Церковный календарь
Новости


2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЕ НА РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
(8 сентября).
73. Рождество Пресвятыя Богородицы.

Незадолго до Рождества Христова, въ Назаретѣ жила благословенная Богомъ чета — Іоакимъ и Анна. Іоакимъ происходилъ изъ колѣна Іудова и имѣлъ родоначальникомъ царя Давида; а Анна была младшая дочь священника Матѳана, отъ племени Ааронова. Іоакимъ былъ человѣкъ богатый и имѣлъ много стадъ, но не богатство, а высокое благочестіе отличало святыхъ Богоотцевъ: они ежегодно отдѣляли двѣ трети своихъ доходовъ, изъ которыхъ одну жертвовали въ храмъ, а другую раздавали бѣднымъ.

/с. 204/ Благочестивые супруги, повидимому, были вполнѣ счастливы, но Анна была неплодна, а безчадіе считалось у израильтянъ великимъ несчастіемъ. Много и усердно молились супруги, чтобы Богъ даровалъ имъ дѣтей; но прошло 50 лѣтъ ихъ брачной жизни, а неплодство Анны не разрѣшалось. Это тѣмъ болѣе было для нихъ прискорбно, что они приближались къ старости; но праведные безропотно, со смиреніемъ, переносили свое горе, стараясь еще съ большей ревностью угодить Богу твердымъ храненіемъ Его закона. Впрочемъ, святые супруги не могли иногда не огорчаться тѣмъ поношеніемъ, какое нерѣдко приходилось имъ терпѣть отъ соотечественниковъ за ихъ безчадіе. Въ одинъ изъ великихъ праздниковъ Св. Іоакимъ пришелъ въ Іерусалимскій храмъ, съ намѣреніемъ принести, по обыкновенію своему, сугубую жертву Господу; но нѣкто Рувимъ съ презрѣніемъ сказалъ ему: «зачѣмъ ты прежде другихъ желаешь принести дары свои Богу? ты недостоинъ этого, какъ беплодный». Этотъ упрекъ поразилъ сердце праведника. Онъ вышелъ изъ храма въ глубокой скорби. «Увы!» — говорилъ онъ, — «всѣмъ нынѣ великій праздникъ, а для меня лишь время слезныхъ сѣтованій!» Изъ храма не захотѣлъ онъ возвратиться домой, а отправился въ дальнюю пустыню — въ горы, гдѣ паслись стада его.

Сорокъ дней онъ тамъ провелъ безъ пищи и питія въ молитвѣ къ Господу, призывая на себя Его милосердіе и омывая горькими слезами свое безчадіе въ людяхъ. «Боже отцевъ моихъ!» — молился скорбящій Іоакимъ, — «Ты далъ сына праотцу Аврааму въ старости, удостой и меня благословенія Твоего! Дай плодъ моему супружеству, чтобы я, хотя въ преклонныхъ лѣтахъ, могъ называться отцемъ, а не быть отверженнымъ отъ Тебя, Господа моего!» Между тѣмъ слухъ, что случилось съ Іоакимомъ въ Іерусалимѣ, достигъ благочестивой Анны, которая оставалась дома. Считая себя главной виновницею постигшаго ихъ горя, она съ рыданіемъ восклицала: «теперь я всѣхъ несчастнѣе! Богъ отвергъ, люди поносятъ, мужъ оставилъ меня, о чемъ же болѣе плакать мнѣ: о безчадіи ли своемъ, или объ одиночествѣ? О томъ ли, что я не удостоилась называться матерью или о вдовьемъ сиротствѣ моемъ?» Во все время разлуки съ мужемъ она почти не осушала слезъ, не вкушала пищи и, подобно матери Самуила, въ томительной тоскѣ просила Бога о разрѣшеніи ея неплодія.

Въ такомъ тревожномъ состояніи духа однажды Анна вышла въ садъ и въ молитвенныхъ думахъ, возводя глаза къ небу, увидѣла среди вѣтвей лаврового дерева гнѣздо едва оперивших/с. 205/ся птичекъ. Видъ этихъ юныхъ птенцовъ еще болѣе поразилъ ея скорбящее о безчадіи сердце. «Горе мнѣ одинокой, — говорила она, — предъ всѣми униженной дщери Израилевой! На кого я похожа? Не могу сравнить себя ни съ птицами небесными, ни съ звѣрями земными: тѣ и другіе приносятъ плодъ свой Тебѣ, Господи, лишь я одна остаюсь безплодною! Господи, — продолжала она, — Ты, Который даровалъ Саррѣ сына въ старости и отверзъ утробу Анны для рожденія пророка Твоего Самуила, воззри на меня и услыши молитву мою! Разрѣши болѣзни сердца моего и разверзи узы моего неплодія». Едва Анна произнесла эти слова, какъ предсталъ предъ нею ангелъ Божій. «Молитва твоя услышана, — сказалъ ей небесный вѣстникъ:  — ты зачнешь и родишь дщерь, благословенную выше всѣхъ дщерей земныхъ. Ради ея благословятся всѣ роды земные, Ею дастся спасеніе всему міру и наречется она Маріею!» Услышавъ эти слова, Анна поклонилась ангелу и сказала: «Живъ Господь Богъ мой! если у меня будетъ дитя, то отдамъ его Господу на служеніе, пусть оно служитъ Ему день и ночь, восхваляя святое имя Его во всю жизнь свою». Ангелъ по благовѣстіи ей, сталъ невидимъ, а Св. Анна поспѣшила въ храмъ Іерусалимскій, чтобы тамъ возблагодарить Бога и возобновить обѣтъ о посвященіи Ему ожидаемаго плода. Между тѣмъ ангелъ Божій явился и святому Іоакиму въ пустынѣ и сказалъ ему: «Богъ милостиво принялъ молитвы твои: жена твоя Анна родитъ дочь, о Которой всѣ будутъ радоваться. Вотъ и знаменіе вѣрности словъ моихъ: иди въ Іерусалимъ и тамъ, у золотыхъ воротъ, ты найдешь жену свою, которой возвѣщено то же самое».

