Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА ВОЗДВИЖЕНІЕ ЧЕСТНАГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.
(14 сентября).
78. Слово предъ молебствіемъ Животворящему Кресту Господню.

Господи, помилуй!

Припоминается при нынѣшнемъ церковномъ торжествѣ самая исторія и картина обрѣтенія и воздвиженія Креста Господня: умиленная царица Елена, святой патріархъ Іерусалимскій и сонмъ церковнаго клира, великое множество вѣрующаго народа... Вотъ, святыня принесена на возвышенное мѣсто и видима всѣмъ. Что же народъ и клиръ? Въ нашихъ молитвахъ и пѣснопѣніяхъ они выразили свои чувства? Казалось бы, здѣсь случай и поводъ безъ конца изливаться христіанской душѣ во псалмахъ и пѣніи и пѣснехъ духовныхъ, безъ конца проявиться въ словѣ человѣческимъ дарованіямъ и мудрости. Столько воспоминаній, столько уроковъ, столько здѣсь назиданій! Не напрасно говорится въ одной пѣсни церковной, что «Крестъ — это премудрости книга».

А между тѣмъ, исторія свидѣтельствуетъ намъ, что при поклоненіи Кресту вѣрующій народъ создалъ только одну и самую краткую молитву: «Господи, помилуй». Но велика, значитъ, была премудрость въ этой молитвѣ, если она прошла вѣка, содѣлалась общехристіанскимъ моленіемъ, и безпрерывно употребляется въ богослуженіи всѣхъ христіанскихъ народовъ. Созданная внезапнымъ и свободнымъ вдохновеніемъ души народной, въ моментъ несказаннаго подъема вѣры и наивысшаго религіознаго воодушевленія, она въ двухъ словахъ выразила всю сущность нравственнаго настроенія христіанина, — его вѣры, его надежды, его любви. Мы къ ней слишкомъ привыкли и слишкомъ часто ее безсознательно употребляемъ. Оттого полезно и необходимо на ней останавливаться вниманіемъ и будить въ душѣ тѣ /с. 220/ именно чувства и мысли, то душевное настроеніе, которое нѣкогда ее создало. Нынѣ, предъ этою чтимою святынею Креста Господня совершая наше моленіе, мы имѣемъ къ тому самый благовременный поводъ.

Господи, помилуй, — взываетъ душа христіанская. Человѣкъ созданъ Богомъ на дѣла благая; онъ облеченъ, какъ въ солнце, Его образомъ и подобіемъ; онъ поставленъ въ достоинство господина природы и ея священникомъ предъ лицемъ Творца; люди украшены дарами Духа; слышатъ въ себѣ голосъ совѣсти и разума; имѣютъ стремленія, влекущія ихъ къ Богу, — къ Истинѣ и Святости. И все это они осквернили, все потоптали; сами себя грѣхомъ и нечистотою приравняли къ скотамъ несмысленнымъ и уподобилисъ имъ, сами отдалили себя отъ лица Божія непослушаніемъ Богу въ раю, невѣріемъ, пороками, преступленіями; они впали въ такую нравственную грязь, дошли до такого звѣрства и паденія, до котораго и скоты не доходятъ... И естественна, и понятна, и необходима молитва падшаго человѣка: Господи, помилуй.

Но все то прошло. Древнее мимо идоша, се бысть вся нова. Насъ искупилъ по любви Своей Сынъ Божій. Онъ даровалъ намъ пути въ спасеніе; Онъ повѣдалъ намъ небесныхъ таинъ откровеніе; открылъ волю Божію, благую и совершенную; далъ въ Себѣ Самомъ примѣръ жизни; примирилъ насъ съ Богомъ, далъ прощеніе грѣховъ, послалъ Духа Святаго, даровалъ таинства, учредилъ Церковь, руководствующую насъ въ спасеніе.

На крестѣ распростертыми руками весь міръ призывалъ Онъ въ любовь Свою. А мы, все это зная, и здѣсь опять надругались надъ любовью Божіей. Христіане мы — только по имени, а по духу и жизни — язычники. Невѣрные и невѣрующіе въ Христа крѣпче насъ преданы своему закону, тверже въ своемъ исповѣданіи, болѣе объединены правилами своей вѣры. Храмы наши пусты; мѣста же торжищь, увеселеній и нечистыхъ удовольствій наполнены. Злоба, зависть, ненависть, холодность къ несчастнымъ, жадность и себялюбіе, развратъ и нечистота, — все это заставляетъ невѣрныхъ и язычниковъ съ полнымъ правомъ говорить намъ въ лицо: «вѣра ваша хороша, да сами вы никуда не годны»... Ради насъ имя Божіе и имя Христа унижено предъ всѣмъ міромъ... И видя, и сознавая это, какая можетъ быть молитва у христіанина, какъ не эта краткая, сильная и трогательная: Господи, помилуй!?

