Церковный календарь
Новости


2017-07-21 / russportal
Повѣсть о явленіи образа Пресв. Богородицы въ Казани, и о чудесахъ, бывшихъ отъ него (1912)
2017-07-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе въ день Казанской иконы Божіей Матери (1965)
2017-07-20 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Василиса Прекрасная (1921)
2017-07-20 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Морозко (1921)
2017-07-20 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Гробовщикъ (1921)
2017-07-20 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Отъ издателя (1921)
2017-07-20 / russportal
К. П. Побѣдоносцевъ. "Московскій Сборникъ". Знаніе и дѣло (1896)
2017-07-20 / russportal
К. П. Побѣдоносцевъ. "Моск. Сборникъ". Болѣзни нашего времени (1896)
2017-07-19 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Общественное служеніе христіанъ (1994)
2017-07-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Англикане и Православная Церковь (1964)
2017-07-19 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Золотая рыбка (1921)
2017-07-19 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Журавль и цапля (1921)
2017-07-19 / russportal
Н. В. Гоголь. Письмо къ Аркадію Осиповичу Россети (1921)
2017-07-19 / russportal
Н. В. Гоголь. Майская ночь, или утопленница (1921)
2017-07-18 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 3-я (1903)
2017-07-18 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 2-я (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 21 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПАМЯТЬ СВВ. АП. ПЕТРА И ПАВЛА.
(29 іюня).
47. Апостолы своею жизнію научаютъ насъ той истинѣ, что безъ благодати Божіей человѣкъ весьма слабъ.

Великія похвалы св. Церковь возноситъ нынѣ празднуемымъ апостоламъ Петру и Павлу. Труды ихъ для распространенія и утвержденія св. вѣры нашей и Церкви выше всѣхъ похвалъ нашихъ. Для насъ въ этомъ отношеніи достаточно участвовать умомъ и сердцемъ въ пѣснопѣніяхъ св. Церкви, сложенныхъ въ честь св. апостоловъ. Лучшаго мы не придумаемъ. Да и для чего было бы придумывать, когда труды благовѣстія ап. Петра и Павла у всѣхъ на виду и заставляютъ каждаго размышляющаго только благоговѣть къ нимъ? Однако-жъ — размышляюща/с. 130/го, потому что безъ размышленія о подвигахъ апостоловъ нельзя понять всей ихъ важности.

Почему апостолы Петръ и Павелъ называются Первоверховными? По своему характеру, по своей особенной ревности къ благовѣстію Христову, по смѣлости своихъ дѣйствій для распространенія вѣры христіанской, за которую Петръ былъ распятъ, по собственному желанію, головою внизъ, считая себя недостойнымъ быть распятымъ по образу Христа Спасителя, какъ нѣкогда трикраты отвергшійся Его въ испугѣ, по живости характера; а Павелъ былъ усѣкнутъ мечемъ.

Апостолъ Петръ избранъ Господомъ въ самомъ началѣ открытаго Его служенія роду человѣческому, и переименованъ изъ Симона Петромъ, потому что онъ первый изъ апостоловъ призналъ въ Іисусѣ истиннаго Мессію. «Ты еси Христосъ, Сынъ Бога живаго», сказалъ онъ на вопросъ Спасителя: «вы же Кого Мя глаголете быти» (Матѳ. 16, 15 и 16)? Исповѣданіе, сказанное Петромъ, есть краеугольный камень христіанства, потому и сказавшій названъ камнемъ: Петръ значитъ камень; названъ онъ такъ и въ знакъ того еще, что Спаситель зналъ, какую современемъ онъ покажетъ твердость вѣры. И дѣйствительно, омывшій горькими слезами свое троекратное, но самое кратковременное отреченіе отъ Христа въ часы страданій Его, — онъ запечатлѣлъ послѣ вѣру свою кровію и крестною смертію. По истинѣ ап. Петръ есть Первоверховный!

Но Павелъ вначалѣ не былъ апостолъ, не только въ числѣ двѣнадцати, но даже въ числѣ семидесяти. Онъ не сопровождалъ Господа во время Его проповѣди, а обратился ко Христу уже по вознесеніи Его на небо, — чудеснымъ образомъ. Павелъ, въ іудействѣ Савлъ, былъ самымъ жестокимъ гонителемъ христіанъ, а потомъ сдѣлался достойнымъ названія Первоверховнаго апостола по своимъ великимъ заслугамъ для Церкви; вотъ что значитъ благодать Божія! Она сдѣлала изъ страшнаго врага самаго сильнаго защитника христіанства. Апостолъ Павелъ самъ о себѣ говоритъ: «благодатію Божіею есмь, еже есмь» (1 Кор. 15, 10). И дѣйстительно, какъ можно объяснить такой великій переворотъ въ душѣ человѣка, какой совершился съ Савломъ, иначе, какъ не особеннымъ сверхъ-естественнымъ дѣйствіемъ Божіимъ? За то Павелъ сдѣлался достойнымъ сосудомъ благодати своею неутомимою дѣятельностію въ пользу христіанства; онъ самъ говоритъ: «паче всѣхъ ихъ потрудихся» (ст. 10). И кто достойно изобразитъ всѣ труды Павла? Самъ св. Златоустъ отказывается вполнѣ восхвалить великаго апостола. Св. Церковь вос/с. 131/пѣваетъ: «яже по вся грады узы и скорби твоя кто скажетъ, славне ап. Павле? Труды, болѣзни и бдѣнія, яже во алчбѣ и жаждѣ злостраданія, яже въ зимѣ и наготѣ, каменометанія и обхожденія, глубины истопленія? позоръ бысть ангеломъ и человѣкомъ: вся убо претерпѣлъ еси о укрѣпляющемъ тя Христѣ».