Благоговѣйная радость объяла сердце святого старца: онъ немедленно и съ богатыми жертвами пошелъ въ Іерусалимъ и тамъ, дѣйствительно, на указанномъ отъ ангела мѣстѣ встрѣтилъ жену свою. Увидя мужа, Анна поспѣшила къ нему съ восклицаніемъ: «знаю, знаю, Господь Богъ щедро благословилъ меня, потому что я была какъ бы вдовою, а теперь не вдова, была безчадною, а теперь буду имѣть чадо». Здѣсь они разсказали другъ другу всѣ подробности явленій ангела, принесли въ храмѣ жертву Господу и возвратились домой съ твердой увѣренностію въ непреложности полученнаго ими обѣтованія. Вскорѣ святые Богоотцы увидѣли надъ собою и совершеніе этого чуднаго обѣтованія: въ девятый день декабря православная Церковь празднуетъ зачатіе Пресвятой Дѣвы Анною.

По прошествіи дней чревоношенія, благовѣстіе ангела ис/с. 206/полнилось, и Св. Анна въ восьмой день сентября родила дочь. Радость родителей, освободившихся отъ «поношенія безчадства», была невыразима. Св. Іоакимъ, въ чувствѣ сердечной благодарности, принесъ въ храмѣ, какую могъ, жертву Богу; когда же насталъ пятнадцатый день по рожденіи младенца, то, по обычаю іудейскому, новорожденную дочь назвали именемъ «Марія», даннымъ ей отъ ангела еще прежде зачатія. Итакъ, плодомъ праведной благочестивой жизни, плодомъ цѣложизненнаго терпѣнія и молитвъ, плодомъ крѣпкой вѣры и живого упованія на Бога была преблагословенная Дѣва Марія, избранная въ Матерь Сыну Божію, Господу и Спасителю нашему. Таковъ и всегда плодъ истинной вѣры и благочестія, терпѣнія и смиренія, плодъ непоколебимаго упованія на Господа и преданности Его святой волѣ. (Троицкій Листокъ, № 180).

Сей день Господень: радуйтеся, людіе! — радуйтеся явленію Той, Коея Сынъ дѣйствительно сотретъ главу змія (Быт. 3, 15), Которая, содѣлавшись честнѣйшею херувимовъ, не перестанетъ простирать надъ родомъ человѣческимъ Своего благодатнаго покрова: радуйтеся, людіе!

Кто позналъ истинно своего Спасителя, предалъ Ему себя навсегда и соединился съ Нимъ въ духѣ, принялъ отъ Него свѣтъ для ума, покой для сердца и нашелъ въ Немъ жизнь вѣчную, тотъ не можетъ не благоговѣть при одномъ имени Матери Его, тотъ и безъ чуждыхъ напоминаній играетъ нынѣ духомъ, торжествуетъ и воспѣваетъ, радуяся, Тоя чудеса. А кто христіанинъ по одному имени, дышитъ духомъ міра, а не Христовымъ, работаетъ плоти и страстямъ, не знаетъ на опытѣ, что значитъ быть спасену отъ грѣховъ, какъ дорогъ для человѣка Искупитель и какъ много по тому самому мы обязаны тѣмъ людямъ, кои удостоились послужить ближайшимъ образомъ тайнѣ воплощенія и въ числѣ коихъ первая есть Матерь Іисусова, — тому, сколько ни говори о важности настоящаго дня, онъ останется хладенъ и не можетъ ощутить истинной радости, ибо въ его сердцѣ нѣтъ никакого союза съ Спасителемъ и Его Матерью. Для такого все равно, если бы не было Самого Спасителя.

Вся сила, говорю, въ дѣятельномъ христіанствѣ и въ жизни по ученію вѣры. Одна сія жизнь производитъ въ насъ истинное участіе въ таинствахъ нашего спасенія и дѣлаетъ для насъ дѣйствительно важными и радостными всѣ праздники Божіи. Безъ сего можно имѣть видъ радости, можно предаваться шуму и веселію мірскому, но истинной христіанской радости имѣть нельзя, ибо безъ сего, безъ жизни по вѣрѣ, мы чужды Христу /с. 207/ и Христосъ намъ, даже находимся въ состояніи вражды съ Нимъ, а у враждующихъ какое общеніе радости?

