Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА УСПЕНІЕ БОЖІЕЙ МАТЕРИ.
(15-го августа).
65. Повѣствованіе о Успеніи Пресвятой Богородицы.

Въ настоящій праздникъ Успенія Божіей Матери скажемъ нѣсколько словъ о семъ событіи.

По заповѣди Христа Спасителя, Іоаннъ Богословъ, какъ названный сынъ, взялъ по смерти Господа въ свой домъ Пресвятую Богоматерь и служилъ Ей съ сыновнимъ усердіемъ до самаго дня Ея успенія. Мысли и сердце Богоматери были не на землѣ, а постоянно устремлялись на небо къ вознесшемуся туда Христу Спасителю. Пречистая часто посѣщала тѣ мѣста, которыя освящены были стопами ногъ Сына Ея. Живя въ дому Іоанна, не подалеку отъ горы Елеонской, съ которой Господь вознееся на небо, Богоматерь любила уединяться туда для молитвы. Виѳлеемъ, Геѳсиманскій садъ, Голгоѳа, — особенно часто были Ею посѣщаемы, какъ мѣста, для материнскаго сердца Ея особенно дорогія и памятныя. Не мало лѣтъ прошло послѣ вознесенія Господа Іисуса Христа на небо; много молитвъ принесено /с. 181/ Пречистою Богоматерію Сыну Ея и Господу о взятіи Ея отъ земли для блаженнаго соединенія съ Нимъ. Однажды во время такой молитвы Богоматери на горѣ Елеонской предсталъ Ей архангелъ Гавріилъ съ вѣстію, что приближается время взятія Ея ко Господу, что чрезъ три дня Самъ Господь Іисусъ Христосъ со всѣмъ сонмомъ небожителей придетъ за Нею, и въ знаменіе торжества Ея надъ смертію и тлѣніемъ вручаетъ Ей райскую, благовидную и благовонную вѣтвь. Послѣ сего Божественная слава осіяла Богоматерь. По возвращеніи въ домъ Пресвятая Дѣва все слышанное Ею отъ архангела передаетъ Іоанну, который спѣшитъ увѣдомить о томъ Іакова брата Господня, перваго епископа Іерусалимскаго, и затѣмъ всю братію — вѣрующихъ во Христа. Послѣ сего Пресвятая Богородица дѣлаетъ должное распоряженіе относительно достойнаго погребенія Своего пречистаго тѣла въ Геѳсиманіи близь родителей и Іосифа обручника. По призыву Іакова, собрались къ Богоматери сродники и вѣрующіе христіане въ домъ Іоанна Богослова воздать послѣднее цѣлованіе и принять послѣднее благословеніе отъ Матери Божіей. Во время бесѣды Богоматери съ ними слышится вдругъ шумъ какъ бы находящей бури, и видится около дома Іоанна нѣсколько опустившихся облаковъ. Іоаннъ выходитъ изъ дома и встрѣчаетъ апостоловъ, по желанію Богоматери, силою Божіею на облакахъ принесенныхъ въ Іерусалимъ изъ разныхъ странъ міра, куда отправились они съ евангельскою проповѣдью. Торжественна была минута встрѣчи и свиданія всѣхъ и съ Богоматерію, и между собою. Всѣ поняли, что Господу угодно было собрать ихъ всѣхъ для воздаянія послѣдней чести кивоту святыни Господней. У кого появились слезы на глазахъ при представленіи скорой разлуки съ Матеріею Божіею, тѣхъ Она утѣшаетъ, что по смерти, ставши ближе къ Сыну Своему и Господу, будетъ ходатайствовать предъ Нимъ за всякую душу христіанскую.

