Церковный календарь
Новости


2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 22-я (1939)
2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 21-я (1939)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Что намъ необходимо знать и помнить? (1975)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). День Святой Троицы (1975)
2017-10-23 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Обрѣтеніе мощей прав. Іуліаніи, кн. Ольшанской (1967)
2017-10-23 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Поликарпа, архим. Печерскаго (1967)
2017-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 10-я (1961)
2017-10-22 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 5-я (1991)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА ПРЕОБРАЖЕНІЕ ГОСПОДНЕ.
(6-го августа).
64. Слово въ праздникъ Преображенія Господня. О кончинѣ міра и о воскресеніи мертвыхъ.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Празднуемъ нынѣ мы, братія, святое и славное Преображеніе Господне, — то великое и божественное событіе, когда Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ, во время земной жизни Своей, восшедъ однажды въ ночное время съ тремя учениками Своими на гору Ѳаворскую для молитвы, преобразился предъ ними, такъ что лице Его сдѣлалось какъ солнце, а ризы — какъ чистый и яркій свѣтъ. Для чего же преобразился Христосъ? Конечно для того, чтобы показать славу Своего Божества, славу Своего будущаго изъ мертвыхъ воскресенія и славу святыхъ человѣковъ, по всеобщемъ воскресеніи, при кончинѣ міра. Посему-то явились во время преображенія на горѣ не только Илія, безсмертный житель неба, но и Моѵсей, вызванный изъ гроба, какъ вкусившій смерть, и потому свидѣтель воскресенія изъ мертвыхъ. Итакъ, Преображеніе Христово, сверхъ проявленій силы и премудрости Божіей въ спасительномъ страданіи и воскресеніи Господа нашего, возвѣщаетъ намъ кончину міра и воскресеніе мертвыхъ. Сей важный и вмѣстѣ утѣшительный примѣръ Христіанскаго вѣрованія ясно и опредѣленно изложенъ въ ученіи Іисуса Христа и апостоловъ. Размыслимъ же теперь, братія, о томъ, какая имѣетъ быть послѣдующая судьба настоящаго видимаго міра, и что будетъ съ умершими людьми всѣхъ временъ и мѣстъ. Невѣрнымъ только свойственно оставаться при одномъ настоящемъ и видимомъ, не предполагая никакой перемѣны въ мірѣ и не ожидая ничего будущаго за гробомъ. Но мы — христіане, просвѣщенные божественнымъ откровеніемъ, вѣруемъ, что настоящій видимый міръ со временемъ кончится, и всѣ умершіе, отъ созданія до кончины міра, воскреснутъ и оживутъ.

/с. 178/ Кончину міра возвѣстилъ намъ Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ въ Евангеліи. Когда апостолы однажды спросили Его о времени кончины міра, рцы намъ, сказали Ему, что есть знаменіе Твоего пришествія, и кончина вѣка? Онъ отвѣчалъ имъ, что проповѣстся Евангеліе Царствія по всей вселеннѣй во свидѣтельство всѣмъ языкомъ, и тогда пріидетъ кончина (Матѳ. 24, 3-14). Абіе солнце померкнетъ, и луна не дастъ свѣта своего, и звѣзды спадутъ съ небесе, и силы небесныя подвигнутся. Небо и земля мимо идетъ (Мѳ. 24, 29. 35). И ученики Господни, св. апостолы, поучая вѣрующихъ и увѣщевая ихъ къ терпѣнію и подвигамъ, всегда возвѣщали имъ о кончинѣ сего тлѣннаго міра. Долготерпите, говоритъ апостолъ Іаковъ, утвердите сердца ваша, яко пришествіе Господне приближися (Іак. 5, 8). Всѣмъ кончина приближися (1 Петр. 4, 7). Пріидетъ день Господень, яко тать въ нощи, въ оньже небеса убо съ шумомъ мимо идутъ, земля же и яже на ней дѣла сгорятъ (2 Петр. 3, 10), говоритъ апостолъ Петръ. А св. Павелъ поучаетъ такъ: Сіе глаголю, братія, яко время прекращено есть прочее; преходитъ бо образъ міра сего (1 Кор. 7, 29-31); и повторяя слова Псалмопѣвца, говоритъ: въ началѣ Ты, Господи, землю основалъ еси, и дѣла руку Твоею суть небеса; та погибнутъ, Ты же пребываеши, и вся яко же риза, обетшаютъ, и яко одежду свіеши ихъ, и измѣнятся (Евр. 1, 10. 11. 12).

Не думайте однако же, братія, чтобы настоящій видимый міръ при кончинѣ своей, совсѣмъ разрушился и уничтожился. Нѣтъ. Онъ получитъ только измѣненіе и обновленіе. Нова небесе и новы земли по обѣтованію Божію чаемъ, въ нихъ же правда живетъ (2 Пет. 3, 13), говоритъ апостолъ Петръ. А св. апостолъ и евангелистъ Іоаннъ уже видѣлъ въ откровеніи этотъ новый міръ. И видѣхъ, говоритъ, небо ново и землю нову; первое бо небо и земля первая преидоша (Апок. 21, 1). Итакъ, настоящій видимый міръ кончится тѣмъ, что изъ ветхаго сдѣлается новымъ, изъ тлѣннаго нетлѣннымъ, изъ временнаго вѣчнымъ. Въ новомъ мірѣ не будетъ грѣховъ, обременяющихъ теперь землю, не будетъ бѣдствій и страданій, претерпѣваемыхъ нынѣ; не будетъ голода и наготы, не будетъ болѣзней и смерти. Вотъ какая будетъ кончина настоящаго міра! Вотъ какой послѣдуетъ затѣмъ будущій вѣкъ!

