Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 2.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЕ ВЪ ДЕНЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖІЕЙ МАТЕРИ.
(8 іюля).
54. Явленіе Казанской иконы Божіей Матери.

Когда и какъ явилась въ Казани св. икона Пресвятой Богородицы, явленіе коей св. Церковь нынѣ свѣтло празднуетъ?

Въ 16-мъ столѣтіи, именно въ 1579 году, при царѣ Іоаннѣ Грозномъ Пресвятая Богородица три раза являлась въ сновидѣніи одной дѣвицѣ г. Казани и повелѣла возвѣстить духовенству и свѣтскимъ начальникамъ того города, чтобы они взяли икону Ея изъ земли, и указала самое мѣсто, гдѣ сокрыта была икона. Сначала мать, потомъ начальники города не вѣрили видѣнію. Наконецъ, дѣвица, копая землю, скоро нашла св. икону Богоматери, какъ будто только что написанную, а не бывшую въ землѣ. Икона стала источать чудеса, при видѣ коихъ множество татаръ обращались къ православной вѣрѣ и утверждались въ ней. Извѣщенные объ обрѣтеніи иконы, архіепископъ, градоначальникъ и народъ, съ крестнымъ ходомъ, взяли и поставили икону въ ближайшемъ храмѣ. На мѣстѣ явленія иконы вскорѣ построенъ былъ монастырь Богородицкій, и 8-го іюля, въ день обрѣтенія иконы, установленъ праздникъ.

/с. 150/ Явленіе чудотворной иконы Божіей Матери въ г. Казани было весьма благотворно и спасительно. Въ Казани, до завоеванія ея московскимъ царемъ Іоанномъ Грознымъ, всѣ жившіе тамъ татары блуждали во мракѣ ложной вѣры магометанской. Когда Казань была взята нашимъ царемъ Іоанномъ Грознымъ, жители ея мало по малу стали принимать христіанство. Но вновь крещеные татары были еще не тверды въ новой для нихъ вѣрѣ и могли легко отпасть отъ Христовой вѣры и возвратиться въ магометанство. Господь же нашъ Іисусъ Христосъ не хощетъ смерти грѣшника (Іез. 23, 2), но хощетъ всѣмъ спастися и въ разумъ истины пріити (1 Тим. 2, 4). О томъ же и Владычица наша Пресвятая Богородица неусыпно печется. Чтобы не допустить вновь просвѣщенныхъ св. крещеніемъ казанскихъ татаръ до совращенія въ прежнюю ихъ магометову вѣру, Она, наша усердная Заступница, и благоволила явить въ это время въ Казани Свой образъ и на всѣхъ, съ молитвою и вѣрою притекающихъ къ Ея иконѣ, излить чудеса, черезъ которыя маловѣрные новопросвѣщенные могли бы воочію убѣдиться въ правотѣ святыя православныя вѣры Христовой.

Исторія праздника Казанской иконы Божіей Матери напоминаетъ намъ, братія, о той важной и отрадной истинѣ, что Сама Богоматерь является охранительницею и поборницею истиннаго ученія Православной Церкви.

Исторія христіанской Церкви представляетъ много случаевъ такого охраненія Богоматерью православной вѣры. Представимъ ихъ два.

1) Въ 3-мъ вѣкѣ, когда христіанство, находясь въ борьбѣ съ язычествомъ, должно было бороться также съ разными лжеученіями, св. Григорій чудотворецъ, епископъ неокесарійскій, желая точнѣе познать таинство вѣры, молилъ Бога объ откровеніи ему Божественной истины; — и въ одну ночь, когда онъ бодрствовалъ, размышляя о вѣрѣ, ему явился старецъ, въ величественномъ одѣяніи, обнаружившій въ себѣ великую добродѣтель. Познавши въ немъ мужа Божественнаго, посланнаго къ нему отъ Бога для разрѣшенія его недоумѣній, св. Григорій съ восхищеніемъ и радостію смотрѣлъ на него; но старецъ далъ ему знакъ обратить взоръ на другую сторону, и св. Григорій, по указанію его, увидѣлъ дивное явленіе въ образѣ благолѣпной Жены, превосходящей всякій человѣческій образъ, на Которую, при разливающемся необыкновенномъ свѣтѣ, отъ изумленія и страха, онъ не могъ смотрѣть. Явившіеся были Матерь Божія и св. евангелистъ Іоаннъ. Матерь Божія просила Іоанна открыть святому /с. 151/ Григорію тайну благочестія, и св. Іоаннъ, преподавъ ему въ краткихъ и опредѣленныхъ словахъ нужное наставленіе, скрылся отъ очей его. Святый же Григорій, немедлено записавъ слышанное, согласно съ нимъ сталъ проповѣдывать въ Церкви, и Божественное наставленіе, какъ великое нѣкое наслѣдіе, оставилъ своимъ преемникамъ въ рукописи.

Наставленіе это есть то самое, которое постоянно исповѣдывала православная Церковь, и которое лежитъ въ основаніи всего христіанскаго вѣроученія. Это ученіе о таинствѣ Св. Троицы.

