Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА ВОЗДВИЖЕНІЕ ЧЕСТНАГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.
(14 сентября).
76. Слово въ день Воздвиженія Честнаго и Животворящаго Креста Господня.

Слово крестное погибающимъ убо юродство есть, а спасаемымъ намъ сила Божія есть (1 Кор. 1, 18).

Слово крестное или слово о крестѣ, что такое? Это — слово о спасеніи погибающаго во грѣхахъ міра страданіями и смертію Сына Божія Единороднаго; это — слово о безконечной любви Божіей къ міру, ибо тако возлюби Богъ міръ, что и Сына Своего Единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ Онь, не погибнетъ, но имать животъ вѣчный (Іоан. 3, 16); это — слово о безконечной правдѣ Божіей, потребовавшей безконечной жертвы за безчисленные и тяжкіе грѣхи міра и за безконечно оскорбленную святость Божества тварями, созданными по образу и подобію Божію, за поруганные законы Божіи; за растлѣніе грѣхомъ одушевленныхъ скиній Божіихъ, душъ и тѣлесъ человѣческихъ. Слово о крестѣ, далѣе, есть слово о дарованіи всѣмъ вѣрующимъ жизни вѣчной ради пострадавшаго, умершаго и воскресшаго Христа; слово о распинаніи плоти со страстями и похотями; слово о взаимной любви людей другъ къ другу; о самоотверженіи ради любви къ Богу и ближнему; слово о терпѣніи скорбей, болѣзней, поношеній, клеветы, гоненія, мученій ради Христа. Вотъ что значитъ слово крестное. Какимъ же образомъ такое слово можетъ быть, было и бываетъ для погибающихъ людей безуміемъ и силою Божіею для спасаемыхъ? — Объ этомъ нынѣ побесѣдуемъ въ честь праздника Воздвиженія Креста Христова. Господи, благослови слово сіе, и да будетъ оно силою во спасеніе мнѣ и всѣмъ меня послушающимъ.

Кто эти погибающіе, для которыхъ слово о крестѣ Христовомъ есть безуміе? — Погибающими св. апостолъ называетъ невѣровавшихъ проповѣди его Іудеевъ и язычниковъ, соблазнявшихся ученіемъ о распятомъ Богѣ — Мессіи и новымъ христіан/с. 214/скимъ ученіемъ, которое осуждало всѣ человѣческіе грѣхи и беззаконія, всѣ страсти плотскія и требовало искренняго покаянія, исправленія и совершеннаго обновленія жизни всѣхъ увѣровавшихъ во Христа: обновляйтесь духомъ ума вашего (Ефес. 4; 28); кто во Христѣ, тотъ — новая тварь (2 Кор. 5, 17), говоритъ апостолъ. — Отъ чего же слово о крестѣ было для нихъ юродствомъ или безуміемъ? — Оттого, что они преданы были всѣмъ сердцемъ и всѣмъ существомъ своимъ грѣху, грѣховнымъ навыкамъ, страстямъ, обычаямъ, превратному уму, возлюбили беззаконіе и презрѣли правду Божію, измѣнили истину Божію во лжу (Рим. 1, 25); а вѣра во Христа распятаго, требовавшая святой жизни, противной ихъ страстямъ, получившимъ въ нихъ силу навыка и закона грѣховнаго, все это осуждала и шла совершенно какъ бы въ разрѣзъ ихъ желаніямъ, всей жизни, и слово о крестѣ не вмѣщалось въ ихъ понятіяхъ, такъ какъ противорѣчило всему складу ихъ жизни и обычаевъ. Какъ Богъ могъ претерпѣть такое страданіе и такую смерть, говорили они? — Для чего это страданіе и смерть? Для чего крестъ, эта поносная казнь рабовъ, претерпѣнная Христомъ? Развѣ спасеніе человѣчества не могло совершиться иначе, какъ только такою позорною смертію? Такіе и подобные вопросы обращались въ ихъ сердцахъ и головахъ, они не могли рѣшить ихъ при своемъ омраченіи отъ страстей, и вотъ ученіе о Христѣ распятомъ было для нихъ соблазномъ и безуміемъ, и они ожесточенною ненавистію гнали всѣхъ послѣдователей Христовыхъ, какъ вредныхъ мечтателей, какъ подвергшихся опасному заблужденію, какъ упорныхъ враговъ государства и боговъ языческихъ, какъ противныхъ имъ по своему иному образу жизни — и вмѣсто того, чтобы спасаться вѣрою во Христа распятаго, — они погибали въ своемъ невѣріи и въ своей ненависти ко Христу распятому и къ послѣдователямъ Его, оставаясь во грѣхахъ, прибавляя грѣхи ко грѣхамъ и не имѣя, по невѣрію, Избавителя и Спасителя.

