Церковный календарь
Новости


2018-02-21 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 26-я, утѣшеніе больному (1846)
2018-02-21 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 25-я, о милости и судѣ (1846)
2018-02-21 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 34-е, къ пришедшимъ изъ Египта (1844)
2018-02-21 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 33-е, противъ Аріанъ и о самомъ себѣ (1844)
2018-02-20 / russportal
Свт. Григорій. Слово 32-е, о томъ, что не всякой можетъ разсуждать о Богѣ (1844)
2018-02-20 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 31-е, о Богословіи пятое, о Святомъ Духѣ (1844)
2018-02-19 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ пятокъ 1-я седмицы поста (1864)
2018-02-19 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ четвертокъ 1-я седмицы поста (1864)
2018-02-19 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 24-я, противъ Савелліанъ, Арія и Аномеевъ (1846)
2018-02-19 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 23-я, на святаго мученика Маманта (1846)
2018-02-18 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 10-е, во вторникъ 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-18 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 9-е, въ понедѣльникъ 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-18 / russportal
Свт. Григорій Палама. Бесѣда 7-я, иная о постѣ (1968)
2018-02-18 / russportal
Свт. Григорій Палама. Бесѣда 6-я, увѣщательная къ посту (1968)
2018-02-17 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. «Бесѣды о покаяніи». Бесѣда 7-я (2006)
2018-02-17 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. «Бесѣды о покаяніи». Бесѣда 6-я (2006)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 21 февраля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПАМЯТЬ СВ. РАВНОАП. КНЯЗЯ ВЛАДИМІРА.
(15 іюля).
55. Поученіе въ день св. равноап. князя Владиміра.

Поучительна, братія, жизнь св. равноап. князя Владиміра, память котораго мы совершаемъ. До своего крещенія въ православную христіанскую вѣру, онъ поклонялся языческимъ богамъ и жилъ, какъ и всѣ язычники. Для прославленія боговъ онъ ставилъ вездѣ идоловъ, строилъ капища, приносилъ жертвы; заботился о томъ, чтобы идолослуженіе совершалось торжественно, въ присутствіи всего народа. Въ отношеніяхъ къ своимъ подданнымъ и даже роднымъ онъ не разъ проявлялъ жестокость и насиліе. Войны велись имъ не для защиты, а ради грабежа и кровопролитія, ради одной удали; побѣжденные народы не щадились, а были избиваемы, имущество ихъ отдавалось на разграбленіе. Когда не было войны, Владиміръ предавался порочнымъ развлеченіямъ и разгулу.

Но Богу угодно было, чтобы этотъ грубый язычникъ сдѣлался ревностнымъ христіаниномъ. Въ душѣ великаго князя зародилась мысль, что вѣра, которую онъ исповѣдуетъ со своимъ народомъ, не есть истинная; что идолы, сдѣланные руками человѣческими изъ камня и металла, не могутъ быть божествами для людей. Явилось и сознаніе того, что жизнь, которую онъ ведетъ, не должна быть таковою: грубыя развлеченія утомляли тѣло и душу, войны приносили несчастія, слезы побѣжденнымъ. Душа его искала чего-то высшаго, требовала истины и свѣта. Съ этого времени жизнь великаго князя рѣзко измѣнилась. Забыты были идолослуженіе и идолы, забыты были войны. Прежніе шумные пиры смѣнились бесѣдами съ окружающими и приближенными о томъ, гдѣ находится вѣра истинная. Исканіе Бога продолжалось недолго. Промыслъ Божій привелъ кн. Владиміра къ греческой православной вѣрѣ, и онъ принялъ св. крещеніе, а затѣмъ крестилъ и весь русскій народъ. Насколько прежде князь Владиміръ былъ ревностнымъ язычникомъ, настолько истиннымъ христіаниномъ сталъ онъ теперь. Всѣми почитаемыя статуи боговъ, по его приказанію, преданы безчестію: однѣ были изрублены, другія истреблены огнемъ, или брошены въ рѣку. Все, напоминавшее о прежнемъ язычествѣ, тщательно искоренялось и предавалось забвенію. Вмѣсто этого, св. Владиміръ вездѣ строилъ христіанскіе храмы, заботился о благолѣніи богослуженія, устраивалъ училища для дѣтей. Жизнь его протекала въ дѣлахъ благочестія. Выполненіе всѣхъ заповѣдей христіанской религіи стало его главною заботою. Сирые /с. 154/ и убогіе находили у него пріютъ и защиту, для нихъ онъ строилъ богадѣльни и убѣжища. Миролюбіе со всѣми стало его отличительнымъ качествомъ. Обиженные всегда находили правый судъ. Миръ водворился на Русской землѣ. Въ памяти народной навсегда сохранился образъ великаго князя, который въ народныхъ сказаніяхъ получилъ названіе «краснаго солнышка». По смерти онъ причисленъ къ лику святыхъ — и не за то только, что крестилъ русскихъ людей, но и за свою богоугодную жизнь.

Просвѣтивши землю Русскую свѣтомъ христіанскаго ученія, св. Владиміръ самъ показалъ примѣръ того, какъ должно проводить жизнь согласно этому ученію. Новая вѣра не осталась для него мертвою, а сдѣлалась руководящимъ закономъ во всѣхъ дѣлахъ и даже мысляхъ. Все внутреннее существо великаго князя дѣйствительно преобразилось чрезъ таинство крещенія, и съ этого времени ничто грѣховное и нечистое не касалось просвѣтленной души св. Владиміра.

