Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПАМЯТЬ СВ. ГЕРМАНА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАГО.
(12 мая).
41. Почитать святыя иконы необходимо.

Святый Германъ, нынѣ воспоминаемый Церковью (8-го в.), родился въ Константинополѣ и былъ сынъ сенатора Юстиніана. Императоръ Константинъ Погонатъ убилъ Юстиніана; опасаясь мщенія со стороны сына, онъ отдалъ его въ церковные клирики. Германъ, хотя не по своей волѣ вступилъ на служеніе Церкви, строгою жизнью заслужилъ общее уваженіе и духовенства и мірянъ и достигъ сана епископа города Кизика. За защиту православія противъ еретиковъ императоръ Филиппъ сослалъ Германа въ заточеніе; по смерти Филиппа онъ былъ возвращенъ и даже поставленъ константинопольскимъ патріархомъ, но не надолго. Когда императоръ Левъ Исаврянинъ возбудилъ гоненіе на иконопочитаніе, св. Германъ явился твердымъ защитникомъ иконъ, стараясь вразумить императора и утѣшая невинно гонимыхъ. Иконоборцы въ 730 году свергли его съ патріаршей каѳедры и изгнали изъ Константинополя. Въ 740 году св. Германъ скончался. На седьмомъ Вселенскомъ Соборѣ Германъ былъ причисленъ къ лику святыхъ.

Святый Германъ оставилъ много сочиненій, изъ которыхъ особенно важны три посланія въ защиту св. иконъ. Въ нихъ онъ, между прочимъ, защищаетъ иконопочитаніе указаніемъ на древнія изображенія Іисуса Христа, на нерукотворенный образъ Его, на икону Богоматери письма евангелиста Луки, на чудеса, совершающіяся при иконахъ, доказывая этими примѣрами какъ древность иконопочитанія въ Церкви, такъ и ту пользу, которую получаютъ отъ иконъ вѣрующіе. Объ этомъ будетъ и наше слово.

1) Безумцы, возстающіе противъ святыхъ иконъ, дерзаютъ называть православныхъ христіанъ идолопоклонниками, а святыя иконы идолами. Какое нечестіе и безуміе! — Что такое икона? — Образъ или икона есть изображеніе и подобіе истинной вещи, которая есть, или была, или будетъ. Напримѣръ Святая Троица изображается въ лицахъ трехъ ангеловъ: это было на самомъ дѣлѣ, когда три ангела явились Аврааму у дуба Мамврійскаго. Изображается Отецъ въ видѣ нѣкоего пречестнаго старца: и то было на самомъ дѣлѣ, когда пророкъ Даніилъ и пророкъ Исаія видѣли «Ветхаго деньми, сѣдящаго на престолѣ высоцѣ и превознесеннѣ и серафими окрестъ Его» (Дан. 7, 9; Ис. 6, 1). Изображается Богъ Сынъ, на землѣ рожденный и съ чедовѣками пожившій, страдавшій и погребенный, и воскресшій въ /с. 112/ третій день по писаніемъ, и восшедшій на небеса, и сѣдящій одесную Отца, и паки грядущій со славою судити живымъ и мертвымъ: и это было на самомъ дѣлѣ, и есть, и будетъ. Изображается Духъ Святый въ видѣ голубя; и то было на самомъ дѣлѣ, когда Духъ Святый явился въ видѣ голубиномъ. Также надобно разсуждать и о прочихъ иконахъ, которыя всегда согласны съ своими первообразами и служатъ изображеніемъ и подобіемъ вещей истинныхъ. А что идолъ? — Изображеніе прелеети. «Ибо вси бози языкъ бѣсове; Господь же нашъ небеса и землю сотвори» (Псал. 99, 5). Послѣ сего, кто дерзнетъ нарицать святыя иконы идолами? Не слышите ли страшнаго грома, исходящаго отъ седьмого Вселенскаго Собора, какъ бы отъ облака превознесеннаго, и во всеуслышаніе гремящаго: «иконы святыя глаголющимъ быти идолами: анаѳема, анаѳема, анаѳема».

Но обратимся къ священному Писанію и оттуда почерпнемъ доказательства истины. Въ Писаніи говорится, что Господь Богъ заповѣдалъ Моисею сотворить образъ двухъ херувимовъ златыхъ и поставить ихъ на кивотѣ Господнемъ. Потому кланявшіеся кивоту Господню кланялись и херувимамъ, стоявшимъ на кивотѣ, но не были потому идолопоклонниками, а, напротивъ, людьми избранными, Божіими. Въ Писаніи также говорится о мѣдномъ зміѣ, который вознесенъ былъ на древо Моисеемъ и врачевалъ всѣхъ поклонявшихся ему и взиравшихъ на него. Этотъ змій, вознесенный Моисеемъ на древо, былъ образомъ Самого Христа Спасителя нашего, распятаго на древѣ, какъ Онъ и Самъ о Себѣ свидѣтельствуетъ: «якоже Моисей вознесе змію въ пустыни: тако подобаетъ вознестися Сыну человѣческому» (Іоан. 3, 14).

