Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 14 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА ПОКРОВЪ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
(1 октября).
80. Поученіе на праздникъ Покрова Пресвятой Богородицы.

Нынѣшній праздникъ установленъ, братія, по слѣдующему случаю. Въ десятомъ вѣкѣ на грековъ напали сарацины и грозили самой столицѣ ихъ государства — Царь-граду. Сарацины были мусульмане и страшно ненавидѣли христіанъ. Завоеванные уже государства и города они обыкновенно разоряли до основанія, а жителей обращали въ рабство. Численностію своею они значительно превосходили грековъ. Послѣдніе объяты были страхомъ и ужасомъ, когда увидали подъ стѣнами столицы дикаго врага. Бѣдные военными силами, но не бѣдные вѣрою и надеждею на Бога, греки собрались тогда въ знаменитый Влахернскій храмъ, гдѣ хранилась риза Божіей Матери, ко всенощному бдѣнію и здѣсь горячо молили Царя неба и земли и Его Пречистую Матерь о своемъ избавленіи отъ страшныхъ враговъ. Въ храмѣ находился царь Левъ Мудрый, царица Зоя и множество народа. Здѣсь же находился блаженный Андрей, Христа ради юродивый, русскій родомъ, взятый греками въ плѣнъ, и ученикъ Андрея, блаж. Епифаній. Предъ концомъ всенощнаго бдѣнія, въ четвертомъ часу утра, блаж. Андрей въ молитвенномъ настроеніи возводитъ очи свои горѣ и видитъ: Божія Матерь стоитъ въ воздухѣ среди сонма ангеловъ, пророковъ, апостоловъ и всѣхъ святыхъ и молится о спасеніи всего міра, осѣняя его Своимъ покровомъ (омофоромъ). Святой Андрей въ благоговѣйномъ удивленіи указалъ на свое видѣніе ученику своему Епифанію и спросилъ его: «видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всѣхъ, молящуюся о спасеніи сего міра?» — «Вижу, отче, — отвѣчалъ св. Епифаній, — вижу и ужасаюсь». Поутру молва объ этомъ событіи разнеслась по всему городу. Всѣ воодушевились, узнавши, что Сама Матерь Божія молится за нихъ; вскорѣ, дѣйствительно непріятели были прогнаны отъ стѣнъ греческой столицы. Въ благодарную память объ этомъ было установлено празднество 1-го октября въ память Покрова Божіей Матери.

Многому научаетъ насъ это событіе.

1) Оно говоритъ, прежде всего, какъ велика, сильна предъ Богомъ молитва, и особенно молитва общественная, молитва въ храмѣ. Она не остается одинокою, но сливается съ молитвой небожителей. Матерь Божія и святые, побуждаемые нашею усердною мольбою къ нимъ, начинаютъ вмѣстѣ съ нами и за насъ умолять милосерднаго Бога объ избавленіи насъ отъ напастей. Какъ утѣшительно это, осо/с. 226/бенно для готоваго впасть въ уныніе и отчаяніе! Пусть мы всѣми оставлены въ своемъ несчастіи — что до того? Мы не оставлены на небѣ, не забыты Царицею небесною, насъ помнятъ, о насъ заботятся, за насъ ходатайствуютъ предъ Богомъ наши братія по духу — святые, живущіе на небеси. Не унывай же, христіанинъ, въ скорби, а скорѣе обращайся къ молитвѣ Богоматери и святымъ, и повѣрь, доколѣ въ сердцѣ и на устахъ твоихъ будетъ эта молитва, доколѣ рука твоя поднимается для крестнаго знаменія, дотолѣ ты не погибъ еще среди самыхъ трудныхъ обстоятельствъ жизни.

2) Богоматерь явилась въ храмѣ. Какое же значитъ великое и святое мѣсто — храмъ? Это мѣсто особеннаго присутствія Божія, Богоматери и святыхъ. Здѣсь они невидимо постоянно пребываютъ. Мы, грѣшные, не видимъ ихъ тѣлесными очами, но зато все наше передъ ними открыто; не только наше внѣшнее поведеніе, но даже всѣ движенія сердецъ нашихъ, всѣ мысли самыя сокровенныя. Какое же вниманіе къ себѣ, какая чистота помысловъ, какое горѣніе сердца любовью къ Богу и ближнимъ потребны, христіанинъ, тѣмъ, которые желаютъ угодить Богу посѣщеніемъ храма, пріобрѣсти пользу для души своей!