Посмотримъ, братія, на нашу жизнь. Намъ не нужно было искать, какая вѣра истинная. Всѣ мы родились и воспитывались въ христіанской православной вѣрѣ, таинствомъ крещенія мы очищены въ первые дни нашей жизни; въ немъ дарованы намъ силы для достойнаго прохожденія нашего жизненнаго пути, для борьбы со зломъ, для прославленія имени Божія. Съ первыхъ лѣтъ мы научены, какъ покланяться Богу истинному, какъ жить по Его заповѣдямъ; научены, какъ относиться къ другимъ людямъ и ко всему насъ окружающему. Съ первыхъ дней Православная Церковь чрезъ другія таинства подаетъ намъ Божественную помощь, укрѣпляетъ наши духовныя силы, даетъ всѣ средства, чтобы достигнуть блаженной вѣчной жизни. А посмотрите, какую жизнь мы ведемъ. Не есть ли она сплошное идолослуженіе, которому мы предаемся послѣ крещенія? Не думайте, что идолослуженіе состоитъ въ одномъ только поклоненіи истуканамъ, сдѣланнымъ изъ дерева или металла; такого поклоненія мы не творимъ, но есть другое идолослуженіе, гораздо худшее, потому что оно совершается нами — христіанами, уже просвѣщенными Духомъ Святымъ. Какъ христіане, мы должны бы больше заботиться о своей душѣ, о развитіи нашей духовной жизни. Спаситель повелѣлъ намъ искать прежде всего царствія Божія, обѣщая, что все остальное, необходилое для здѣшней жизни, приложится само собою. Мы же поступаемъ наоборотъ. Оставляя въ сторонѣ заботы о спасеніи души, мы всѣ усилія прилагаемъ къ тому, чтобы наша земная жизнь /с. 155/ проходила въ полномъ довольствѣ, чтобы были исполнены всѣ наши желанія, удовлетворены всѣ страсти. О чемъ наши постоянныя думы? О томъ, чтобы достигнуть богатства, чтобы украсить жилище, чтобы лучше одѣться, лучше поѣсть и попить.

Сколько усилій мы прилагаемъ къ тому, чтобы избавиться отъ недостатка и лишеній! Сколько страданій переживаемъ при неудачахъ, къ какимъ средствамъ прибѣгаемъ для достиженія внѣшняго благополучія! Какъ нѣкогда евреи позабыли Бога истиннаго и поклонялись золотому тельцу, такъ и мы поставили себѣ кумиромъ все то, что, повидимому, дѣлаетъ земную жизнь счастливою. Въ пристрастіи ко всему земному мы забываемъ о нашихъ христіанскихъ обязанностяхъ, о молитвѣ, о храмѣ Божіемъ. Мірская жизнь совершенно поглощаетъ насъ. Душевныя наши качества противоположны тѣмъ, какими мы должны бы отличаться по указанію Евангелія. Смиреніе, кротость, любовь къ ближнимъ уже рѣдко встрѣчаются среди насъ. Злоба, ненависть, презрѣніе, гордость — вотъ что проявляется въ нашихъ отношеніяхъ къ другимъ людямъ. Мы постоянно волнуемся по всякому ничтожному поводу, страдаемъ отъ малѣйшей обиды, всѣ силы употребляемъ на то, чтобы причинить обидѣвшему какое-нибудь неудовольствіе. Милосердіе къ бѣднымъ совершенно намъ чуждо; если и дѣлаемъ иногда благодѣяніе, то всегда изъ-за какой-либо выгоды.

Трудно, братія, и перечислить все то, чему мы страстно поклоняемся, чему служимъ всю свою жизнь. Придетъ время, горько пожалѣемъ мы о своемъ идолопоклонствѣ, но тогда будетъ слишкомъ поздно. Нужно теперь отрѣшиться отъ пристрастія ко всему земному, умѣрить свои желанія, и теперь позаботиться о томъ, какъ бы избѣжать этого горькаго сожалѣнія. Заботы о житейскомъ, конечно, необходимы — мы нуждаемся въ жилищѣ, одеждѣ и пищѣ, — но онѣ не должны поглощать насъ до забвенія о будущей жизни, до забвенія о нуждахъ духовныхъ. Все это преходяще и все останется здѣсь, на землѣ, а мы послѣ смерти должны будемъ дать отчетъ въ томъ, какъ пользовались на землѣ дарованными намъ силами и что сдѣлали для нашего спасенія. Св. равноап. Владиміръ по крещеніи народа молился: «Боже великій, сотворивый небо и землю! призри на новые люди Своя и даждь имъ, Господи, увѣдѣти Тебе, истиннаго Бога!» Вмѣстѣ съ нимъ помолимся, братія, и мы Господу, чтобы Онъ вразумилъ и просвѣтилъ насъ, отвратилъ насъ отъ служенія міру и далъ намъ въ полной мѣрѣ познать Его, Бога истиннаго. Аминь. (Е. Р-скаго, «О нашемъ идолопоклонствѣ»).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 153-155.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.