Среди радостныхъ и печальныхъ бесѣдъ незамѣтно проходитъ время, предреченное архангеломъ, настаетъ третій день и часъ дня. Пресвятая Дѣва возлегаетъ на приготовленный одръ въ ожиданіи явленія за Нею Самого Господа. Присутствующіе въ домѣ возжигаютъ свѣчи, курятъ ѳиміамомъ; апостолы начинаютъ творить славословіе. Вдругъ необычайный свѣтъ озаряетъ домъ, потолокъ растворяется, и видимо для всѣхъ, съ сонмомъ ангеловъ и святыхъ, Господь Іисусъ Христосъ сходитъ къ одру Богоматери, принимаетъ послѣ нѣкоторыхъ словъ Пречистую душу ея въ Свои руки и возноситъ Ее на небо. Смотрятъ живые на одръ, и видятъ, что Пресвятая Богоматерь лежитъ /с. 182/ какъ бы во снѣ, съ отпечаткомъ радости на лицѣ, но уже бездыханная. Согласно волѣ почившей, апостолы берутъ одръ съ тѣломъ преставившейся Богоматери на рамена свои, и съ псалмопѣніемъ, въ предшествіи Іоанна съ райскою вѣтвію, которую отдала ему Сама Пречистая для несенія предъ гробомъ Ея, относятъ его къ веси Геѳсиманской. Враги Господа, іудейскіе начальники готовятся помѣшать священному торжественному шествію; кругъ облачный покрываетъ и одръ, и сопровождающихъ отъ лица дерзскихъ, а ангелы ослѣпляютъ ихъ. Одному изъ нихъ Аѳонію удалось приблизиться къ гробу съ цѣлію опровергнуть его, но дерзкія руки отсѣчены невидимымъ оружіемъ и остались висящими при гробѣ, доколѣ при вѣрѣ въ Господа и Пречистую Матерь Его не исцѣлены были молитвою Петра и прочихъ апостоловъ. Три дня апостолы почти неотлучно пребывали при пещерѣ Богородицы, совершая молитвы и псалмопѣнія.

По особенному усмотренію Божію, къ погребенію Божіей Матери не успѣлъ явиться Ѳома, прибывшій въ Іерусалимъ уже на третій день послѣ Ея кончины. Горько было Ѳомѣ лишеніе участія въ послѣднемъ лобзаніи и прославленіи Богоматери. По желанію его и изъ жалости къ нему, апостолы рѣшились отвалить камень отъ пещерной могилы Богоматери. Когда пещера отворилась, вмѣсто Пречистаго тѣла Богоматери увидѣли только однѣ погребальныя одежды, отъ которыхъ исходило необыкновенное благоуханіе. Недоумѣніе разъяснилось послѣ трапезы, когда увидѣли на воздухѣ Пречистую Богоматерь живую съ тѣломъ, окруженную сонмомъ ангеловъ. Апостолы послѣ сего увѣрились, увѣрили и всѣхъ христіанъ, что въ третій день по смерти Господь воскресилъ и вознесъ на небо съ тѣломъ Пречистую Матерь Свою. Отъ маловременности разлученія души Ея съ тѣломъ, кончина Ея называется не смертію, а успеніемъ, такъ какъ безболѣзненностію и скоростію возстанія болѣе уподобляется естественному сну человѣка. Что касается до лѣтъ, прожитыхъ Ею до успенія, то съ увѣренностію можно сказать, что прожила Божія Матерь на землѣ не менѣе шестидесяти лѣтъ («Воскресный Благовѣстъ». 1872 года, стр. 129).

Успеніе Пресвятой Богородицы раскрыло для насъ, хотя отчасти, тайну жизни загробной. Объ этой тайнѣ часто богословствуетъ и въ своихъ пѣснопѣніяхъ, и въ ученіи отцевъ св. Церковь. Вотъ, что мы узнаемъ изъ всѣхъ этихъ откровеній.