Кто же будетъ жительствовать въ будущемъ вѣкѣ? Кто станетъ обитать на новой землѣ? Тѣ же человѣки, которые населяли и старую землю. Всѣ мертвые отъ начала міра до кончины его воскреснутъ, т. е. тѣла умершихъ человѣковъ согнив/с. 179/шія и истлѣвшія опять составятся, примутъ прежній видъ, соединятся съ душами и оживутъ. Будущее воскресеніе мертвыхъ предвозвѣстили еще ветхозавѣтные пророки. Такъ Исаія говоритъ: воскреснутъ мертвіи, и востанутъ иже во гробѣхъ (Ис. 26, 19). Самъ Іисусъ Христосъ въ Евангеліи проповѣдуетъ воскресеніе мертвыхъ. Грядетъ часъ, говоритъ, егда мертвіи услышатъ гласъ Сына Божія, и услышавше оживутъ (Ін. 5, 25).

Святый апостолъ Павелъ пишетъ о второмъ пришествіи Христовомъ и о воскресеніи мертвыхъ: вострубитъ бо и мертвіи востанутъ нетлѣнными (1 Кор. 15, 52). Не сомнѣвайтесь, братія, какъ истлѣвшее тѣло можетъ снова образоваться и ожить, а вѣруйте въ безконечную силу и власть Творца. Ежели Всемогущій Богъ сотворилъ насъ изъ ничего, то ужели не можетъ образовать наши тѣла изъ персти, въ которую онѣ обращаются по смерти? Не воскрешалъ ли мертвыхъ Сынъ Божій, Господь нашъ Іисусъ Христосъ, когда жилъ на землѣ? Четверодневный Лазарь уже предавался тлѣнію; и однако же воздвиженъ единымъ божественнымъ гласомъ Спасителя. Онъ же, Всемогущій и Преблагій, воздвигнетъ и всѣхъ мертвыхъ при кончинѣ міра. Ничто не остановитъ Его божественной власти и силы. И море, и земля отдадутъ своихъ мертвецовъ, и всѣ умершіе оживутъ — и составится безчисленный соборъ воскресшихъ, каждый съ совершеннымъ сознаніемъ себя, всей своей прошедшей жизни и всѣхъ своихъ дѣлъ. Всѣмъ явитися намъ подобаетъ предъ судищемъ Христвымъ, да пріиметъ кійждо яже съ тѣломъ содѣла, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10), говоритъ ап. Павелъ. Подлинно, какъ Премудрый Господь сотворилъ человѣка для вѣчной жизни, и сотворилъ его изъ души и тѣла, и какъ человѣкъ нынѣ живетъ и дѣйствуетъ душею и тѣломъ совокупно; такъ и въ будущей жизни долженъ явиться цѣлымъ человѣкомъ, въ неразрывномъ на вѣки союзѣ души и тѣла.

Въ какомъ же состояніи будутъ воскресшіе? Таковы же ли будутъ человѣческія тѣла по воскресеніи, каковыми были во временной жизни до смерти? Нѣтъ. Они будутъ нетлѣнны и вѣчны, какъ вѣчна и неизмѣняема жизнь будущаго вѣка. Мертвіи востанутъ нетлѣнни (1 Кор. 15, 52), говоритъ апостолъ Павелъ. Онъ же пишетъ о воскресеніи мертвыхъ: сѣется въ тлѣніе, востаетъ въ нетлѣніи; сѣется не въ честь, востаетъ въ славѣ; сѣется въ немощи, востаетъ въ силѣ; сѣется тѣло душевное, востаетъ тѣло духовное (1 Кор. 15, 43. 44). Такимъ образомъ, воскресшія тѣла человѣческія будутъ тонки, славны, неразрушимы и безсмертны, для кото/с. 180/рыхъ не потребуется ни пищи, ни одѣянія. А что будетъ съ тѣми, которые доживутъ до послѣдняго дня, и увидятъ воскресеніе мертвыхъ? Они не умрутъ, а толъко измѣнятся, т. е. тѣла ихъ преобразятся изъ грубыхъ въ тонкія, изъ немощныхѣ въ сильныя, изъ тлѣнныхъ въ нетлѣнныя. Вси бо не успнемъ, говоритъ апостолъ Павелъ, вси же измѣнимся, вскорѣ, во мгновеніи ока, въ послѣдней трубѣ: вострубитъ бо, и мертвіи востанутъ нетлѣнни, и мы измѣнимся (1 Кор. 15, 51. 52).

Братія! не любите сего міра суетнаго, которому имѣетъ послѣдовать скоро конецъ, но помышляйте о новой будущей землѣ и старайтесь предуготовить себя къ оной доброю, благочестивою и богоугодною жизнію! Вѣруйте въ воскресеніе мертвыхъ и сохраняйте тѣлеса свои чистыми и непорочными для славы Божіей и жизни вѣчной. Ожидайте великаго и просвѣщеннаго дня, когда Господь и Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ паки пріидетъ на землю и воскреситъ умершихъ. О! да сподобитъ насъ Господь цѣломудренно и праведно и благочестно пожить въ нынѣшнемъ вѣцѣ, ждуще блаженнаго упованія и явленія славы великаго Бога нашего Іисуса Христа (Тит. 2, 12. 13), и всесовершенъ нашъ духъ и душа и тѣло непорочно [въ пришествіе Господа нашего Іисуса Христа да сохранится] (1 Сол. 5, 23). Аминь. («Сѣятелъ благоч.». прот. В. Нордова, т. 1).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 177-180.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.