Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 29.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА ПРЕОБРАЖЕНІЕ ГОСПОДНЕ.
(6-го августа).
60. Преображеніе Господне удостовѣряетъ насъ въ истинѣ будущей жизни по смерти.

Въ минуты славнаго Преображенія Господа явились съ небеси пророки Моѵсей и Илія и бесѣдовали съ Нимъ объ исходѣ Его, т. е. о предстоящихъ Ему страданіяхъ и смерти. И мы скажемъ нынѣ о нашемъ исходѣ изъ міра сего, о нашей смерти. Что такое наше бытіе? Нельзя не сознаться, что для многихъ оно кажется покрытымъ непроницаемою завѣсою. Кто мы и для чего существуемъ? Для чего рождаемся и умираемъ? Что будетъ по ту сторону гроба и будетъ ли что? Всѣ эти и подобные симъ вопросы нерѣдко волнуютъ душу человѣка и требуютъ настоятельнаго разрѣшенія. Событія Преображенія Христова на горѣ Ѳаворѣ убѣждаетъ насъ, что назначеніе людей дѣйствительно неодинаково со всѣмъ остальнымъ, существующимъ на землѣ.

Никогда не подтверждались съ такою очевидностію величіе и несомнѣнность искупленія Спасителемъ рода человѣческаго отъ /с. 169/ грѣха, проклятія и смерти, какъ въ минуты славнаго Его Преображенія. Кромѣ облистанія Его лика, кромѣ явившихся пророковъ съ небеси, свидѣтельствовавшихъ издревле о Его пришествіи на земли и цѣли этого пришествія, тогда же еще былъ слышанъ гласъ Самого Бога Отца о Имѣющемъ пострадать и умереть за насъ грѣшныхъ: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ; Того послушайте! Какое же можетъ быть доказательство выше того, какое явлено міру на горѣ Ѳаворѣ относительно того, что Преобразивыйся есть воистину Сынъ Божій и нашъ Спаситель? Если же для спасенія людей надлежало пострадать Самому Сыну Божію, значитъ человѣкъ созданъ и предназначенъ не для того, чтобы, проживъ нѣсколько лѣтъ на землѣ, изчезнуть и уничтожиться навсегда. Иначе, что же была бы за тайна Премудрости Божіей, каковою является искупленіе Христомъ человѣка, если бы бытіе послѣдняго ограничивалось только земнымъ существованіемъ и было такъ кратковременно въ сравненіи съ вѣчностію, какъ одно мгновеніе? И въ чемъ бы тогда обнаружилась велія тайна правды Божіей и любви Его къ падшему, когда мы видимъ, что и послѣ искупленія присущи человѣку великія страданія, если бы при этомъ не было для страдальца награды на небеси? Нѣтъ, изъ всего домостроительства Божія о человѣкѣ видно, что есть въ насъ нѣчто близкое премудрости Божіей и достойное Его любви, что для спасенія нашего потребовалась такая великая жертва, какъ смерть Самого Сына Божія. Это нѣчто есть душа наша, созданная по образу вѣчнаго Бога, украшенная разумомъ и свободою, умаленная малымъ чѣмъ отъ ангелъ. Для спасенія ея Сынъ Божій добровольно претерпѣлъ страданія и смерть. Поэтому наша забота прежде всего и болѣе всего должна быть о душѣ, чтобы украсить ее плодами христіанской жизни и чрезъ нихъ явиться достойными своего высшаго предназначенія. Въ чемъ же состоитъ это предназначеніе?

Изъ того же событія Преображенія Господа открывается, что за гробомъ человѣка ожидаетъ иная жизнь, иной міръ, совершенно отличный отъ земнаго. Оттуда-то и явились Моѵсей и Илія на Ѳаворъ и бесѣдовали съ Господомъ, одинъ чрезъ тысящелѣтія послѣ своей смерти, другой — послѣ взятія живымъ на небо. Въ этомъ явленіи пророковъ на землю открывается очевидное доказательство того, что для насъ уготована послѣ смерти жизнь вѣчная. Отсюда для насъ должно быть постояннымъ памятованіемъ, что все земное, какъ и самая земная жизнь, толь/с. 170/ко временно, что всѣ земныя блага, удовольствія, почести, страданія скоропреходящи, только до смерти. Что же послѣ смерти? Вотъ то же событіе, нынѣ воспоминаемое Церковію, приподнимаетъ край завѣсы, скрывающей отъ насъ жизнь небесную, и показываетъ, что эта жизнь для праведниковъ будетъ состоять въ царствѣ славы Христовой, въ царствѣ неописуемаго блаженства, въ царствѣ мира и любви. Моѵсей и Илія — эти выразители небесной жизни — являются на Ѳаворѣ, особеннымъ образомъ окруженные славою, заимствуя оную отъ Присносущнаго Свѣта и Славы Господа, Они, исполненные любви, какъ друзья, бесѣдуютъ со Христомъ. А апостолы, созерцая это отношеніе небожителей къ своему Владыкѣ, преисполняются неописуемаго восторга. И вотъ они въ чувствахъ невыразимаго восторга восклицаютъ: Господи, добро есть намъ здѣ бити! Если такова была слава Ѳаворская, то какою она должна быть — на небѣ, гдѣ праведницы сіяютъ яко солнце въ царствіи Отца ихъ, заимствуя свою славу отъ Бога Отца, Сына и Св. Духа, въ сообществѣ Пречистой Матери Богочеловѣка, Архангеловъ, Ангеловъ, Херувимовъ и Серафимовъ? Если апостолы при видѣ славы Ѳаворской пришли въ состояніе крайняго умиленія, то въ какой восторгъ, въ какое блаженное состояніе приходятъ тѣ, которымъ Господъ послѣ ихъ смерти говоритъ: «пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте царствіе, уготованное вамъ отъ сложенія міра?» Не лиши и насъ, Господи, Твоея славы! Да возсіяетъ и намъ грѣшнымъ, свѣтъ Твой присносущный. (Моск. Церковныя Вѣдомости. 1890 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 168-170.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.