Церковный календарь
Новости


2017-11-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Будемъ ли мы, наконецъ, каяться? (1975)
2017-11-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Готовимся ли мы къ Великому посту? (1975)
2017-11-20 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Мысли о конницѣ (1933)
2017-11-20 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Сибирскіе казаки (1934)
2017-11-20 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (2-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-20 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (1-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 8-я (1932)
2017-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 7-я (1932)
2017-11-18 / russportal
Л. Д. Перепелкина. Юліанскій календарь - 1000-лѣтняя икона времени на Руси (1989)
2017-11-18 / russportal
Проф. П. В. Верховской. Патріархъ Тихонъ (1919)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 6-я (1932)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 5-я (1932)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. №100 (Къ юбилею "Часового") (1933)
2017-11-17 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Подъ какимъ лозунгомъ? (1933)
2017-11-17 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 36-е (1882)
2017-11-17 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 35-е (1882)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 21 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 39.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПАМЯТЬ СВ. ПРОРОКА ИЛІИ.
(20 іюля).
56. О жизни и дѣятельности пророка Иліи.

Святый пророкъ Илія жилъ безъ малаго за тысячу лѣтъ до Рождества Христова. Былъ великій подвижникъ, строгій къ себѣ и другимъ; ходилъ въ волосяной одеждѣ, бѣдной и грубой; жилъ по большей части въ пустынѣ и являлся между людьми только для того, чтобы учить ихъ вѣрѣ, нещадно обличалъ въ нечестіи, тогда господствовавшемъ, и предсказывалъ за то отъ лица Божія страшныя наказанія. Нечестивому царю израильскому онъ предсказалъ, что за идолопоклонство и нечестіе въ его царствѣ, три года съ половиной не будетъ ни дождя, ни росы и отъ того произойдетъ сильный голодъ, что и сбылось на самомъ дѣлѣ, такъ что самому пророку, поселившемуся въ пустынѣ при одномъ ручьѣ, угрожала смерть. По повелѣнію Божію, вороны каждый день, утромъ и вечеромъ, доставляли ему хлѣбъ и мясо.

Когда же, по прошествіи года, и ручей пересохъ и нечего было Иліи пить, Богъ повелѣлъ ему идти въ одинъ городъ къ нѣкоторой благочестивой, но бѣдной вдовицѣ, которая и содержала его у себя, — поила и кормила, за что у нея, по слову пророка, во все продолженіе голода не убывалъ скудный запасъ муки и масла. Берите себѣ примѣръ съ этой бѣдной вдовицы, питавшей пророка и награжденной за то спасеніемъ отъ неминуемой смерти: отъ подаянія милостыни, будьте увѣрены, не обнищаете; и бѣдный помогай нуждающемуся, чѣмъ только можешь. Израильтяне вразумились посѣщеніемъ Божіимъ и обратились къ Богу съ раскаяніемъ. По прошествіи трехъ съ половиною лѣтъ, небо, по молитвамъ Иліи, пролило обильный дождь, и земля дала плодъ свой, — продолжительный голодъ прекратился. Вотъ откуда произошелъ похвальный обычай прибѣгать къ пророку Иліи съ молитвою о его ходатайствѣ предъ Богомъ о ниспосланіи дождя во время засухи.

