Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 54.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

СОБОРЪ СВ. АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА.
(8-го ноября).
87. О происхожденіи зла въ человѣчествѣ.

Господи, не доброе ли сѣмя сѣялъ еси на селѣ Твоемъ; откуду убо имать плевелы?

Откуда въ царствѣ Всесвятаго грѣхъ, нечистота и сквернота? Въ царствѣ Всеблагаго — страданія и бѣдствія? Въ царствѣ /с. 243/ Всесовершеннаго — безпорядки, нестроенія и разрушенія? Въ царствѣ Источника жизни, животворящаго всяческая, — болѣзни, тлѣніе и смерть? Эти вопросы всегда занимали человѣческій разумъ, всегда тревожили и совѣсть, и сердце людей, которые не были равнодушны къ судьбамъ человѣка и человѣчества, которые пытались разрѣшить тайны жизни человѣческой. Много потрачено силъ, много написано книгъ людьми любомудрствующими, но тайна оставалась неразгаданною, совѣсть неуспокоенною, разумъ неудовлетвореннымъ. Смотрите же, какъ просто, удобопонятно для всѣхъ и вмѣстѣ, какъ полно и удовлетворительно разрѣшаетъ эти вопросы Сама ѵпостасная Истина, Господь нашъ Іпсусъ Христосъ, простою притчею о плевелахъ, слышанною нами въ евангельскомъ чтеніи во время утренняго богослуженія настоящаго дня. Уподобися царствіе небесное человѣку, сѣявшему доброе семя на селѣ своемъ. А сѣявый доброе семя есть Сынъ человѣческій, а село есть міръ; доброе сѣмя сіи суть сынове царствія (Мѳ. 13, 24. 38). Царствіе Божіе, братія, есть вся вселенная — великій домъ Отца небеснаго; особенно же царство существъ разумныхъ и богоподобныхъ. Частнѣе здѣсь говоритъ Господь о царствіи Божіемъ въ человѣчествѣ, т. е., о Церкви Своей. Еще частнѣе: царствомъ Божіимъ называется душа каждаго человѣка, созданнаго по образу и по подобію Божію. На полѣ, т. е. во всемъ человѣчествѣ и въ душѣ каждаго человѣка Сынъ Божій посѣялъ доброе сѣмя, сѣмя истины, добра и счастія.

Откуда-же на этомъ полѣ явились плевелы? Врагъ человѣкъ сотвори сіе, спящимъ же человѣкомъ, пріиде врагъ его, и всѣя плевелы посредѣ пшеницы, и отыде. А плевеліе суть сынове непріязненніи, а врагъ всѣявый ихъ есть діаволъ. (Мѳ. 13, 25-39). Вотъ подлинное и точное изъясненіе происхожденія всего зла въ человѣчествѣ. Кто этотъ врагъ Божій, который вноситъ нечистоту и скверну зла въ чистое и святое царствіе Божіе? Это, какъ открываетъ намъ слово Божіе, одинъ изъ высшихъ сотворенныхъ Богомъ духовъ, который не устоялъ въ истинѣ, ослѣпился гордостію, возмутился противъ власти Божіей, возмнилъ себя быть равнымъ Сыну Божію и не восхотѣлъ покориться Ему, когда Богъ вводя Первороднаго Своего во вселенную, глаголалъ: да поклонятся Ему вси ангели Божіи. Сей-то непокорливый духъ своимъ примѣромъ и властію увлекъ и подчиненныхъ ему духовъ къ тому же сопротивленію волѣ Божіей и создалъ, такъ сказать, въ царствѣ Божіемъ царство зла и грѣха, царство без/с. 244/законія и неправды, царство тьмы и нестроенія, безпорядковъ и страданій. Сей-то духъ злобы посѣялъ сѣмя зла и въ сердцѣ перваго человѣка, соблазнивъ его къ преступленію заповѣди Божіей тѣмъ же лживымъ обѣщаніемъ, которымъ увлекся и самъ; будете яко бози, вѣдяще доброе и лукавое.

Если мы увлекаемся соблазнами лукаваго, пріемлемъ въ себя сѣемые имъ плевелы, — это наша собственная вина, въ которой мы безотвѣтны предъ Богомъ. Спящимъ человѣкомъ, пріиде врагъ, и всѣя плевелы. Вотъ главная причина нашихъ грѣхопаденій, — духовный сонъ и безпечность. Если бы первый человѣкъ непрестанно бодрствовалъ духомъ, помнилъ святую заповѣдь Творца своего, непрестанно предстоялъ духомъ предъ лицомъ Бога, угрожающаго смертію за преступленіе Своей заповѣди, то искушеніе діавола не только не повредило бы ему, а, напротивъ, еще болѣе утвердило бы его въ страхѣ Божіемъ и храненіи заповѣди Его, еще болѣе бы возвысило его блаженство и счастіе и сдѣлало бы, наконецъ, вовсе неприкосновеннымъ для всякаго зла. Въ этой то бдительности надъ собою, надъ своими помыслами и чувствами, надъ своими желаніями и вожделѣніями сердечными, — въ этомъ духовномъ бодрствованіи и состоитъ главное средство къ охраненію себя отъ сѣтей лукаваго, къ побѣжденію всѣхъ искушеній и соблазновъ. При такомъ бодрствованіи надъ собою и для насъ искушенія діавола не только бы оставались безвредными, а напротивъ, принесли бы великую пользу душѣ нашей. Вся жизнь истиннаго подвижника благочестія есть борьба и брань, но эта борьба приноситъ ему славу, умножаетъ его награды на небѣ. Теперь и пшеницѣ и плевеламъ долготерпѣніе Божіе попускаетъ рости вмѣстѣ до жатвы; но горе будетъ тѣмъ, кои окажутся на судѣ Божіемъ не пшеницею доброю, собираемою въ небесную житницу, а пустыми плевелами, предназначенными къ сожженію. (Димитрія, архіеп. херсон.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 242-244.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.