Въ преданіяхъ церковныхъ говорится, что Самъ Христосъ Спаситель нашъ, изобразивши пречистый ликъ Свой на плащаницѣ, послалъ его болящему царю Авгарю, который хотѣлъ видѣть Іисуса Христа и отъ Него получить исцѣленіе. Этотъ образъ мы называемъ Нерукотвореннымъ.

2) Послушаемъ, какъ св. отцы наши разсуждали о честныхъ иконахъ Церкви. Святый Іоаннъ Дамаскинъ говоритъ, что почесть образа возвращается на первообразное, и кто кланяется образу, тотъ поклоняется изображенному на немъ, кто почитаетъ образъ, тотъ почитаетъ изображеннаго на немъ. То же самое говорятъ и всѣ отцы святые и весь пречестный соборъ ихъ. Этимъ разсужденіемъ побѣдилъ иконоборцевъ Стефанъ Святьій, пострадавшій за святыя иконы, какъ говорится въ его житіи. Приводятъ его предъ самаго начальника иконоборцевъ, злочестиваго Льва Исаврянина, который повелѣваетъ ему попрать ногами /с. 113/ икону Спасителеву. Что же творитъ мужъ святый? — Потребовалъ кинсонную златницу и спросилъ: чей это образъ и написаніе? Когда отвѣчали ему, что — кесаревъ, то онъ, ударивъ златницу о землю, началъ попирать ее ногами и плевать на образъ кесаревъ, изображенный на златницѣ, предъ лицемъ самаго кесаря. Смотря на это, разгнѣвался царь и всѣ старѣйшины; а святый мужъ сказалъ съ дерзновеніемъ: вотъ каково сужденіе ваше, безумные! Гнѣваетесь, что я попралъ образъ земного царя вашего, который есть прахъ и пепелъ; какъ же не будетъ гнѣваться Царь царствующихъ и Господь господствующихъ, Котораго образъ вы попираете ногами вашими!

3) Въ заповѣдяхъ Господнихъ написано: «не сотвори себѣ кумира, ни всякаго подобія елика на небеси горѣ, и елика на земли низу, и елика въ водахъ и подъ землею, да не поклонишися имъ, и да не послужиши имъ». Прельщаются тѣ, кои поклоненіе честнымъ иконамъ почитаютъ нарушеніемъ заповѣди Господней. Ибо заповѣдь та: «не сотвори себѣ кумира» и прочее направлена не противъ иконъ, но противъ идоловъ. Видѣлъ всевѣдущій Богъ, что іудеи имѣютъ большую склонность къ идолопоклонству: «смѣсишася бо съ языки, и навыкоша дѣломъ ихъ, и поработаша истуканнымъ ихъ, и сотвориша тельца въ Хоривѣ, и поклонишася истуканнымъ, и измѣниша славу Божію въ подобіе тельца, ядущаго траву» (Пс. 105). Видѣлъ это Господь Богъ, и далъ имъ чрезъ Моисея заповѣди, которыя такъ начинаются: «Азъ есмь Господь Богъ твой, изведый тя отъ земли египетскія: Да не будутъ тебѣ иніи бози развѣ Мене. Не сотвориши себѣ кумира и пр.»(Втор. 5, 6. 8). Не исполняемъ ли и мы этихъ заповѣдей Господнихъ; имѣемъ ли иныхъ боговъ, развѣ Бога, изведшаго израильтянъ изъ земли египетской, а насъ изъ работы діавольской; творимъ ли себѣ кумировъ, вмѣсто Бога? — Если мы имѣемъ и почитаемъ иконы, то мы не имѣемъ ихъ за боговъ, и имъ самимъ, отдѣльно отъ ихъ первообразнаго, не кланяемся и не воздаемъ божеской чести. Но нѣтъ нужды препираться намъ съ людьми нечестивыми: Церкви Святой врата адовы не одолѣютъ. Церковь есть «столпъ и утвержленіе истины». Съ нею мы, чада ея, купно со всѣми святыми отцами, свѣтилами вселенскими, всѣ единогласно глаголемъ и кровію нашею готовы подтвердить: пречистому Твоему образу поклоняемся, Благій, просяще прощенія прегрѣшеній нашихъ, Христе Боже! Аминь. (Собр. поуч. на воскр. и праздн. дни», изд. «Воскр. чт.» 1853 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 111-113.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.