3) Богоматерь явилась молящеюся во время всенощнаго бдѣнія, и въ этомъ есть назидательный для насъ урокъ. Многіе въ нынѣшнее время любятъ бывать за этою службой, считаютъ за долгъ посѣщать ее каждый праздникъ, каждый воскресный день? Между тѣмъ мы осыпаны милостями каждый день, каждый часъ, даже каждую минуту видимъ на себѣ милости Божіи, поэтому каждую минуту и слѣдовало бы всецѣло отдавать Богу... Будемъ помнить Бога, чтить Его святые дни, неопустительно въ эти дни посѣщать храмъ, дѣлать и другое угодное Ему. Пусть никто не отговаривается недостаткомъ свободнаго времени для слушанія божественной службы. Всякій изъ насъ долженъ помнить, что безъ благословенія и помощи Божіей онъ и при постоянныхъ своихъ трудахъ не будетъ успѣшенъ въ дѣлахъ. Напротивъ, благо тому христіанину, который заслужитъ себѣ помощь отъ Господа. (См. «Воскресный день» за 1894 г.).

4) Наше почитаніе Божіей Матери зиждется на необычайномъ материнствѣ Ея. Изъ всего рода человѣческаго избирается чистѣйшая и святѣйшая Дѣва для того, чтобы стать вмѣстилищемъ Невмѣстимаго, содѣлаться Матерію Того, Кто Самъ есть Отецъ и Владыка всѣхъ людей, — вскормить и взлелѣять Того, Кто пятъю хлѣбами могъ напитать тысячи людей, — именовать Своимъ Сыномъ Того, Кто есть Единородный Сынъ Бо/с. 227/жій отъ вѣка. На какую необычайную высоту вознесена была этимъ Богоизбранная Дѣва Марія! Не права ли христіанская Церковь, признавшая, что Богоматерь должно чтить превыше не только всѣхъ земнородныхъ, а даже выше херувимовъ, серафимовъ и всѣхъ силъ небесныхъ? Развѣ тотъ, кто почитаетъ Богочеловѣка Іисуса Христа, можетъ не чтить Его Матери, послужившей великой тайнѣ воплощенія? Послуживши этой великой тайнѣ, Пресвятая Дѣва Марія стала ближе всѣхъ людей къ Сыну Своему, Господу нашему. Кто же можетъ стоять къ Сыну ближе Его Матери? Потому Она можетъ испросить намъ у Сына Своего все, потребное для нашего блага и спасенія; Она можетъ ходатайствовать за насъ предъ Нимъ и испросить намъ избавленіе отъ всѣхъ бѣдъ и золъ, облегающихъ насъ въ этой жизни. Мы отъ души молимся Ей: «Пресвятая Богородице, спаси насъ!» и отъ всего сердца взываемъ къ Ней: «О всепѣтая Мати, отъ всякія избави напасти всѣхъ и будущія изми муки». При этомъ мы несомнѣнно вѣруемъ, что Она внемлетъ нашимъ усерднымъ моленіямъ и защищаетъ насъ отъ всякихъ бѣдъ. «Заступнице усердная, Мати Господа вышняго, всѣхъ насъ заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже въ напастѣхъ и скорбѣхъ».

5) Въ священномъ Писаніи сказано достаточно о Матери Господа для того, чтобы основалось и утвердилось православное ученіе о Ней. Вспомнимъ евангельскія повѣствованія о Благовѣщеніи, о Рождествѣ Христовомъ, о Срѣтеніи въ храмѣ, о бѣгствѣ въ Египетъ и другія мѣста, гдѣ говорится о Пресвятой Дѣвѣ Маріи. Если же что нибудь въ священномъ Писаніи и не досказано, какъ кажется иновѣрцамъ, то, значитъ, не нужно было и досказывать того, что ясно само собою. Священное Писаніе есть откровеніе Божіе человѣку; оно открываетъ то, чему Богъ благоволилъ учить людей. А нужно ли кого нибудь изъ насъ учить, что, превознося величіе Сына, должно воздавать подобающее почтеніе и Его дивной Матери? Не будемъ забывать, братія, что Богъ лучше насъ знаетъ, чему нужно учить людей.

Кромѣ того, тутъ споръ нашъ съ иновѣрцами переходитъ къ другому вопросу о томъ, что источникомъ нашего вѣроученія служитъ не одно священное Писаніе, а наравнѣ съ нимъ и священное Преданіе, которое научило насъ чтить Матерь Божію.

Заключимъ, братія, наше поученіе словами св. апостола Іоанна Богослова: не всякому духу вѣруйте, но искушайте духи, аще отъ Бога суть (1 Іоан. 4, 1). И вы, братія, не всякому вѣрьте, кто вздумаетъ васъ учить, не будучи никѣмъ поставленъ на /с. 228/ дѣло учительства церковнаго, и берегитесь, чтобы не завлекли васъ въ сѣти какой-нибудь секты безбожной, еретической, враждебной святой Церкви и даже Самому Іисусу Христу. Аминь. (Извлеч. изъ «Словъ, поуч. и рѣчей», прот. Е. Мегорскаго, Сан. Петерб. 1893 г. и др. источниковъ.)

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 225-228.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.