Павелъ еще до обращенія въ христіанство былъ отлично образованъ; онъ не только въ совершенствѣ зналъ ветхозавѣтныя книги св. Писанія, но и языческихъ древнихъ писателей греческихъ; онъ обладалъ превосходными способностями, и вотъ, когда благодатная сила возродила его къ новой жизни, онъ принесъ въ жертву христіанству всѣ свои познанія и способности; онъ съ неотразимою силою доказывалъ истину христіанской вѣры и опровергалъ ложныя мнѣнія іудейскія; его посланія, которыя такъ часто слышатся въ Церкви, самое высокое богословіе. Не достоинъ-ли Павелъ, послѣ сего, имени Первоверховнаго апостола? А проповѣдь его въ разныхъ странахъ свѣта? Сколько основалъ онъ Церквей! Но не исчислить мнѣ всѣхъ заслугъ ап. Павла; лучшее его изображеніе въ его же посланіяхъ.

Поспѣшимъ къ заключенію. Апостолы Петръ и Павелъ, своею жизнію преподавая урокъ пастырямъ Церкви Христовой, проповѣдникамъ вѣры и руководителямъ ко спасенію, вмѣстѣ съ симъ поучаютъ своими дѣлами каждаго, что можетъ, какую силу можетъ имѣть человѣкъ при благодати Божіей, и какъ онъ слабъ, оставленный самому себѣ.

Петръ безъ благодати неоднократно показываетъ опрометчивость и слабость; съ благодатію онъ твердъ, не поколебимъ, пламененъ. Павелъ, при естественныхъ своихъ силахъ, образованъ, но не видитъ истины; съ благодатію онъ увидѣлъ свѣтъ истинный, позналъ нищету мірской мудрости безъ Христа, сдѣлался силенъ самоотверженіемъ для истины, неутомимо дѣятеленъ, любвеобиленъ. «Вся могу о укрѣпляющемъ мя Іисусѣ Христѣ. Кто ны разлучитъ отъ любве Божія» (Фил. 4, 13, Рим. 8, 35)? Будемъ же помнить, что однѣ естественныя силы наши слабы, и что мы можемъ быть всегда сильными словомъ и дѣломъ при содѣйствіи благодати Божіей. Но какъ часто мы забываемъ это и, получая благодать въ святыхъ таинствахъ, мы слабы отъ того, что вслѣдствіе грѣховъ теряемъ ее, не возгрѣваемъ своимъ трудомъ, своими дѣлами, своимъ покаяніемъ. Благодать Божія дѣйствуетъ въ насъ, но не безъ насъ, — не принуждая, но наклоняя волю нашу къ добру чрезъ нашу свободу, и даръ Божій, живущій въ насъ, необходимо возгрѣвать христіанскою дѣятельностію, собственнымъ стараніемъ; тогда огонь ревности по вѣрѣ /с. 132/ и благочестію будетъ въ насъ апостольскій, постоянный и сильный. (Извл. изъ «Словъ и рѣчей» Леонтія, митр. московскаго).

Святые апостолы Петръ и Павелъ въ земной жизни переносили безчисленное множество трудовъ, лишеній, бѣдъ и напастей. Такъ св. ап. Петръ три раза былъ заключенъ въ темницу (Дѣян. 4, 3; 5, 18; 12, 4), подвергался поруганіямъ и побоямъ и, наконецъ, какъ мы видѣли, умеръ мученическою смертію въ царствованіе Нерона: онъ былъ распятъ на крестѣ головою внизъ. А св. ап. Павелъ былъ безмѣрно въ ранахъ, въ темницахъ и многократно при смерти. Отъ іудеевъ пять разъ дано было ему по сороку ударовъ безъ одного. Три раза били палками, и однажды побивали его камнями, три раза терпѣлъ онъ кораблекрушеніе, ночь и день пробылъ въ глубинѣ морской. Много разъ былъ онъ въ путешествіяхъ, въ опасностяхъ на рѣкахъ, отъ разбойниковъ, отъ единоплеменниковъ, отъ язычниковъ, въ опасностяхъ въ городѣ, въ пустынѣ, на морѣ и между лжебратіями (2 Кор. 11, 23-27). Слова Іисуса Христа: «въ мірѣ скорбни будете» (Ін. 16, 33), сбылись надъ нимъ во всей точности. Но среди всѣхъ бѣдъ, напастей и скорбей свв. апп. Петръ и Павелъ утѣшались и радовались. А мы, братія христіане, какъ переносимъ постигающія насъ скорби и напасти? Если случится съ нами какая-либо скорбь, бѣда или несчастіе, то какъ мы тогда печалимся, сокрушаемся и унываемъ! Сколько ропота на Бога вырывается тогда изъ устъ нашихъ, сколько досады и зависти на людей тогда возникаетъ въ нашемъ сердцѣ! Нѣтъ, не такъ мы должны переносить постигающія насъ бѣды, напасти и скорби. Святые отцы Церкви учатъ насъ иному перенесенію скорбей.