Когда миновали три года съ половиною засухи и голода, св. Илія явился къ царю съ обличеніемъ въ идолопоклонствѣ и предложилъ ему собрать весь народъ и жрецовъ идольскихъ на одну гору и изслѣдовать, кто истинный Богъ. Когда народъ собрался, Илія обратился къ нему и сказалъ: «долго ли вамъ хромать на обѣ ноги? Ежели мой Богъ, которому я служу вѣрой и правдой, есть истинный Богъ, то вѣруйте Ему; ежели идолъ Ваалъ есть богъ, то идите за нимъ. Изъ жрецовъ вааловыхъ здѣсь цѣлыя сотни, а я только одинъ. Пусть же намъ дадутъ двухъ тельцовъ: одного тельца пусть возьмутъ они, разсѣкутъ и положатъ /с. 157/ на дрова, но огня не подкладываютъ; а я приготовлю другого тельца, положу на дрова, и огня тоже не положу. Потомъ призовите имя боговъ вашихъ, а я призову имя своего Бога; и Богъ, Который, услышавъ молитву, пошлетъ огонь, да будетъ признанъ истиннымъ Богомъ». Какъ предлагалъ св. пророкъ, такъ и сдѣлали. Но сколько ни молились по своему жрецы вааловы своему истукану, не было отъ него ни гласа, ни послушанія. А какъ только помолился Илія своему Богу, тотчасъ спалъ съ неба огонь и попалилъ не только жертву съ дровами, но и воду, которою онѣ были облиты. Тогда весь народъ палъ на землю и воскликнулъ: Богъ Иліинъ есть истинный Богъ, — и обратился къ Нему. А Илія приказалъ переловить жрецовъ идольскихъ и всѣхъ переколоть, чтобы они болѣе не развращали народъ.

Царица Іезавель, ревностная идолопоклонница, возненавидѣла Илію за избіеніе жрецовъ идольскихъ и поклялась убить его, отчего онъ удалился въ пустыню, гдѣ, будучи томимъ голодомъ и жаждой и горюя о развращеніи людей, просилъ у Бога смерти; наконецъ заснулъ отъ утомленія. Во время сна явился ему ангелъ Господень, принесъ пищи и питія и велѣлъ встать, ѣсть и пить. Подкрѣпившись пищею, онъ сорокъ дней шелъ къ горѣ Хориву и остановился въ ея пещерѣ. Здѣсь Самъ Богъ явился ему и повелѣлъ на слѣдующее утро взойти на вершину горы, гдѣ обѣщалъ ему опять явиться. Илія взошелъ на гору, и Богъ послѣ бури, землетрясенія и пламени явилъ ему Свое присутствіе въ тихомъ и кроткомъ дуновеніи вѣтра въ знакъ того, что Онъ Богъ, не столько грозный отмститель злое творящимъ и карающій нечестивыхъ, сколько милосердый и чадолюбивый Отецъ, Который и наказываетъ людей не по враждѣ и злобѣ, а по милости, чтобы вразумить ихъ, исправить и спасти отъ вѣчныхъ мукъ.

Ревнуя за славу Божію, пророкъ Илія хотѣлъ, чтобы огонь Небесный пожралъ нечестивый народъ, какъ нѣкогда содомлянъ. И вотъ, какъ будто отвѣчая желанію пророка, засверкала молнія, загрохоталъ въ ущельяхъ громъ, и скалы, отрываемыя бурею, съ грохотомъ катились въ пропасть. Въ благоговѣйномъ страхѣ пророкъ ждалъ гнѣвнаго явленія [Господа]. Но онъ ошибся: ни въ огнѣ, ни въ бурѣ не явился Господь; а когда гроза смѣнилась легкимъ дыханіемъ вѣтра, пророкъ ощутилъ присутствіе Господа и понялъ, что еще не настало время гнѣва; на его жалобы Господь отвѣчалъ ему, что есть 7 тысячъ во Израилѣ не преклоншихъ колѣнъ предъ Вааломъ; т. е. пока имѣется хоть слабая искра вѣры во Израилѣ, Онъ будетъ удерживать караю/с. 158/щій мечъ праведнаго гнѣва; угасла она — и мечъ опустился и раздробилъ нечестивый народъ, какъ глиняный сосудъ.

Святый славный пророкъ Илія взятъ живой на небо, но еще прежде, нежели онъ вознесся туда самою плотію, онъ постоянно возносился туда душею; св. Илія потому, безъ сомнѣнія, и удостоился вознестись на небо плотію, что въ продолженіе всей своей земной жизни съ величайшею ревностію стремился туда душею, горняя мудрствовалъ, а не земная. Такъ и мы, ежели желаемъ вселиться на небѣ сперва душами своими, по смерти тѣлъ, а потомъ и тѣлами, по воскресеніи ихъ, должны постоянно и неослабно, живя на землѣ, мудрствовать горняя, а не земная.

