Церковный календарь
Новости


2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

СОБОРЪ СВ. АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА.
(8-го ноября).
84. Почему Архангелъ Михаилъ изображается въ воинственномъ видѣ?

Празднуя собору св. Архангела Михаила, обратимся благоговѣйнымъ вниманіемъ къ образу св. Архистратига небесныхъ силъ и воспользуемся урокомъ, который св. Церковь хочетъ преподать чрезъ него всѣмъ вѣрующимъ. На иконѣ видимъ св. Архангела Михаила въ воинственномъ ополченіи. Что это значитъ? Почему житель неба, гдѣ обитаетъ миръ и любовь, представленъ вооруженнымъ? На небѣ, куда, по слову Писанія, не можетъ войти ничтоже скверно (Апок. 21, 27), безъ сомнѣнія, нѣтъ возмутительнаго движенія нечистыхъ страстей, какое бываетъ на землѣ, нѣтъ нечистыхъ желаній, производящихъ брани и свары, какія бываютъ между людьми, а потому, конечно, на небѣ все мирно и дышитъ любовію. Но, братія, была нѣкогда брань и тамъ въ царствѣ мира и любви. Кто противъ кого возставалъ и ратовалъ? Одинъ изъ высшихъ духовъ, обладавшій великими совершенствами — Люциферъ, съ надменіемъ и гордостью возсталъ противъ своего Творца и Владыки всяческихъ; за нимъ увлеклось много другихъ духовъ, и они составили страшное ополченіе возмутителей небеснаго порядка. Тогда-то изъ среды ангеловъ является поборникъ Славы Божіей св. Архангелъ Михаилъ. Собравъ всѣ ангельскіе чины и воинства, вѣрныя Богу, онъ велегласно воззвалъ: «вонмемъ, станемъ добрѣ предъ сотворшимъ ны, и не помышляемъ противная Богу». И, стоя на первомъ мѣстѣ въ сонмѣ духовъ безплотныхъ, воспѣлъ торжественную пѣснь: Святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ!» И вскорѣ за симъ всѣ духи злобы низвержены были съ неба (Чет. Мин. 8-го ноября).

Вотъ почему Архангелъ Михаилъ, какъ главный поборникъ славы Божіей, побѣдитель діавола и ангеловъ его, именуется св. Церковію началовождемъ ангеловъ, посредѣ полковъ ангельскихъ старѣйшимъ, небесныхъ чиновъ Архистратигомъ (сл. 8 ноября). Вотъ почему она изображаетъ его всегда въ воинственномъ видѣ, съ мечемъ или копіемъ въ рукѣ, имѣющемъ подъ ногами дракона, змія древняго, иже есть діаволъ и сатана (Апок. 20 2), духъ злобы, имъ пораженный и низверженный.

Побѣда, совершенная на небѣ надъ духомъ злобы, была только началомъ брани, совершавшейся и доселѣ совершающейся на землѣ. Врагъ Божій, низверженный съ неба, съ новою яростію и силою возсталъ противъ всего земного царства Божія: изъ зависти къ блаженству, которое Богъ даровалъ человѣку, онъ возмутилъ райскую жизнь нашихъ праотцевъ, и посреди рая /с. 238/ сладости посѣялъ тернія и волчцы. Намъ не перечислить всѣхъ бѣдствій, всѣхъ скорбей и страданій въ родѣ человѣческомъ, которыя внесъ въ міръ врагъ Бога и человѣковъ, не перечислить всѣхъ козней, которыя человѣкоубійца искони воздвигаетъ противъ людей для того, чтобы отторгнуть насъ отъ общенія съ Богомъ и заградить путь къ блаженству. Не до пришествія только Сына Божія во плоти въ міръ для разрушенія дѣлъ діавола, онъ былъ врагомъ человѣковъ, обдержа ихъ своею властію и силою, но и теперь, по пришествіи на землю Спасителя, когда держава его разрушена, не перестаетъ еще вооружаться противъ Церкви Божіей и противъ каждаго изъ насъ.

Онъ то воздвигаетъ войны и брани между народами, то посѣваетъ ереси и расколы между вѣрующими, или плевелы нечестія и разврата; назираетъ человѣка въ сокровенныхъ его помыслахъ, подмѣчаетъ его слабости и наклонности, льститъ страстямъ, вводитъ въ искушенія, пользуется всякимъ случаемъ къ погубленію рабовъ Божіихъ и, для удобнѣйшаго прельщенія ихъ, преобразуется нерѣдко въ ангела свѣтла (2 Кор. 11, 14).

Отъ его козней не свободенъ никто изъ насъ. Кто же здѣсь — на землѣ — ратоборствуетъ противъ исконнаго врага? Безъ сомнѣнія, послѣ Побѣдителя ада и смерти въ числѣ первыхъ ратоборцевъ стоитъ св. Архангелъ Михаилъ съ своими небесными воями, какъ знаемъ это изъ священныхъ книгъ (Дан. 12, 1 и др.) и изъ многочисленныхъ опытовъ его заступленія за насъ или собственнымъ своимъ лицемъ, или въ лицѣ подчиненныхъ ему ангеловъ — хранителей нашихъ. Послѣ сего что внушаетъ намъ воинственный видъ Архистратига небесныхъ силъ, ревнующаго по славѣ Божіей и ратоборствующаго за Церковь Христову? Ту же ревность по Бозѣ, всегда бодрствующую, всегда готовую стать въ ополченія противъ нападеній діавола. Внушаетъ, чтобы мы во время нападеній со стороны врага Божія обращались къ сему ратоборцу съ молитвою о помощи и заступленіи: предводитель воинства безплотныхъ на небѣ, конечно, есть лучшій защитникъ напаствуемыхъ на землѣ со стороны исконнаго человѣкоубійцы.

Чтобы находиться намъ въ постоянномъ общеніи съ небесными силами, должно подражать ихъ чистотѣ и вѣрности Господу силъ. Иначе, что будетъ общаго между нами и воинствомъ небеснымъ, когда мы отворимъ двери сердца нашего для внесенія въ него всѣхъ нечистотъ міра и похоти, содѣлаемъ его обиталищемъ порочныхъ желаній и страстей? Какую помощь обрѣтемъ у небесныхъ ратниковъ, когда сами же чрезъ нарушеніе /с. 239/ заповѣдей Божіихъ своими страстными помыслами, вожделѣніями и грѣховными дѣяніями будемъ поддерживать въ себѣ преступный союзъ съ тѣмъ врагомъ, котораго они преслѣдуютъ? Потому-то св. Церковь, призывая насъ къ настоящему празднеству, возглашаетъ: «пріидите, христолюбцы, чистыми помыслы и совѣстію благостоянною соборъ Архангеловъ почтимъ» (На литіи, ст. 2). Святый Архистратиже Божій Михаиле, съ ликомъ безплотныхъ силъ! Молимъ тя, спасай насъ отъ враговъ нашихъ. (Леонтія, митр. Московскаго).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 237-239.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.