2) Съ прекращеніемъ жестокихъ гоненій язычниковъ на христіанъ, христіанству не меньшая опасность предлежала отъ богоотступника Юліана, мечтавшаго возстановить упадшее язычество. Много вѣрующіе терпѣли отъ богоотступника, и наконецъ, предъ походомъ своимъ въ Персію, онъ грозилъ св. Василію Великому, архіепископу Кесаріи каппадокійской, разрушить Кесарію до основанія за ревность ея жителей къ истинной вѣрѣ, и въ самой Персіи, принося жертвы идоламъ, клялся всенародно, что истребитъ всѣхъ христіанъ, если счастливо кончитъ войну свою. Услышавъ объ этомъ, св. Василій Великій, оставшись однажды одинъ въ церкви, сталъ предъ иконою Божіей Матери, и молился о низложеніи отступника и безбожнаго мучителя, — и здѣсь же отъ самой иконы получилъ откровеніе о погибели гонителя. Всѣмъ извѣстно, что богоотступникъ пораженъ былъ неизвѣстно кѣмъ пущенною стрѣлою и умеръ отъ истеченія крови. (См. въ Хр. чтеніи 1828 года.)

Святая Церковь называетъ Матерь Божію нашею Ходатаицею предъ Сыномъ Своимъ и Богомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ. Для чего же нужно Ея ходатайство, когда Христосъ Спаситель нашъ искупилъ насъ отъ грѣха и принимаетъ моленія наши Самъ непосредственно? Такъ, мы, вѣрующіе, имѣемъ дерзновеніе ко Господу, — но только въ такомъ случаѣ, аще сердце наше не зазритъ насъ (1 Ін. 3, 21), т. е., если совѣсть наша не обременена грѣхами. А кто похвалится чисто имѣти сердце (Притч. 20, 9)? Кто не сознается, что не только послѣ крещенія, но и послѣ неоднократной исповѣди, онъ весьма часто прогнѣвляетъ своего Искупителя нарушеніемъ Его заповѣдей? А если такъ, — то, будучи преступниками своего Спасителя, мы теряемъ дерзновеніе къ Нему и имѣемъ нужду въ другомъ, стороннемъ ходатайствѣ предъ Нимъ. Такое ходатайство мы обрѣтаемъ въ лицѣ Пресвятой Богоматери. Не смѣя, по грѣхамъ своимъ, сами обращаться къ Богу, мы просимъ Ея заступничества, и Она умилостивляетъ за насъ Сына Своего Своимъ предстательствомъ, ко/с. 152/торое сильнѣе предстательства всѣхъ святыхъ, всѣхъ ангеловъ: потому что Она, какъ Матерь Божія, выше всѣхъ святыхъ, честнѣйшая херувимовъ и славнѣйшая безъ сравненія серафимовъ. И за кого Пресвятая Богородица проситъ Сына Своего и Бога, Господь не отказываетъ Ей въ прошеніи. И Матерь Божія съ любовію ходатайствуетъ предъ Богомъ за всѣхъ вѣрующихъ во Христа, если они рѣшаются оставить свои беззаконія и быть истинными, ревностными христіанами. Съ любовію, говоримъ, потому что Она, такъ сказать, есть нашего роду: Она знаетъ наши немощи, наши искушенія и трудность бороться съ ними безъ высшей помощи. Она любитъ христіанъ любовію матери, и захочетъ ли не помочь тѣмъ, которые хотя по немощи и согрѣшаютъ, но каются и желаютъ спастись, несмотря на всѣ препятствія ко спасенію.

Что касается до препятствій къ спасенію, то ихъ не знаетъ развѣ тотъ, кто не начиналъ искать спасенія, кто не начиналъ жить по христіански. Съ собою мы носимъ всегда врага христіанской жизни — это плоть, которая воюетъ на духъ и гнететъ насъ къ землѣ; внѣ себя имѣемъ грѣховный міръ, съ безчисленными его соблазнами, и самаго злѣйшаго противника нашего спасенія — діавола, который, яко левъ рыкая, ходитъ, искій кого поглотить (1 Петр. 5, 8). Послѣдній мало нападаетъ своими искушеніями на людей, незаботящихся о добродѣтельной жизни (они сами стремятся къ погибели); а ищущіе спасенія, желающіе совершенства христіанскаго, находятся въ безпрерывной борьбѣ съ нимъ, съ его хитрыми кознями, которыя безчислены. И гдѣ же взять намъ силъ для успѣха въ борьбѣ съ указанными препятствіями? Въ благодати Божіей и въ молитвѣ къ Богоматери. О, Пресвятая Богородице! аще не бы Ты предстояла о насъ молящи, кто бы насъ избавилъ отъ толикихъ бѣдъ?

Возлюбленные о Господѣ братія! Пресвятая Богородица есть особенная покровительница благочестивыхъ христіанъ. Чтобы въ Пресвятой Дѣвѣ всегда имѣть необоримую надежду спасенія и заступницу, — живите свято, держитесь святой вѣры православной твердо и непреложно, имѣйте надежду на Бога, питайте любовь къ ближнимъ и любите Бога всею крѣпостію вашей души. Если же случится согрѣшить и удалиться отъ Бога, то снова спѣшите къ Нему чрезъ покаяніе и дѣйствительное исправленіе жизни. Тогда ничто не будетъ препятствовать Божіей Матери являться заступницею во всѣхъ бѣдахъ и скорбяхъ вашихъ. Аминь. (Сост. по «Слов. и рѣч.» Леонтія, митроп. московскаго, т. 2-й).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 149-152.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.