въ славянскихъ земляхъ дѣло евангельской проповѣди, и труды его увѣнчались полнымъ успѣхомъ. Въ теченіе шести лѣтъ почти всѣ славянскіе народы стали совершать службу на языкѣ славянскомъ. Чувствуя близость кончины, Меѳодій изъ среды учениковъ избралъ благочестиваго и ученаго мужа, по имени Горазда, которому завѣщалъ продолжать труды его, и затѣмъ мирно скончался 6-го апрѣля 885-го года. Переведенныя св. братьями и учениками ихъ священныя книги и церковная служба перешли впослѣдствіи и въ русскую Церковь. Поэтому и мы прославляемъ Кирилла и Меѳодія за то, что они даровали намъ высшее благо: познаніе Бога истиннаго, грамотность и духовное просвѣщеніе. Много поучительныхъ уроковъ представляетъ намъ жизнь и дѣятельность св. равноапостольныхъ братьевъ.

Во-первыхъ, они учатъ насъ братской дружбѣ и единодушію. Безъ сомнѣнія, святыхъ братьевъ связывали и одинаковыя богатыя отъ природы дарованія, и полученное ими прекрасное образованіе, и одинаковое ихъ святое настроеніе, и одно общее дѣло ихъ апостольскаго служенія единокровнымъ славянамъ; но не глубже-ли всѣхъ этихъ связей была у нихъ связь кровнаго род/с. 107/ства — братства; не эта ли кровная братская связь привела ихъ и къ одинаковому ихъ благочестивому настроенію и къ одному апостольскому и книжному труду, которому они отдавались во всю свою жизнь съ такимъ постоянствомъ, съ такимъ самоотверженіемъ? Уходитъ Меѳодій на Олимпъ; къ нему спѣшитъ молодой инокъ Кириллъ, и здѣсь они вмѣстѣ предаются молитвеннымъ и книжнымъ трудамъ. Вызываютъ Кирилла въ столицу Царьградъ для посольства его къ славянскимъ народамъ на проповѣдь апостольскую; Кириллъ упрашиваетъ и своего брата Меѳодія сопутствовать ему. Вмѣстѣ они усердно готовятся къ миссіонерской дѣятельности, вмѣстѣ раздѣляютъ труды и опасности долгаго путешествія, вмѣстѣ трудятся тутъ надъ просвѣщеніемъ славянъ и въ ихъ школахъ, и въ храмахъ, вмѣстѣ подвергаются нареканіямъ и нападеніямъ со стороны враговъ славянства; вмѣстѣ препровождаются въ Римъ на судъ къ римскому первосвященнику. Кириллъ въ Римѣ отъ тяжкихъ, изнурительныхъ трудовъ изнемогаетъ и готовится оставить земное поприще. Во имя этого кровнаго братства, св. Меѳодій неуклонно продолжаетъ дѣло апостольства и книжныхъ трудовъ у славянъ, начатое имъ и его братомъ. Вотъ образецъ крѣпкой, взаимной, братской кровной любви.

Затвердимъ себѣ крѣпко этотъ урокъ братской любви всѣ мы, братія, особенно тѣ изъ насъ, для которыхъ родство и даже кровное братство начинаютъ мало-по-малу терять свою силу. Вотъ какъ, къ сожалѣнію, и у насъ бываетъ. Еще мальчиками братія начинаютъ ссориться между собой и обнаруживаютъ вражду, то другъ противъ друга, то противъ сестеръ; а выростутъ и поженятся, тогда для нихъ не только отцовскій домъ малъ, но отцовская усадьба тѣсна; ссорятся они не только изъ-за отцовскаго наслѣдства, изъ-за какого нибудь клочка земли, но изъ-за какой курицы, которая перелетѣла изъ огорода одного въ огородъ другого. Ссорятся и братья между собой, ссорятся и ихъ жены, ссорятся и ихъ дѣти. Тяжело лежать въ сырой землѣ и костямъ родителей отъ такой семейной безурядицы оставленныхъ ими, какъ будто и пристроенныхъ и поставленныхъ на ноги дѣтей. А что изъ этого можетъ выйти? То же безладіе, тотъ позоръ, тотъ же грѣхъ, то же горе въ родъ и родъ, до прекращенія рода. Избави насъ Богъ отъ такого несчастія!

«Се что добро, или что красно, но еже жити братіи вкупѣ», говоритъ пророкъ Божій Давидъ. Живите же, братія, между собою по братски, по родственной любви, въ единодушіи, и Господь благословитъ всякимъ добромъ и васъ, и дѣтей вашихъ, и вашихъ /с. 108/ внуковъ въ родъ и родъ. Второй урокъ, который мы беремъ изъ жизни св. братьевъ, есть тотъ, что мы больше всего должны дорожить святою вѣрою. Много бѣдъ и тяжкихъ лишеній претерпѣли они во всю свою многотрудную жизнь, но не измѣнили вѣрѣ, а пребыли вѣрными въ ней до конца жизни, показавъ намъ въ этомъ, что и мы должны дорожить вѣрой Христовой, какъ зѣницей ока, и не измѣнять ей ни ради страха, ни ради выгодъ житейскихъ, если только можетъ быть какая выгода человѣку, когда онъ можетъ измѣнить вѣрѣ?!

Братія христіане! Вѣра Православная для насъ должна быть дороже всего. «Сію вѣру передали ученикамъ своимъ святые равноапостольные Кириллъ и Меѳодій, да тако вѣруя и въ страшный день судный паки предадутъ оную истинною, неизмѣнною, совершенною и станутъ одесную предъ Господомъ Іисусомъ Христомъ, истиннымъ Богомъ нашимъ». — Поэтому, братія, молю васъ именемъ Господа Іисуса Христа достойнѣ благовѣствованію Христа жительствуйте (Гал. 1, 27). Не будьте младенцами колеблющимися и увлекающимися всякимъ вѣтромъ ученія, по лукавству человѣческому, по хитрому искусству обольщешя (Еф. 4, 14), не слушайте смущающихъ васъ и хотящихъ превратить и измѣнить благовѣствованіе Христово (Гал. 1, 7); блюдитеся этихъ злыхъ дѣлателей (Кол. 3, 2); бодрствуйте, стойте въ вѣрѣ, мужайтесь и укрѣпляйтесь (1 Кор. 16, 13). Слышите-ли вы, что говоритъ св. апостолъ: если бы мы, или даже ангелъ съ неба сталъ благовѣствовать вамъ не то, что мы благовѣствовали, да будетъ анаѳема (Гал. 1, 18). Вразумитесь же братія, не слушайте разныхъ обольстителей, которые, подъ разными цвѣтами краснорѣчія, подъ обаяніемъ свѣтскаго любомудрія, даже иногда подъ хитро подобранными изреченіями св. писанія, произносятъ ученія странна и различна (Евр. 13, 9), не увлекайтесь ихъ ученіемъ и не губите душъ своихъ! Аминь. (Составл. по проп. прилож. къ «Рук. для сел. пастырей» за 1889 г.)

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 105-108.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.