Много уже прошло вѣковъ съ тѣхъ поръ, когда Пресвятая Дѣва Марія жила на землѣ и потомъ отошла на небо, а Ее и доселѣ ублажаютъ всѣ народы земные и будутъ ублажать до скончанія міра. Да и какъ не ублажать, какъ не прославлять Ее людямъ, когда величіе и славу Ея сотворилъ Самъ Господь, благоволившій воплотиться отъ Нея? Чѣмъ же пріобрѣла Она такое особенное благоволеніе Божіе? Благочестивою и добродѣтельною жизнію; для Бога нѣтъ ничего дороже и выше добродѣтели. Ею и мы можемъ пріобрѣсть себѣ честь и славу не только отъ людей, но и отъ Самого Бога.

Радуйся, радосте наша! Такъ, между другими благохваленіями, величаемъ и ублажаемъ мы Пресвятую Дѣву — Матерь Господа нашего Іисуса Христа. Воистину Она есть радость всему міру; ибо родившійся отъ Нея Сынъ Божій пришелъ избавить отъ всѣхъ бѣдъ и скорбей, отъ всѣхъ золъ и печалей весь родъ человѣческій. Казалось бы послѣ сего, что въ мірѣ христіанскомъ, гдѣ есть Преблагословенная Матерь — всѣхъ скорбящихъ радость, уже не должно быть ни печалящихся, ни скорбящихъ. Отчего же и между христіанами такъ мало довольныхъ и радующихся и такъ много сѣтующихъ и печальныхъ, такъ рѣдко полное счастіе и утѣшеніе, и такъ обыкновенны воздыханія и слезы? Оттого, безъ сомнѣнія, что не всѣ достойны истинной радости и не всѣ способны ею пользоваться, не въ томъ полагаютъ счастіе, въ чемъ должно, и не тамъ ищутъ радостей, гдѣ нужно.

Гдѣ искать и какъ находить духовную радость, которая одна можетъ истинно и дѣйствительно утѣшать насъ во всякой скорби? Единый источникъ чистой и святой радости о Господѣ есть Всесвятый и Животворящій Духъ — Утѣшитель. Отъ Него исходитъ, Имъ возгрѣвается въ душѣ и сердцѣ вѣрующаго святая радость о Господѣ. Посему и нужно первѣе всего заботиться о томъ, чтобы стяжать и сохранить въ себѣ благодать Всесвятаго Духа Божія, соединиться въ единъ духъ съ Господомъ Іисусомъ Христомъ вѣрою, любовію и упованіемъ, молитвою, покаяніемъ и причащеніемъ Тѣла и Крови Его, исполненіемъ заповѣдей Его, благочестивою жизнію во страхѣ Божіемъ, — да будетъ Онъ въ насъ и мы въ Немъ. Ибо гдѣ обитаетъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ, тамъ всѣ сокровища небесныя, всѣ источники утѣшеній духовныхъ, вся полнота радости и блаженства неоскудѣваемаго.

/с. 208/ Поддерживается и укрѣпляется святая радость о Господѣ чтеніемъ и слышаніемъ слова Божія; ибо въ немъ обрѣтаетъ душа вѣрующая всѣ божественныя, утѣшительныя и радостотворныя обѣтованія, которыя оставилъ намъ Господь, какъ драгоцѣннѣйшій залогъ будущихъ неизреченныхъ утѣшеній и радостей въ вѣчномъ царствѣ Своемъ. Возгрѣвается и питается святая радость о Господѣ благоговѣйною и умиленною молитвою и псалмопѣніемъ духовнымъ, по одному наставленію апостола: исполняйтеся Духомъ, глаголюще себѣ во псалмѣхъ и пѣніихъ и пѣснехъ духовныхъ, воспѣвающе и поюще въ сердцахъ вашихъ Господеви, благодаряще Бога о всѣхъ (Еф. 5, 18. 19). Умножается и возрастаетъ святая радость о Господѣ дѣятельнымъ исполненіемъ заповѣдей Божіихъ, которое приноситъ благодатный миръ и утѣшеніе совѣсти, и преимущественно — дѣлами любви и милосердія христіанскаго, дѣлами благотворенія и человѣколюбія. Будемъ умолять Преблагую и Премилосердную Матерь нашу, чтобы Она содѣлала насъ причастниками того духа любви и преданности Господу, коимъ одушевлялась Ея пресвятая душа, чтобы даровала намъ силу и ревность уподобляться Ей Самой въ чистотѣ и смиреніи, въ терпѣніи и покорности волѣ Божіей, дабы содѣлаться достойными той высочайшей радости о Господѣ, которою преисполнено было сердце Ея, когда воспѣла Она въ небесномъ восторгѣ: величитъ душа Моя Господа; и возрадовася Духъ Мой о Бозѣ Спасѣ Моемъ. (Димитрія, архіепископа Херсонскаго и др. источниковъ).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 203-208.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.