Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

СОБОРЪ СВ. АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА.
(8-го ноября).
88. Бесѣда о семи архангелахъ.

Имя ангелъ греческое и означаетъ посланника, вѣстника, а посему, какъ замѣчаютъ св. отцы, есть имя должности, а природы. И въ словѣ Божіемъ это имя усвоялось иногда посланникамъ Іеговы: имъ назывались пророки (Агг. 1, 13), священники (Мал. 2, 7) и даже Мессія назывался Ангеломъ Завѣта.

Но въ строгомъ смыслѣ ангелами называются существа, отличныя отъ человѣка по природѣ, духи безплотные, одаренные умомъ, волею, могуществомъ и сотворенные прежде видимаго /с. 245/ міра. Имя-же архангелъ означаетъ начальствующаго надъ ангелами, тоже означаетъ имя архистратигъ, вождь небесныхъ силъ.

Число ангеловъ крайне велико — тмы темъ. Святый пророкъ Даніилъ въ видѣніи, ему открытомъ, созерцалъ, что когда: «Ветхій деньми сѣде на престолѣ Своемъ, тысяща тысящъ служаху Ему, и тмы темъ предстояху Ему» (Дан. 7, 10), но архангеловъ только семь. «Азъ есмь единъ отъ седми святыхъ ангеловъ», говорилъ Рафаилъ архангелъ праведному Товію, «иже приносятъ молитвы святыхъ и входятъ предъ славу Святаго» (Тов. 12, 15). Также и въ откровеніи св. Іоанна Богослова изрекается миръ и благословеніе отъ Сущаго, «и иже бѣ и грядущаго и отъ семи духовъ, иже предъ престоломъ Его суть» (Апок. 1, 4).

Первымъ по порядку въ соборѣ архистратиговъ св. Церковь признаетъ архистратига Михаила. Изображается сей архистратигъ всегда въ воинственномъ видѣ, съ мечомъ въ рукѣ, имѣя подъ ногами дракона, или духа злобы. Имя его въ переводѣ съ еврейскаго языка означаетъ: кто яко Богъ, т. е. нѣтъ никого болѣе великаго, яко Богъ. Имя архистратига и его изображенія выражаютъ и дѣла сего архангела. Онъ первый возсталъ противъ Люцифера, дерзнувшаго было въ духѣ гордости возставить свой престолъ на мѣсто Престола Божія. И какъ ни былъ силенъ Люциферъ, но палъ подъ побѣдоносною десницею служителя имени Божія, и свергнутъ навсегда съ неба: сила злая, какъ она ни была велика, не могла одолѣть силу добрую. Съ тѣхъ поръ арх. Михаилъ не перестаетъ ратоборствовать за имя и славу Творца, за дѣло спасенія рода человѣческаго и за имя и славу Церкви святой, охраняя чадъ св. Церкви и отъ навѣтовъ духовъ злобы.

Второе мѣсто занимаетъ въ ряду архангеловъ Гавріилъ — сила Божія. Святая Церковь изображаетъ его иногда съ райскою вѣтвію въ рукѣ, которая принесена имъ Пресвятой Дѣвѣ Маріи, какъ знаменіе небесной вѣсти, а иногда съ фонаремъ въ правой рукѣ, внутри котораго горитъ свѣща, а въ лѣвой — съ зерцаломъ изъ яспида. Какъ имя, такъ и изображеніе его означаютъ его дѣло — являться провозвѣстникомъ Божественнаго откровенія и служителемъ Всемогущества Божія въ дѣлѣ спасенія рода человѣческаго. Такъ онъ открылъ Захаріи вѣсть о чудесномъ зачатіи св. Іоанна Предтечи отъ престарѣлыхъ родителей. Пресвятой Дѣвѣ Маріи благовѣствовалъ о сверхъ-естественномъ и непостижномъ безсѣменномъ зачатіи Самого Сына Божія. Какъ вѣстникъ, открывающій роду человѣческому судьбы Божіи и совѣтъ превѣчный — онъ изображается съ зерцаломъ. Но такъ какъ судьбы Божіи бываютъ до времени сокрыты отъ лю/с. 246/дей и постигаются сердцами вѣрующихъ постепенно, по мѣрѣ преуспѣянія ихъ въ благочестіи, то сей архангелъ изображается со свѣщею, сокрытою въ фонарѣ. Здѣсь и свѣтъ, во тьмѣ свѣтящій и огнь опаляющій, которымъ сей архангелъ поражаетъ за скудость вѣры, какъ поразилъ нѣкогда отца Предтечи.

Третій архангелъ Рафаилъ — помощь и исцѣленіе Божіе: близокъ сей архангелъ ко всѣмъ страждущимъ какъ утѣшитель и врачъ небесный. Въ Священномъ Писаніи есть книга Товита, гдѣ описывается, какъ сей врачъ небесный, въ образѣ человѣка, сопутствовалъ праведному Товіи, сыну Товита, освободилъ отъ злаго духа его невѣсту, возвратилъ зрѣніе престарѣлому отцу Товіи, а потомъ вознесся отъ нихъ на небо, преподавъ облагодѣтельствованнымъ имъ такое наставленіе: «благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величіе Его и исповѣдайте предъ всѣми, что Онъ сдѣлалъ для васъ... Доброе дѣло молитва съ постомъ и милостынею и справедливостію. Милостыня отъ смерти избавляетъ и можетъ очищать всякій грѣхъ» (Тов. 12, 6. 8. 9). Посему милостивые скорѣе удостоиваются небесной помощи и заступленія св. архангела Рафаила. Сообразно съ служеніемъ своимъ сей архангелъ изображается съ сосудомъ врачебнымъ въ лѣвой рукѣ, а въ правой ведущимъ Товію.

