Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА ПРЕОБРАЖЕНІЕ ГОСПОДНЕ.
(6-го августа).
63. Просвѣтлѣніе праведниковъ по воскресеніи.

Въ преобразившемся на Ѳаворѣ Господѣ Іисусѣ лицо сдѣлалось свѣтлымъ, какъ солнце. Это необычайное просвѣтлѣніе было проявленіемъ Божеской славы Его. Оно есть образъ славы, ожидающей праведниковъ по воскресніи. Тогда праведницы просвѣтятся яко солнце въ царствіи Отца ихъ.

Какъ лице Господа на Ѳаворѣ просвѣтилось яко солнце, такъ просвѣтлѣетъ и лице ихъ. Свѣтлость лица ихъ, подобная солнечной, будетъ отраженіемъ внутренней неизреченной ихъ радости. Этой радости праведники сподобляются уже прямо по смерти, вступивъ во обители Отца небеснаго; но они испытываютъ ее только по душѣ. Тогда, т. е. по воскресеніи, когда душа снова соединится съ тѣломъ, радость, наполняющая душу, выступитъ на ихъ лицѣ и сдѣлаетъ его свѣтлымъ, какъ солнце.

Не отвнѣ будетъ сіять этотъ свѣтъ, а извнутри. Состояніе понятное. Ибо и въ настоящей жизни, когда свѣтло и радостно на душѣ, тогда свѣтло и лице. А по воскресеніи лице праведниковъ будетъ несравненно свѣтлѣе, потому что радость, наполняющая душу праведниковъ, будетъ несравненно выше радостей, испытуемыхъ душею здѣсь, — тамъ, въ царствѣ славы, мѣсто для одной полной неизреченной радости! Отчего происходитъ эта радость праведниковъ? Оттого, что, разрѣшившись отъ узъ тѣла, они вступаютъ въ тѣснѣйшее общеніе съ Господомъ, созерцаютъ Его лицемъ къ лицу. Озаряемые свѣтомъ лица Господа, они обрѣтаютъ въ Немъ совершенное удовлетвореніе своихъ духовныхъ потребностей, — истины, добра и блаженства. Судить о томъ, какъ тѣснѣйшее общеніе съ Господомъ можетъ служить источникомъ неизреченной радости въ будущемъ вѣкѣ, можно отчасти по сравненію съ общеніемъ съ нѣкоторыми людьми умными и добрыми, съ которыми весьма пріятно проводить время. Слушаешь ихъ и не наслушаешься, глядишь и не наглядишься. Одинъ взглядъ ихъ приводитъ въ восторгъ. Но это слабый примѣръ, по которому можно судить о степени радости общенія съ Господомъ въ будущемъ вѣкѣ, — она несравненно будетъ тогда полнѣе; а по воскресеніи, наполняя душу, выступитъ на лицѣ, обольетъ его неизреченнымъ свѣтомъ, который сообщится и всему тѣлу: все оно будетъ блистать, какъ ризы Спасителя на Ѳаворѣ.

Безъ сомнѣнія, каждому изъ насъ, братія, желательно сподобиться этой неизреченной радости, этого просвѣтлѣнія по душѣ и по тѣлу; надобно вступить для этого на путь правды, — истиннаго благочестія и добродѣтели, неуклонно идти этимъ /с. 176/ путемъ. Только праведницы просвѣтятся яко солнце во царствіи Отца ихъ, какъ просвѣтилось лице Христа на Ѳаворѣ. Но и праведники живутъ на землѣ не безгрѣшно; и они иногда на день семь разъ падаютъ. Падаютъ, но каждый разъ спѣшатъ возставать. Подражая имъ въ ревности къ подвигамъ правды, будемъ подражать имъ и въ оплакиваніи своихъ грѣхопаденій, если не хотимъ лишиться вѣчной свѣтотворной радости въ обителяхъ Отца небеснаго. Сѣющіе слезами покаянія здѣсь, пожнутъ радость тамъ. («Душ. Чтеніе». 1884 г.)

Желаете ли вы, братія, чтобы и вамъ на землѣ было хорошо и весело, чтобы и васъ осіявалъ свѣтъ божественный? Живите между собою въ любви и согласіи, и вамъ будетъ хорошо и весело, и вы будете жить во свѣтѣ божественномъ; кто любитъ брата своего, говорится въ Евангеліи, тотъ во свѣтѣ пребываетъ (Ін. 2, 10). Благословеніе Божіе нисходитъ на тѣхъ людей, которые живутъ между собою въ любви. И со стороны сердце радуется, какъ смотришь на людей, живущихъ между собою согласно: какою же радостію они наслаждаются сами! Къ несчастію, рѣдки такія семейства, и немного такихъ людей! Чѣмъ мы можемъ преодолѣвать различныя трудности и скорби, неминуемо встрѣчающіяся въ послѣдованіи Господу? Молитвою. Чѣмъ можемъ побѣждать враговъ нашего спасенія видимыхъ и невидимыхъ? Молитвою. Чѣмъ оградимъ себя отъ нечистыхъ помысловъ и желаній? Молитвою. Чѣмъ удержимъ свою волю отъ поползновенія къ грѣху и утвердимся въ стремленіи къ добру? Молитвою. Чѣмъ защитимъ себя отъ соблазновъ и искушеній? Чѣмъ закроемъ свои очи и уши, чтобы не видѣть и не слышать того, что вредно и пагубно для души? Молитвою. Чѣмъ обуздаемъ уста, чтобы не говорить лжи, обмана и всякаго празднаго слова? Молитвою. Чѣмъ удержимъ руки, чтобъ не простирать ихъ на зло, и ноги, чтобъ не идти на путь нечестивыхъ? Молитвою. Безъ молитвы не можемъ мы успѣвать въ благочестіи и добродѣтели: безъ содѣйствія благодати Божіей, человѣкъ не можетъ дѣлать ничего добраго; а безъ молитвы благодать не придетъ къ человѣку на помощь, ибо она подается только просящимъ ее у Бога и съ готовностію пріемлющимъ.

Молись, христіанинъ, какъ можно чаще; молись, прося у Бога помощи и милости, молись, благодаря Его за непрерывныя и неисчислимыя благодѣянія; молись въ радости, молись въ скорби, — и ты собственнымъ опытомъ познаешь могущест/с. 177/во молитвы, и, испытавъ, скажешь о силѣ молитвы болѣе сказаннаго. Въ молитвенномъ состояніи душа возносится на небо, или Самъ Господь невидимо являетъ въ ней лучъ небеснаго свѣта и даетъ ей наслаждаться такимъ блаженствомъ, для выраженія котораго нѣтъ словъ на языкѣ человѣческомъ!

Спаситель и Богъ нашъ, Іисусъ Христосъ, да научитъ всѣхъ насъ Своею благодатію, како подобаетъ всегда молиться (Лук. 18, 1), и да подастъ намъ ревность и силу всякою молитвою и моленіемъ молиться на всяко время духомъ (Ефес. 6, 18). (Состав. по «Слова и бесѣд.» Димитрія, архіеп. Херсон.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 175-177.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.