Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПАМЯТЬ СВВ. РАВНОАПОСТОЛЬНЫХЪ КИРИЛЛА И МЕѲОДІЯ.
(11 мая).
40. Краткое жизнеописаніе св. первоучителей славянскихъ Кирилла и Меѳодія.

Совершая нынѣ память равноапостольныхъ славянскихъ первоучителей, святыхъ братьевъ по плоти Кирилла и Меѳодія, скажемъ нѣсколько словъ о житіи ихъ. По своему происхожденію они были греки, принадлежали къ богатому и знатному семейству: родители ихъ, Левъ и Марія, пользовались большимъ уваженіемъ при дворѣ греческихъ императоровъ, родомъ были /с. 109/ изъ города Солуни, гдѣ вѣра Христова насаждена была еще святымъ апостоломъ Павломъ и гдѣ съ древнихъ временъ въ большомъ числѣ проживали Славяне, отъ которыхъ они могли научиться славянскому языку. Оба они получили лучшее по тогдашнему образованіе и предназначались для занятія высокихъ государственныхъ должностей. Но Господь, въ рукахъ Котораго судьба каждаго человѣка, судилъ иначе. Святый Кириллъ оставилъ царскій дворецъ и скрылся въ одномъ изъ ближайшихъ монастырей, но чрезъ полгода его отыскали, возвратили въ столицу и назначили учителемъ философіи и другихъ наукъ. Около этого же времени и Меѳодій оставилъ міръ, принялъ монашеское постриженіе и подвизался въ уединенной молитвѣ на любимой имъ горѣ Олимпѣ, въ санѣ игумена иноческой обители. По распоряженію царя и патріарха греческаго, Кириллъ былъ посланъ къ дикому народу Сарацынамъ, потомъ вмѣстѣ съ братомъ своимъ Меѳодіемъ предприняли они путешествіе къ Казарамъ и тамъ проповѣдывали вѣру православную въ качествѣ миссіонеровъ. Наконецъ пришли къ мысли: всю свою жизнь и дѣятельность посвятить на обращеніе ко Христу славянскихъ племенъ. Чтобы успѣшнѣе достигнуть своей цѣли, они изобрѣли славянскую азбуку. Въ тѣхъ же видахъ перевели съ греческаго языка на славянскій священныя книги и Богослуженіе. И теперь въ нашихъ православныхъ Церквахъ поютъ и читаютъ по тому же, какъ святые братья написали тысячу лѣтъ тому назадъ, и до сихъ поръ церковныя книги печатаются тѣми же буквами, которыя изобрѣли. Если народъ русскій — народъ православный, если у насъ въ церкви каждый можетъ понимать, что читаютъ и поютъ на нашемъ родномъ, древнемъ нарѣчіи славянскомъ, то все это сдѣлали съ помощію Божіею двое славянскихъ братьевъ Кириллъ и Меѳодій.

Проповѣдь Казарамъ, жившимъ по побережью Чернаго и Каспійскаго морей, имѣла полный успѣхъ: самъ князь ихъ и множество народа крестились во Христа. Еще большую услугу и благодѣяніе оказали братъя солунскіе Болгарамъ, которые, принявъ славянскую азбуку и богослужебныя книги на славянскомъ языкѣ, просвѣтились истиннымъ ученіемъ Христовымъ. Затѣмъ начинаются великіе подвиги нашихъ первоучителей на пользу всѣхъ славянскихъ племенъ. Моравскій князь Ростиславъ пригласилъ въ свою страну Кирилла и Меѳодія, и тогда Моравія быстро стала воспринимать ученіе Христово. Изъ Моравіи слово ихъ проповѣди доносилось въ Чехію, Хорватію, Далмацію, Сербію и въ другія славянскія страны: вездѣ они про/с. 110/повѣдывали о Христѣ на родномъ языкѣ, и, благодаря ихъ проповѣди, всѣ эти страны вступили въ лоно Церкви Православной. Много горя, скорби и страданій должны были испытать славянскіе просвѣтители при совершеніи великихъ своихъ подвиговъ. Не говоря уже о трудности и опастностяхъ путешествія въ дикихъ и незнакомыхъ странахъ, имъ суждено было испытать сильную злобу и зависть. Безъ всякой вины они были вызваны въ Римъ на судъ тогдашняго папы, какъ виновные въ нарушеніи его приказанія, чтобы богослуженіе вездѣ совершалось на одномъ латинскомъ языкѣ. Здѣсь въ Римѣ Кириллъ почувствовалъ крайнее изнуреніе своихъ силъ отъ продолжительныхъ апостольскихъ трудовъ; предъ смертію постригся въ схиму, скончался въ санѣ схиіеромонаха 14-го февраля на 42-мъ году своей жизни и погребенъ былъ въ Римѣ. Святый Меѳодій по смерти Кирилла прожилъ еще 16 лѣтъ. Поставленный архіепископомъ моравскимъ, продолжалъ онъ просвѣщать святымъ крещеніемъ и укрѣплять въ вѣрѣ и благочестіи другія славянскія страны; по зависти латинскаго духовенства терпѣлъ тяжкое заключеніе въ темницѣ. Скончался св. Меѳодій въ славянскомъ городѣ Велеградѣ, что нынѣ въ Австріи, 6-го апрѣля 885-го года. Чрезъ 104 года послѣ его смерти нашъ русскій князь Владиміръ принялъ православную вѣру, а священниковъ взялъ болгаръ, которые принесли намъ священныя и богослужебныя книги на родномъ нашемъ славянскомъ языкѣ. Съ тѣхъ поръ у насъ православная вѣра и служба во святыхъ храмахъ на родномъ языкѣ. Стало быть, есть за что помянуть Русской землѣ святыхъ своихь учителей Кирилла и Меѳодія.

Къ прискорбію, въ послѣднее время любовь къ славянскому языку, а вмѣстѣ и къ церковно-богослужебнымъ книгамъ стала замѣтно ослабѣвать среди православнаго нашего народа. Славянскіе буквари, составленные въ духѣ нашихъ первоучителей, повсемѣстно выходили изъ употребленія и замѣнялись по нѣмецкимъ образцамъ. Православный народъ отвыкалъ понимать священныя пѣсни своего роднаго богослуженія, утрачивалъ одно изъ самыхъ надежныхъ средствъ къ своему духовному самообразованію и сталъ обнаруживать равнодушіе къ правиламъ и обрядамъ церковнымъ. Помолимся нашимъ просвѣтителямъ святымъ Кириллу и Меѳодію, да непоколебимо сохранитъ Господь въ насъ насажденную ими святую вѣру православную и да озаритъ свѣтомъ истины тѣхъ изъ братій нашихъ, которые удалены были отъ нея различными неправославными нововведеніями. (Изъ слова въ день тысячилѣтія 6-го апр. 1886 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 108-110.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.