Душа, послѣ своего разлученія съ тѣломъ, является на судъ Божій (Евр. 9, 27). Это судъ частный прежде общаго суда. Душа праведника, по частному суду Божію, предназначается для /с. 183/ вѣчнаго блаженства и сподобляется лицезрѣнія Христова (Фил. 1, 23). Души грѣшниковъ, умершихъ съ вѣрою и покаяніемъ, но не успѣвшихъ здѣсь исправить свою жизнь и принести плоды достойныя покаянія, хотя и низводятся во адъ, но не въ мѣсто вѣчнаго мученія, а въ то мѣсто, откуда по молитвамъ Церкви и по силѣ безкровной жертвы Христовой онѣ имѣютъ вѣрную надежду быть переселенными въ обители Отца небеснаго. Души праведниковъ уже блаженствуютъ во общеніи съ другими праведниками, со св. ангелами и со Христомъ; по воскресеніи же тѣлъ ихъ, когда преобразятся въ духовныя и безсмертныя, для нихъ, какъ и для всѣхъ достойныхъ, настанетъ болѣе полное блаженство, то блаженство, котораго удостоилась вскорѣ послѣ Своего успенія одна только Пречистая Матерь Божія, когда Ея святая душа соединилась съ воскресшею прежде общаго воскресенія пречистою плотію. Когда же послѣ всеобщаго суда во всей славѣ своей откроется вѣчное царство Христово, тогда праведники не только отдѣлятся отъ нераскаянныхъ грѣшниковъ, но и между ними, по суду Божію, райское блаженство будетъ раздѣлено по степенямъ. На высшихъ степеняхъ славы и блаженства явятся Пресвятая Богородица, безплотные ангелы и всѣ святые; на низшихъ степеняхъ — всѣ тѣ, которые въ жизни своей болѣе или менѣе подвизались въ вѣрѣ, покаяніи и добрыхъ дѣлахъ и при кончинѣ своей соблюли вѣру, раскаялись и сподобились соединиться со Христомъ въ таинствѣ причащенія.

Въ чемъ будетъ состоять вѣчное блаженство святыхъ? Трудно говорить о тѣхъ, ихже око не видѣ и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его. Вотъ что говоритъ объ этомъ св. Златоустъ: «Отбѣже, сказанно въ писаніи о будущей жизни, болѣзнь, и печаль, и воздыханіе (Пс. 35, 10). Что можетъ быть блаженнѣе этой жизни? Не нужно тамъ бояться бѣдности и болѣзни, не увидишь тамъ ни обижающаго, ни обижаемаго, ни гнѣвающагося, ни завидующаго, ни распаляемаго гнусною похотію, ни мучимаго заботою о снисканіи потребнаго въ жизни: вся буря нашихъ страстей, затихнувши, перестанетъ, и все будетъ въ мирѣ, веселіи и радости, все тихо и спокойно, все — день, и ясность, и свѣтъ, — свѣтъ не этотъ нынѣшній, но другой во столько кратъ свѣтлѣе, во сколько этотъ солнечный ярче свѣта отъ свѣчи. Ибо тамъ свѣтъ не помрачается ни ночью, ни набѣгомъ облаковъ, не жжетъ и не палитъ тѣлъ, потому что нѣтъ тамъ ни ночи, ни вечера, ни холода, ни жара, ни другой какой перемѣны временъ, но иное какое-то состояніе, которое узнаютъ одни достойные. Нѣтъ тамъ ни старо/с. 184/сти, ни спутниковъ ея; все тлѣнное изгнано, всюду господствуетъ нетлѣнная слава. А что всего этого важнѣе, это — непрерывное наслажденіе общеніемъ со Христомъ» (Слово къ Ѳеод. падш.). Дополнимъ это изображеніе вѣчнаго блаженства праведниковъ краткими, но выразительными словами св. Ефрема Сирина: «Тамъ будетъ несравненная радость, неизмѣняемое веселіе, непрекращающееся пѣснопѣніе, немолчное славословіе, непрестанное благодареніе, непрерывное богословіе, нескончаемое царство, безпредѣльные вѣки, бездна щедротъ и милосердія и человѣколюбія, и все, что не можетъ быть изглаголано человѣческими устами, высказывается же только въ гаданіяхъ» (Слово на второе пришествіе Христово).

Будемъ, братія, съ надеждою молиться, чтобы Господь далъ намъ вѣру соблюсти до конца жизни, при концѣ же — покаяться и св. Таинъ причаститься, а послѣ христіанской кончины вскорѣ достигнуть небеснаго царствія молитвами Церкви и ходатайствомъ Богородицы и всѣхъ святыхъ. Аминь. («Тульскія Вѣдомости» 1892 года).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 180-184.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.