Церковный календарь
Новости


2017-09-26 / russportal
Прот. Георгій Спасскій. Крестъ Христовъ и страданія Россіи (1917)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе Сѣв.-Америк. дух. правленію (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на праздникъ Рождества Христова (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказанная въ отвѣтъ на рѣчь еп. Графтона (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе (6-е) духовенству Алеутской епархіи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложенія (4-5) Сѣв.-Америк. дух. правленію (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказанная въ Ситхинскомъ соборѣ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю по Воздвиженіи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Бесѣда въ недѣлю 14-ю по Пятидесятницѣ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ недѣлю о слѣпомъ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю Антипасхи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю Сыропустную (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на новый [1901] годъ и новый вѣкъ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на праздникъ Рождества Христова (1986)
2017-09-25 / russportal
"Книга Правилъ". Канон. посланіе св. Василія Великаго къ Григорію пресвитеру (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 26 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА УСѢКНОВЕНІЕ ГЛАВЫ СВ. ІОАННА ПРЕДТЕЧИ.
(29 августа).
71. Поученіе на Усѣкновеніе главы святаго Іоанна Крестителя.

Предтечѣ Господа нашего Іисуса Христа, предварившему рождество Его, надлежало предварить и спасительную смерть Его своею смертію, дабы какъ на землѣ проповѣдалъ онъ пришествіе Господа, возвѣщая: грядетъ крѣплій мене въ слѣдъ мене (Марк. 1, 7), такъ и въ адѣ содержимымъ тамъ душамъ возвѣстить, что уже явился въ мірѣ ожидаемый Мессія. Вотъ какъ исполнилось это: Иродъ, называемый Антипа, сынъ старшаго Ирода, избившаго дѣтей Виѳлеемскихъ, былъ женатъ на дочери Ареты, царя Аравійскаго, но прельстясь красотою Иродіады, жены Филиппа, брата своего, по согласію съ нею, прогналъ отъ себя первую законную жену и взялъ Иродіаду. Такого беззаконія не могъ сносить ревнитель закона Божія, обличитель грѣховъ и проповѣдникъ покаянія, св. Іоаннъ Креститель: онъ сталъ обличать Ирода предъ всѣми, говоря: не должно тебѣ имѣть жену брата твоего. Но Иродъ, не терпя обличенія, повелѣлъ ввергнуть Іоанна въ оковахъ въ темницу. Всего же болѣе воспылала яростію противъ святого обличителя Иродіада. Она хотѣла тотчасъ убить его, но не могла, потому что Иродъ, знавшій Іоанна, какъ мужа праведнаго и святого, не хотѣлъ отдать его на убіеніе, боясь впрочемъ не столько Бога, сколько того, чтобъ народъ, почитавшій Іоанна какъ пророка, изъ-за его убіенія не произвелъ возмущенія. Вслѣдствіе этого, святой пребывалъ въ темницѣ не малое время. Насталъ день рожденія Иродова. Въ этотъ день Иродъ утощалъ великимъ пиромъ князей своихъ, военачальниковъ и старѣйшинъ всей Галилеи, а дочь Иродіады увеселяла ихъ своей пляскою. Угодивъ тѣмъ Ироду и гостямъ его, плясавица, по наставленію злобной матери своей, потребовала въ награду себѣ главы св. Іоанна Крестителя, и Иродъ, поклявшійся предъ тѣмъ дать ей все, чего она ни попроситъ, даже до половины царства своего, забывъ и святость Іоанна, и свое уваженіе къ нему, велѣлъ стражу отсѣчь главу св. Іоанна и принесть на блюдѣ.