Мы, русскіе люди, взысканы особыми милостями Господа. Мы призваны въ Его царство, мы пріобщены къ Его Церкви. /с. 221/ Мы получили христіанство на зарѣ нашей исторической жизни, въ годину народнаго младенчества и находясь въ такомъ состояніи, когда христіанство могло свободно стать нашимъ всецѣлымъ душевнымъ достояніемъ, воспитать насъ, какъ народъ Божій, создать и пропитать собою всю нашу государственность, и привести его къ Царству небесному. И вотъ, что вмѣсто этого мы теперь видимъ? Можно ли безъ чувства горящаго стыда смотрѣть на все то, что вокругъ насъ творится? Господи, помилуй! Господи, помилуй!

Точно не было у насъ христіанской тысячелѣтней исторіи, точно мы совсѣмъ не знали Христа и Евангелія. Или слово Божіе къ намъ недостиже? Или оно покинуло насъ? Наши образованные класы проповѣдуютъ открыто невѣріе, враждуютъ противъ Христа и Его Церкви. Не было хулы, не было мерзости, не было кощунства, котораго бы словесно и печатно не проповѣдывали наши мудрецы. Они оправдывали цареубійство и убійства всѣхъ, съ ними не согласныхъ; они обращали свои знанія на то, чтобы развращать народъ, чтобы дѣлать и бросать бомбы и убивать намѣченныя жертвы и случайно подвернувшихся людей; они оправдывали и оправдываютъ измѣну, предательство, воровство и грабительство; развратили и развращаютъ юношество; сгубили собственное отечество. Нашъ простой народъ погрязъ въ пьянствѣ и сквернословіи. Лѣность, воровство, грабежи, бунты, забастовки, хулиганства, страшное паденіе семьи, страшная испорченность молодого поколѣнія, развратъ и всякая распущенность...

Это ли народъ христіанскій? Это ли крещеные люди? Господи, помилуй! Господи, помилуй!

Вѣдь если бы мы были добрыми христіанами, если бы мы были, дѣйствительно, честными и вѣрующими людьми, то всѣ эти преступленія у насъ сами собою исчезли и прекратились бы, какъ исчезаетъ дурная и сорная трава съ хорошо вспаханнаго и раздѣланнаго поля. Преступники чувствовали бы себя одинокими, презрѣнными, они скрывались бы въ темныхъ углахъ, не смѣя выйти на свѣтъ Божій, на глаза добрыхъ людей; теперь же они торжествуютъ, чувствуя себя героями; они какъ бы пользуются общимъ довѣріемъ, сочувствіемъ и поддержкою.

И вотъ, заслужили мы свою судьбу. Нѣсть радоватися нечестивому. Насъ разбили и опозорили внѣшніе враги. Надъ нами подняли руки нашими предками покоренные и присоединенные инородцы. Мы сдѣлались позоромъ и посмѣшищемъ всего міра... Опомнись, опомнись, русскій человѣкъ! Милость Бо/с. 222/жія зоветъ тебя къ покаянію и исправленію тяжкими ударами судьбы. Молись молитвою покаянія: Господи, помилуй!

Крестъ говоритъ намъ о томъ, какъ тяжко карается грѣхъ человѣка: мы видимъ, что даже добровольно воспринятый грѣхъ довелъ Сына Божія до страшной мучительной смерти. Но Крестъ говоритъ и о прощеніи грѣха, о милости Божіей. Погибъ разбойникъ злобный, но спасенъ и райскихъ селеній удостоенъ покаявшійся. Погибъ Іуда, но вновь принятъ въ апостольскій ликъ Петръ отрекшійся.

Братія, Крестъ нашъ духовный — въ болотной тинѣ грѣха; глубоко онъ подъ землей, покрытый корою и толщею нашихъ грѣховъ, пороковъ, страстей и сердечнаго безчувствія. Крестъ нашъ — въ плѣну у врага нашего спасенія — діавола. Поднимемъ его въ душахъ, въ красотѣ святыни! Возвратимъ его изволеніемъ и добрымъ житіемъ къ себѣ въ души, возьмемъ его изъ плѣна грѣховнаго! Еще не до конца мы погибли. Еще терпитъ Господь. Еще есть надежда спасенія. Еще есть время покаянія. Еще зоветъ насъ къ Себѣ Богъ Милосердный и наказаніями и долготерпѣніемъ... Господи, помилуй! Господи, помилуй! Аминь. (Слово предъ молебствіемъ Животворящему Кресту Господню. Сказанно отъ имени миссіи въ Нижегородскомъ ярмарочномъ соборѣ, по случаю принесенія изъ села Пуреха чтимаго Креста Господня, 10 авг. 1907 г. Прот. Іоанна Восторгова).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 219-222.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.