Теперь другой вопросъ: какъ же слово о крестѣ для насъ спасаемыхъ есть сила Божія? — Для насъ испытавшихъ и испытывающихъ непрестанно на себѣ спасительную силу креста Христова, рѣшеніе этого вопроса очень легко. Кто былъ пострадавшій на крестѣ? — Сынъ Божій, Божія сила и Божія премудрость (1 Кор. 1, 24). За кого пострадалъ, умеръ и погребенъ? — За насъ, чтобы наши страсти, умертвившія насъ, умертвить крестомъ, чтобы попрать діавола, поправшаго насъ, и разорить адъ, державшій человѣковъ; чтобы смертію нашу смерть умертвить, чтобы насъ, враговъ Божіихъ, примирить съ Богомъ и /с. 215/ сдѣлать праведными изъ грѣшниковъ и Своимъ воскресенімъ вѣчный животъ даровать всѣмъ вѣрующимъ въ Него. Для того всесильный Богъ подвергся немощамъ и страданіямъ и самой смерти по плоти, чтобы уврачевать наши немощи, ибо язвою Его вси исцѣлѣхомъ (Ис. 53, 5), чтобы намъ вѣрующимъ въ Него даровать непобѣдимую силу въ борьбѣ съ грѣхами, съ демонами, съ искушеніями въ гоненіяхъ, въ мученіяхъ, чтобы смерть нашу обратить въ успокоительный сонъ.

И посмотрите, какова была сила креста Христова въ апостолахъ, въ мученикахъ, въ подвижникахъ христіанскихъ? Они знаменіемъ креста прогоняли демоновъ, исцѣляли болѣзни, отнимали силу у яда, сокрушали идоловъ, укрощали звѣрей, огонь претворяли въ прохладную росу; знаменіемъ креста обезоруживали враговъ, укрощали движеніе страстей. Крестъ былъ силою Божіею во всѣхъ таинствахъ, какъ и доселѣ онъ служитъ печатію и чудодѣйствующею силою всѣхъ таинствъ; крестъ — освященіе воздуху, водѣ, землѣ, всѣмъ стихіямъ земнымъ; имъ освящаются наши домы, поля, луга, плоды земные; крестъ предначинаетъ или предъосвящаетъ и брань съ врагами вѣры и отечества; крестомъ побѣждаемы были враги невидимые и видимые; крестъ избавлялъ отъ опасности смертной; крестъ воскрешалъ мертвыхъ. Когда крестъ Христовъ былъ обрѣтенъ св. царицею Еленою и возложенъ на больную при смерти женщину, она вдругъ сдѣлалась здоровою, а когда возложенъ былъ на мертвеца, онъ ожилъ. И теперь всѣ истинно вѣрующіе христіане, съ вѣрою и благоговѣніемъ употребляющіе крестное знаменіе, испытываютъ на себѣ весьма часто спасительную силу его; имъ исцѣляются отъ скорбей, отъ страстей, отъ болѣзней.

Спросите всѣхъ искренно вѣрующихъ о силѣ креста, которую они испытываютъ на себѣ всякій день. Они скажутъ вамъ, что крестъ Христовъ для нихъ всегдашнее торжество, всегдашняя побѣда, радость; что вѣра въ Распятаго есть ихъ жизнь, избавленіе отъ всѣхъ бѣдъ житейскихъ, оправданіе, освященіе, исправленіе жизни, что мысль о Распятомъ неразлучна съ ихъ дыханіемъ, такъ какъ она для нихъ всегда животворна, отрадна, утѣшительна.

Постараемся глубже вникнуть въ таинство креста, въ таинство безконечной любви Божіей къ намъ и возлюбить Бога и ближняго своего отъ всего сердца; будемъ учиться на дѣлѣ самоотверженію и умерщвлять свои плотскія страсти — и тогда всѣ опытно познаемъ, что и для насъ крестъ есть Божія сила и Божія премудрость. Аминь. (Прот. Іоанна Кронштадтскаго).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 213-215.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.