Повѣствуютъ, что когда принесена была глава, еще источающая кровь, то къ ужасу всѣхъ присутствующихъ на пирѣ она произнесла прежнія обличительныя слова свои: «не должно тебѣ имѣть жену брата твоего!» Но плясавица небоязненно приняла св. главу и отнесла ее къ матери своей, а Иродіада не устыдилась еще поругаться надъ главою Предтечи: колола языкъ ея иглою и боясь, чтобъ обличитель ея не воскресъ, когда бы приложили /с. 200/ главу его къ тѣлу, закопала ее во дворцѣ, на нѣкоторомъ безчестномъ мѣстѣ. Обезглавленное тѣло въ ту же ночь взято было учениками изъ темницы и погребено въ Севастіи. За это беззаконное убійство, къ которому послѣ приложилъ Иродъ и поруганіе Самому Господу во время страданій Его, — когда, укоривъ Его съ вои своими и поругався, облекъ Его въ ризу свѣтлу, возврати Его къ Пилату (Лук. 23, 11), — наказаніе Божіе не умедлило постигнуть беззаконниковъ. Царь Аравійскій Арета, мстя за безчестіе, нанесенное его дочери, возсталъ войною на Ирода, побѣдилъ его и поразилъ войско его такъ, что самъ Иродъ едва спасся. Потомъ императоръ римскій лишилъ Ирода всей власти и всѣхъ богатствъ и вмѣстѣ съ прелюбодѣйцею и ея дочерью послалъ въ заточеніе, сперва въ Ліонъ Гальскій, потомъ въ Илерду, городъ испанскій, гдѣ они бѣдственно кончили жизнь свою. Прежде всѣхъ погибла плясавица. При переходѣ ея въ зимнее время по льду чрезъ рѣку Сикорисъ, проломился подъ нею ледъ, и она погрузилась въ воду по шею такъ, что ледъ стиснулъ ее и она повисла въ водѣ, вися головою на льду. Тогда та, которая плясала нѣкогда на землѣ, не достигая дна рѣки, должна была какъ бы плясать въ водѣ. Наконецъ, острымъ льдомъ совсѣмъ перерѣзало ей шею, обезглавленный трупъ занесенъ былъ водою, а къ Ироду и Иродіадѣ принесена была одна голова погибшей; объ Иродѣ и Иродіадѣ повѣствуютъ, что оба они пожерты были землею живые.

Св. Іоаннъ былъ Предтечею Христовымъ какъ въ жизни своей, такъ и по смерти «благовѣстилъ сущимъ въ адѣ Бога, явльшагося плотію». Послѣ, когда разоренъ былъ адъ въ воскресеніе Христово, онъ вмѣстѣ со всѣми другими праведниками изведенъ былъ Христомъ оттуда и сподобился многихъ вѣнцевъ на небѣ, какъ дѣвственникъ, какъ пустынножитель, какъ учитель и проповѣдникъ покаянія, какъ пророкъ, предтеча, креститель и наконецъ какъ мученикъ. (Синаксарь на 29-е августа).

Почему такъ почтенно, такъ важно и дорого для всѣхъ усѣкновеніе главы Іоанна? Потому что изъ-за истины онъ пострадалъ, изъ-за истины отсѣчена ему глава, а истина для всѣхъ дорога, потому что въ ней спасеніе всѣхъ. Что было бы на землѣ, если бы между людьми правды не наблюдалось, если бы истина не была хранима, уважаема? Тогда и жить никому нельзя было бы на землѣ. Общество людей неправедныхъ и лживыхъ долго существовать не можетъ: истребятся они сами собою, или другъ друга истребятъ. Гдѣ правда не соблюдается, тамъ близокъ всему конецъ и неправедное пріобрѣтеніе — всегда прахъ. /с. 201/ Гдѣ истина не хранится, тамъ скоро все погибаетъ, и беззаконная жизнь — близкая смерть. Что была бы земля безъ солнца? мрачная, холодная, мертвая пустыня. А безъ правды еще хуже было бы на землѣ. Правда нужнѣе солнца для людей, и потому величайшее благодѣяніе дѣлаетъ роду человѣческому тотъ, кто правду на землѣ водворяетъ.

Вотъ почему почтенно, важно, дорого для всѣхъ усѣкновеніе главы Іоанна Предтечи: онъ, уча людей правдѣ, уча истинѣ, доказалъ своею главой, что истина достойна всякаго уваженія, и правда должна быть всего дороже для всѣхъ; своими страданіями заставилъ другихъ любить правду и почитать истину. Если бы онъ пересталъ говорить Ироду, что не достоитъ ему имѣть женою жену брата своего, то могли многіе подумать, что и имъ можно подобнымъ образомъ жить. Мученической смертію его всѣ убѣдились, что беззаконная жизнь Ирода есть дѣйствительно беззаконіе; такимъ образомъ правда и тогда торжествуетъ, когда праведникъ умираетъ изъ-за правды. Она тогда-то особенно и торжествуетъ, когда за нее праведникъ умретъ: кровь, пролитая за истину, самая краснорѣчивая проповѣдь объ истинѣ. Люди страдаютъ и умираютъ, лишь бы научить всѣхъ правду любить и истину хранить; а мы, братія, по крайней мѣрѣ жить будемъ правдою и истиною, чтобы тѣмъ заставить другихъ правду любить и истину почитать. А отъ нашей неправды родятся сотни неправдъ, для насъ пагубныхъ, нашъ одинъ незаконный поступокъ научаетъ многихъ преступать законъ намъ же во вредъ. Будемъ, братія, и для себя и для другихъ любить Истину и хранить правду. Неправда ни для кого не полезна, а беззаконіе для всѣхъ пагубно. Почитая усѣкновеніе главы Іоанна Предтечи, почтимъ истину, которую онъ такъ желалъ водворить. (Прот. Родіона Путятина).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 199-201.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.