Святый Ефремъ Сиринъ говоритъ: «если желающіе пріобрѣсти земное богатство терпятъ всякую опасность и напасть, кольми паче мы, желающіе пріобрѣсти небесное богатство и наслаждаться вѣчно пребывающими утѣхами, обязаны ни во что ставить для себя всякое трудное дѣло и всякую опасность и отваживаться на искушеніе. Ибо если не будемъ охотно, съ сердечнымъ желаніемъ переносить всякій трудъ, не будемъ съ умиленіемъ и сокрушеннымъ сердцемъ посѣвать слезъ, то какъ, не плакавъ здѣсь, станемъ пожинать тамъ, т. е. на томъ свѣтѣ. Если можно было бы получить царство безъ скорбей, безъ искушеній, безъ терпѣливаго подвига въ прочихъ добродѣтеляхъ, то для чего Богъ попускалъ святымъ терпѣть столько опасностей, искушеній и тѣсноты, а не дозволилъ жить всѣмъ въ своеволіи и роскоши? Посему не будемъ унывать, когда приключаются съ нами огорченія и скорбь, а напротивъ того, станемъ болѣе /с. 133/ радоваться, что идемъ путемъ святыхъ» (Тв. св. Еф. Сир., Ч. 3).

А св. Іоаннъ Златоустъ учитъ: «душа очищается, когда терпитъ скорби ради Бога. Скорбь искореняетъ высокомѣріе, отсѣкаетъ всякое нерадѣніе, уготовляетъ къ терпѣнію, обнаруживаетъ ничтожность дѣлъ человѣческихъ и въ жизни вводитъ много любомудраго. Ей уступаютъ всѣ страсти: зависть, ревность, похоть, пристрастіе къ богатству, плотская любовь, гордость, высокомѣріе, гнѣвъ и весь рой душевныхъ недуговъ. Что огонь для золота, то скорбь для души; она стираетъ съ нея скверну, дѣлаетъ ее чистою, свѣтлою и ясною. Скорбь вводитъ въ царство, а безпечная жизнь въ геенну. Итакъ, если ты ученикъ Христовъ, иди путемъ тѣснымъ и скорбнымъ: не ропщи и не унывай» (Іоан. Злат. толк. на 2-е посл. къ Корин., стр. 320).

Зная благодѣтелное и благотворное значеніе бѣдъ и скорбей въ дѣлѣ своего спасенія, люди богобоязненные даже тревожились, безпокоились, сокрушались, когда ихъ долго не постигали какія-либо бѣды и скорби.

Вотъ примѣръ тому одинъ изъ многихъ. Разсказывалъ нѣкто изъ отцовъ другому, что, бывши въ Александріи, онъ пришелъ однажды въ церковь помолиться и увидѣлъ женщину богобоязненную. Она была въ черномъ одѣяніи и, молясъ предъ иконою Спасителя, плакала и со слезами повторяла: «оставилъ Ты меня, Господи, помилуй Ты меня, Милостивый». «Что это она такъ плачетъ? думалъ я. Видно, вдова она и отъ кого-нибудь терпитъ обиду. Поговорю съ нею и успокою ее». Я сказалъ ей: «видно, обижаетъ тебя кто-нибудь, что ты такъ плачешь?» «Ахъ, нѣтъ, отче, не знаешь ты моего горя. Среди людей я живу и ни отъ кого не терплю оскорбленія никакого. И вотъ о томъ-то я и плачу, что такъ какъ я забываю о Богѣ, то и Богъ забылъ меня посѣщать; три уже года, какъ я не знаю никакой скорби. И ни я сама не была больна, ни сынъ мой, и ничего у меня изъ дома не пропало. Думаю, поэтому, что Богъ за грѣхи мои оставилъ меня, не посылаетъ мнѣ никакихъ скорбей, и вотъ плачу предъ Нимъ, чтобы Онъ помиловалъ меня по милости Своей». Вотъ какъ люди богобоязненные разсуждаютъ, когда долго у нихъ не бываетъ скорбей: имъ тогда думается, что Богъ забылъ ихъ; скорби они считаютъ за особенное къ себѣ вниманіе отъ Бога, за особенную Его къ себѣ милость («Троиц. лист.» № 119).

Итакъ, христіанинъ, скажемъ словами св. Іоанна Златоуста, «не скорби среди скорбей, помышляя, кому ты чрезъ нихъ пріобщаешься и какъ искушенія очищаютъ тебя и сколь много приносятъ пользы». (Сост. по проп. пр. къ «Рук. для с. паст.»).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 129-133.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.