Церковный календарь
Новости


2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 6-я (1932)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 5-я (1932)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. №100 (Къ юбилею "Часового") (1933)
2017-11-17 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Подъ какимъ лозунгомъ? (1933)
2017-11-17 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 36-е (1882)
2017-11-17 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 35-е (1882)
2017-11-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Казаки. (Изъ стараго разсказа) (1933)
2017-11-15 / russportal
Основатель и Верх. Руководитель Добров. Арміи Ген. М. В. Алексѣевъ (1919)
2017-11-15 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 4-я (1932)
2017-11-15 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 3-я (1932)
2017-11-15 / russportal
Приказъ №900 Верх. Главнокоманд. генерала Корнилова (29 августа 1917 года)
2017-11-15 / russportal
Приказъ №897 Верх. Главнокоманд. генерала Корнилова (28 августа 1917 года)
2017-11-15 / russportal
Воззваніе генерала Корнилова къ казакамъ (28 августа 1917 года)
2017-11-15 / russportal
Обращеніе генерала Корнилова къ народу (28 августа 1917 года)
2017-11-14 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 11-я (1903)
2017-11-14 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 10-я (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 18 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА УСѢКНОВЕНІЕ ГЛАВЫ СВ. ІОАННА ПРЕДТЕЧИ.
(29 августа).
72. Пагубная сила страстей.

Какую мрачную, возмутительную картину представляетъ событіе настоящаго дня! Среди пира усѣчена глава послѣдняго и величайшаго изъ пророковъ, удостоившагося быть крестителемъ Богочеловѣка! За что же подвергся такой насильственной смерти мужъ, котораго не было выше между рожденными отъ женъ? За то, что обличалъ неправду и нечестіе въ царѣ и обличеніемъ хотѣлъ спасти достоинство и честь царя. — Кто его убійцы? Убійцъ его много. Это, во первыхъ, невѣстка царя Иродіада, ея дочь Саломія, безстыдная плясавица, по повелѣнію мате/с. 202/ри потребовавшая головы Іоанновой, это, далѣе, самъ царь, давшій повелѣніе убить Іоанна, это, наконецъ, весь дворъ царя, всѣ сановники, изъ которыхъ ни одинъ не поднялъ голоса противъ беззаконнаго убійства. Что же довело царя до такого низкаго позорнаго злодѣйства? Что сковало языкъ всѣхъ этихъ вельможъ при видѣ этого злодѣйства? Страсти. Страсть властолюбія заставила Иродіаду бросить законнаго мужа, связаться съ деверемъ и добиваться смерти мѣшавшаго ей Іоанна. Страсть сластолюбія заставила царя вступить въ преступную связь съ невѣсткой, запереть обличителя въ темницу и, наконецъ, отдать его въ жертву Иродіады. Страсть мелкаго честолюбія сдѣлала изъ царскаго синклита низкую челядь, молча выслушавшую беззаконный приговоръ. Слѣпымъ орудіемъ этихъ пророкоубійственныхъ страстей сдѣлалась дѣвица, въ которой страсть блистать и прельщать убила всѣ благородныя чувства, а страсть къ наслажденіямъ, къ пресыщенію и къ пьянству разожгла всѣ эти страсти и произвела взрывъ, жертвой котораго сдѣлался Іоаннъ. А главная пружина, приведшая въ движеніе всю эту адскую машину страстей — Иродіада, сатана въ образѣ женщины, взявъ въ руки главу своего обличителя, смотрѣла на нее съ сатанинскою радостью.

Такъ вотъ до чего доводятъ страсти: изъ человѣка, созданнаго по образу Божію, дѣлаютъ чудовище, исчадіе ада, а мы такъ легко смотримъ на развитіе страстей и такъ безпечно отдаемся имъ; онѣ вначалѣ кажутся намъ извинительными, но бойтесь дать имъ вырости. Корыстолюбецъ увлекается страстью къ наживѣ и не думаетъ, до чего она доведетъ его. Сперва онъ разборчивъ въ средствахъ наживы: онъ еще боится преступленія, стыдится низости, возмущается жестокостію, и всѣ смотрятъ благодушно на его дѣятельность: практическій дѣловой человѣкъ, говорятъ о немъ. Но страсть его все разгорается, овладѣваетъ всѣми его способностями: нажива дѣлается цѣлію его жизни. Сперва онъ думалъ только объ обезпеченіи своего состоянія, но теперь онъ уже смѣется надъ этою скромной цѣлью; онъ уже хочетъ ослѣплять своимъ богатствомъ и ему мало уже всѣхъ сокровищъ міра. Богатство становится для него идоломъ, для котораго приносится въ жертву все святое, и вотъ онъ, сначала стыдившійся низости, боявшійся преступленія, возмущавшійся жестокостью, теперь ничего не стыдится и ничего не боится, кромѣ одного — быть пойманнымъ въ своей преступной дѣятельности и не останавливается ни предъ какой жестокостью, съ спокойной совѣстью дѣлается піявкой, сосущей кровь бѣдняковъ.

/с. 203/ Сластолюбецъ начинаетъ съ такъ -называемыхъ невинныхъ удовольствій, но мало-помалу, втягиваясь въ сластолюбивую жизнь, онъ преступаетъ мѣру: начинаетъ бѣгать отъ труда, самое легкое дѣло уже утомляетъ его, онъ пренебрегаетъ своими обязанностями, наслажденіе становится единой цѣлью его жизни; одна у него забота — предать какъ можно болѣе разнообразія своимъ наслажденіямъ. Онъ съ ненасытностью пьетъ изъ чаши удовольствій и въ какихъ-нибудь 30 лѣтъ теряетъ свое здоровье и силы душевныя. Похоть требуетъ пищи, а истощенный организмъ отказывается служить. Разоренная семья, обольщенныя и брошенныя дѣвицы, дѣти, не знающія отцовъ, вертепы разврата, гдѣ погибаютъ и физически и нравственно жалкія женщины, — вотъ плоды любострастія.

Такъ и всякая другая страсть пагубна для насъ, если дать ей волю: она убиваетъ въ человѣкѣ все доброе и превращаетъ его въ чудовище, подобное тѣмъ, какихъ представляетъ намъ евангельская исторія въ лицѣ убійцъ Іоанновыхъ. Вотъ почему слово Божіе повелѣваетъ: «распинать плоть со страстми и похотями». Не самолюбіе, источникъ страстей и похотей, а любовь къ Богу и ближнимъ должна быть пружиной нашей дѣятельности. Развивайте, братія, въ себѣ эту святую, чистую любовь, и въ этомъ направленіи воспитывайте себя и своихъ дѣтей. Главною задачей жизни поставьте служеніе Богу и ближнимъ. Помните сами и внушайте дѣтямъ, что жизнь есть подвигъ; поэтому трудъ на пользу общества да будетъ подвигомъ жизни вашей, а удовольствія — только временнымъ развлеченіемъ и утѣшеніемъ. («Душеполезное Чтеніе». 1886 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 201-203.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.