Четвертый архангелъ Уріилъ — свѣтъ или огнь Божій. Изображается съ мечомъ, обращеннымъ противу персей, а въ лѣвой рукѣ съ пламенемъ, ниспускающимся къ низу. Какъ ангелъ свѣта, онъ просвѣщаетъ умы людей откровеніемъ истинъ, какъ носитель Божественнаго огня, воспламеняетъ сердца людей любовію къ Богу и ближнему. Этотъ ангелъ — покровитель людей, посвятившихъ себя наукамъ и полезнымъ искусствамъ. Но озаряетъ онъ небеснымъ свѣтомъ только тѣхъ людей, которые не стремятся проникнуть въ недовѣдомыя, и людямъ ненужныя, тайны міроправленія, тайны Божества, или тайны природы, разумъ превышающія. Такъ онъ упрекнулъ и вразумилъ мужа — Ездру, когда тотъ въ жару страсти познанія, хотѣлъ постигнуть тайны судебъ Божіихъ (3 кн. Ездры, 4 гл.).

Пятый архангелъ Салафіилъ — верховный служитель молитвы, подвизающій насъ грѣшныхъ на молитву, вразумляющій о чемъ помолиться, согрѣвающій сердца молитвеннымъ вдохновеніемъ и возносящій теплую молитву, какъ благоухающую воню, къ Престолу благодати Божіей. Изображается соотвѣтственно своему служенію въ молитвенномъ положеніи, съ очами потупленными долу, съ руками крестообразно, съ благоговѣніемъ приложенными къ персямъ.

/с. 247/ Шестой архангелъ Эгудіилъ — хвала Божія, ангелъ преподающій благословеніе Божіе людямъ, труждающимся во славу Божію, поощряющій сихъ людей наградою благъ вѣчныхъ и охраняющій ихъ отъ всякаго зла силою Креста Гоподня. Въ десницѣ у сего архангела златой вѣнецъ, а въ шуйцѣ бичъ изъ 3-хъ червленныхъ вѣтвій. Златымъ вѣнцомъ, держимымъ архангеломъ Эгудіиломъ, вѣнчается отъ Господа всякій добрый труженникъ, исполняющій честно, добросовѣстно дѣло свое, на которое онъ призванъ, труженникъ, дѣлами рукъ своихъ приносящій пользу ближнему своему и ищущій не своей славы, а славы Божіей, которую онъ открываетъ чрезъ жизнь, согласную съ словомъ Божіимъ, чрезъ дѣятельность, согласную съ закономъ Божіимъ. Вѣнчаются отъ Господа чрезъ руку архангельскую и воинъ, не щадящій жизни за славу Церкви и отечества, и судія нелицепріемный, не дающій въ обиду убогаго, сираго и сиротливаго, и домоправитель, Бога боящійся, и жизнію, и дѣлами своими подающій благой примѣръ богобоязненности и добродѣтели; вѣнчается и слуга, «повинующійся господамъ своимъ со страхомъ, въ простотѣ сердца своего, не какъ человѣкоугодникъ, но какъ рабъ Христовъ, исполняющій волю Божію отъ души».

Седьмой архангелъ Варахіилъ, ангелъ раздаятель щедротъ Всевышняго. Изображается со множествомъ цвѣтовъ розовыхъ. Многообразно служеніе сего архистратига: чрезъ него благословляются домочадіе и семейное благоустройство, благословляются праведные труды на разныхъ поприщахъ дѣятельности, преподается благословеніе земледѣлію и плодамъ земнымъ. Ищущій благословенія Божія надъ дѣломъ рукъ своихъ, прибѣгни къ Варахіилу архангелу и, принявъ чрезъ него дары Божіи земные, поревнуй о стяжаніи благъ небесныхъ: раздѣли хлѣбъ свой съ алчущимъ, употреби богатство свое на дѣла богоугодныя: на храмъ Божій, на пріюты убогимъ, сирымъ и вдовицамъ! Таковъ соборъ архангеловъ! Да помыслимъ о будущемъ нашемъ собраніи къ нимъ. Удостоимся ли сего?

Какъ бы не попасть въ сонмище духовъ отверженныхъ? Избави Богъ... Пріуготовимъ себя чрезъ чистое житіе, чрезъ стяжаніе добрыхъ мыслей и чувствъ къ сожитію съ ангелами небесными. Будемъ памятовать то, что наша будущая участь — быть или съ добрыми ангелами, или съ злыми. Добре пріуготовимъ себя и удостоимся сожительства со святыми, а будетъ наша жизнь зла и нечестива, то и услышимъ грозный оный приговоръ: «идите отъ Меня, проклятіи, во огнь вѣчный уготованный діаволу и аггеламъ его» (Матѳ. 25, 41). (Проп. Листокъ).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 244-247.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.