Кто мудрствуетъ горняя? Тотъ, у кого и умъ, и воля, и сердце заняты только горнимъ: кто о горнемъ помышляетъ; горняго желаетъ, къ горнему стремится; кто твердо помнитъ, что отечество наше на небесахъ (Евр. 11, 14), что настоящая жизнь есть только школа, гдѣ мы должны приготовиться для вѣчности и стараться воспользоваться всѣми средствами, какія далъ намъ Богъ для такого приготовленія; кто заботится исполнять волю Божію и на землѣ, какъ она исполняется на небеси; кто всѣмъ своимъ существомъ и всею дѣятельностію вышнихъ ищетъ, идѣже есть Христосъ одесную Бога сѣдя (Кол. 3, 1).

Если такъ, то не очевидно ли, что этотъ человѣкъ идетъ впередъ и идетъ именно къ небу? Онъ постоянно какъ бы отрѣшается отъ земли, разрывая одну за другою всѣ нити, привязывающія грѣшника къ землѣ, умерщвляя уды свои, яже на земли, блудъ, нечистоту, страсть, похоть злую, лихоиманіе и проч. (Кол. 3, 5). Онъ постепенно возвышается душею своею надъ тѣломъ, распиная плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), и такимъ образомъ ослабляя, утончая, какъ бы одухотворяя самую плоть, постепенно возвышается душею своею по лѣствицѣ нравственныхъ совершенствъ, которая верхнимъ концемъ достигаетъ неба. Онъ постоянно очищаетъ, возвышаетъ свою душу въ самомъ ея существѣ, дѣлаетъ ее ангелоподобную и богоподобную. Какой же всему этому долженъ быть естественный исходъ? Когда придетъ смерть и разрѣшитъ душу отъ тѣла, прервавъ послѣднюю нить, удерживавшую ее на землѣ — куда устремится эта душа какъ не на небо, къ которому стремилась она въ продолженіе всей жизни, къ которому уже такъ приблизилась и приготовилась, съ которымъ такъ сроднилась? А когда наконецъ, по волѣ Божіей, возстанутъ изъ гробовъ мертвецы, да пріиметъ кійждо, яже съ тѣломъ содѣла или блага, или зла (2 Кор. 5, 10), — куда отойдетъ и это тѣло, воскресшее и /с. 159/ обновленное, какъ не на небо же, чтобы раздѣлить вмѣстѣ съ душею своею ея радости и вѣчное блаженство?

Кто мудрствуетъ земная? Тотъ, кто живетъ только для земли; кто и тѣломъ и душею, и мыслями, и желаніями, и дѣйствіми постоянно вращается въ вихрѣ земной суеты; кто любитъ міръ и яже въ мірѣ — похоть плоти, похоть очесъ и гордость житейскую (Ін. 2, 16); кто печется о пріобрѣтеніи благъ земныхъ и прилагаетъ къ нимъ свое сердце, предается чувственнымъ удовольствіямъ, пристращается къ земнымъ почестямъ и отличіямъ. Такой человѣкъ чѣмъ болѣе живетъ, тѣмъ болѣе и болѣе привязывается къ землѣ, порабощаетъ душу тѣлу и постепенно подавляетъ ее, болѣе и болѣе огрубляетъ, оземленяетъ ее, заглушая въ ней всѣ высшія потребности. Куда же придетъ онъ по окончаніи настоящей жизни? Туда, безъ сомнѣнія, куда шелъ въ продолженіе жизни; душа его, по силѣ нравственнаго тяготѣнія, естественно устремится во глубину ада. А когда, въ день воскресенія, снова соединится съ своимъ тѣломъ, то неизбѣжно повлечетъ и его за собою въ ту же неисходную бездну.

Молитвами св. Пророка и ревнителя по Бозѣ Иліи да удостоитъ Господь Богъ благодатію Своею всѣхъ насъ, братія, достигнуть нашего горняго отечества! (Изъ Воскр. чт. и др. ист.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 156-159.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.