Церковный календарь
Новости


2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 18-я (1939)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 17-я (1939)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобнаго Нифонта (1967)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Тита пресвитера (1967)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Боже, милостивъ буди намъ, грѣшнымъ" (1975)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Слова и рѣчи. Томъ II. (1961-1968). Вступленіе (1975)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 4-я (1991)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 3-я (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПАМЯТЬ СВ. АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ІОАННА БОГОСЛОВА.
(26 сентября).
79. Богъ любы есть.

Въ день памяти апостола любви о чемъ намъ, братія, говорить, какъ не о любви? Господь возлюбилъ насъ, такъ и мы будемъ любить ближняго своего. Господь оказываетъ Свою любовь всѣмъ прибѣгающимъ къ Нему; и грѣшниковъ каюшихся Онъ принимаетъ, и праведникамъ внемлетъ, и иновѣрныхъ и невѣрныхъ и совсѣмъ незнающихъ Его терпитъ и милуетъ. Вотъ Онъ не гнушается, входитъ въ домъ фарисея, принимаетъ жену грѣшницу, исцѣляетъ прокаженнаго самарянина — иновѣрнаго, дочь хананеянки — язычницы, а по Своемъ воскресеніи весь міръ призываетъ въ Свое царство чрезъ Своихъ апостоловъ. Вотъ высочайшій образецъ любви! Вотъ у Кого нужно поучиться любви. Будемъ и мы такъ любить всякаго ближняго своего, кто-бы ни /с. 223/ былъ онъ, и иноплеменнаго, и единовѣрнаго, тѣмъ болѣе соотечественника и единовѣрнаго, близкаго и приснаго. На всѣхъ должны смотрѣть, какъ на чадъ Единаго Отца небеснаго, какъ на братьевъ своихъ, искупленныхъ единою кровію Христа, какъ на призванныхъ, или призываемыхъ къ единому вѣчному спасенію.

Богъ любы есть (1 Іоан. 4, 16). Вотъ сущность богословія св. апостола и Евангелиста Іоанна Богослова. Путь, ведущій къ истинному боговѣденію — это любовь. Не любяй, не позна Бога, учитъ апостолъ (4, 8). Кто позналъ, яко Богъ любы есть: тотъ не требуетъ, да кто учитъ его о всѣхъ (1 Ін. 2, 27). Самая эта истина учитъ его, даетъ ему заповѣди, какъ онъ долженъ поступать во всѣхъ случаяхъ и обстоятельствахъ жизни.

Цѣлая вселенная ни о чемъ такъ ясно не проповѣдуетъ, какъ о любви Божественной. Вѣчный не имѣлъ никакой нужды въ тваряхъ. Его слава и блаженство безконечны; никто умножить ихъ не можетъ. Кто же побудилъ Его вызвать изъ ничтожества этотъ необъятноразнообразный міръ? Любовь. Она восхотѣла открыть славу свою — рекла слово, и явились безчисленные роды твореній каждое въ своемъ чину, на службу человѣку. А ему, какъ существу разумному, предопредѣлено созерцать славу своего Создателя, — и блаженствовать Его блаженствомъ. Любимецъ Божій — человѣкъ живо долженъ былъ ощущать ту истину, что Богъ есть любовь, что въ Немъ его жизнь и свѣтъ, и миръ, и радость. Скоро затмилось это чувство. Сердце, смущенное грѣховною совѣстію, отторгшееся отъ любви Божіей, трепетало при одной мысли о Богѣ, какъ мстителѣ неправды. Но Богъ неизмѣненъ. Онъ и во гнѣвѣ не престаетъ быть любовію, сіяетъ солнце Свое на злыя и благія (Мѳ. 5, 45), не хощетъ смерти грѣшника (Іез. 18, 32). За грѣшниковъ ходатайствуетъ Его любовь. Премудрая, неистощимая въ средствахъ, она отъ вѣчности уготовала жертву умилостивленія за грѣхи всего человѣческаго рода. Сынъ любве Отчей — жертва за человѣковъ грѣшниковъ!

Воззри, всякій изъ насъ, на крестъ Спасителя и скажи своему сердцу: Богъ любы есть! Приникни къ алтарю сему, куда ангели желаютъ приникнути. Здѣсь тайнодѣйственно приносится Богу жертва, вознесенная на Голгоѳѣ. Это безцѣнная жертва и за твою неблагодарность и за твои грѣхи. Зри — Богъ любы есть.

При такихъ дѣйствіяхъ любви Божественной какъ бы намъ не познать Бога! Скажите: «мы знаемъ Его». Но не всякое знаніе можно назвать истиннымъ знаніемъ. Мы хотимъ познать Бога однимъ умомъ; истинное же, живое познаніе о Немъ пріобрѣтается сердцемъ. Вотъ почему св. Іоаннъ Богословъ сказалъ: не /с. 224/ любяй, не позна Бога (Ін. 4, 2). Любовь Божія къ намъ должна побудить насъ любить брата, а любовь къ брату научитъ познать и возлюбить Бога. Чѣмъ ближе мы другъ къ другу, тѣмъ ближе мы къ Богу, и мѣра любви нашей къ брату есть мѣра любви и къ Богу. Если хотите узнать, приближаетесь ли къ Нему, или удаляетесь, — посмотрите, близки ли вы къ ближнимъ своимъ; если далеки отъ нихъ, то далеки и отъ Бога. По мѣрѣ приближенія къ Нему, свѣтъ Божій будетъ озарять умъ вашъ, и любовь Его согрѣетъ сердце. Тогда не въ гаданіи ума, но живымъ ощущеніемъ сердца познаете, яко Богъ любы есть.

Мы знаемъ, что Господь нашъ благъ, милосердъ, долготерпѣливъ: но это знаніе ума. Перенесемъ сіи свойства Его въ собственное наше сердце. Если сердце наше будетъ столько благо, что мы не захотимъ упустить ни одного случая сдѣлать добро ближнему; если страждущій и бѣдный будутъ находить въ насъ готовую сострадательную помощь; если будемъ снисходительны къ немощамъ ближнихъ, и согрѣшающаго брата исправлять съ усердіемъ, кротостію и терпѣніемъ; если для пользы и спасенія братій готовы жертвовать покоемъ, достояніемъ, самою жизнею: тогда уже не умъ, а сердце даетъ намъ ощущать, что такое благость, милосердіе, долготерпѣніе и любовь Господа, по насъ душу Свою положившаго. Это познаніе будетъ живое, истинное. Чѣмъ больше въ человѣкѣ ощущаются, укрѣпляются и возвышаются такія чувствованія и расположенія сердца, тѣмъ больше онъ уподобляется Богу и яснѣе видитъ въ себѣ образъ Божій.

Будите совершены, яко же Отецъ вашъ небесный совершенъ есть (Мѳ. 5, 48). Пусть умолкнутъ страсти, смущающія душу, помрачающія умъ, отравляющія жизнь; пусть всѣми мыслями, желаніями и поступками управляетъ одна христіанская любовь. Тогда никому не нужно будетъ говорить: познай Господа! Пребываяй въ любви, въ Бозѣ пребываетъ, и Богъ въ немъ пребываетъ (1 Іоан. 4, 16). (Странникъ, 1875 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 222-224.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.