Церковный календарь
Новости


2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 2-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 1-я (1904)
2017-12-10 / russportal
Отвѣтъ Зарубежн. Церк. Собора Августѣйшему Главѣ Россійскаго Имп. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Высочайшее привѣтствіе Августѣйшаго Главы Россійскаго Императ. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 30-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 29-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежнаго Собора РПЦЗ 1938 г. О Соборѣ (1939)
2017-12-10 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора 1938 г. Списокъ членовъ Собора (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 28-я (1937)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 27-я (1937)
2017-12-09 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежнаго Собора РПЦЗ 1938 г. Наказъ Собору (1939)
2017-12-09 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора 1938 г. Правила о составѣ Собора (1939)
2017-12-09 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 26-я (1937)
2017-12-09 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 25-я (1937)
2017-12-09 / russportal
Предсоборная Комиссія Второго Всезарубежнаго Собора РПЦЗ 1938 г. (1939)
2017-12-09 / russportal
Докладъ Архіерейскому Сѵноду Блаж. Митр. Антонія (Храповицкаго) (1939)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПОУЧЕНІЯ НА ВВЕДЕНІЕ ВО ХРАМЪ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ.
(21-го ноября).
89. Входъ во храмъ Пресвятыя Богородицы.

Исполнилось три года Пресвятой Дѣвѣ Маріи отъ Ея рожденія; святые родители Ея Іоакимъ и Анна вознамѣрились совершить то, что обѣщали Богу, когда еще молились о разрѣшеніи своего неплодства. И вотъ, они пригласили къ себѣ всѣхъ своихъ сродниковъ, созвали юныхъ дѣвицъ, одѣли Пречистую Дщерь свою въ лучшія одежды и торжественно повели Ее въ храмъ Іерусалимскій. Впереди шли дѣвы съ возженными свѣчами; за ними святые родители вели Богодарованную Дщерь свою, держа Ее за руки, а позади шли сродники и знаемые — всѣ съ горящими свѣчами въ рукахъ. Какъ звѣзды небесныя окружали они луну свѣтлую — Пресвятую Дѣву Марію. Со всѣхъ сторонъ стекались жители Іерусалима, привлекаемые невиданнымъ дотолѣ зрѣлищемъ; и не только они, но и обитатели небеснаго Іерусалима — святые ангелы, по словамъ пѣсни церковной, съ удивленіемъ взирали, какъ входила Дѣва Марія во Святая Святыхъ.

Юныя отроковицы, предшествуя Ей, пѣли псалмы Давидовы, а сами праведные родители Ея, Іоакимъ и Анна, повторяли боговдохновенное слово своего праотца Давида: слыши, Дщи, и виждь, приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и домъ отца Твоего (Пс. 44, 11)... И вышли въ срѣтеніе Дѣвѣ-Младенцу священники, служащіе при храмѣ; съ пѣснопѣніями встрѣтили они будущую Матерь Архіерея Великаго — Господа Іисуса, а святые родители Ея, обращаясь къ своему святому сроднику священнику Захаріи, отцу Предтечи, сказали ему: «пріими, Захаріе, пріими, пророче, нашу Дщерь, Богомъ намъ дарованную, пріими и посели Ее въ жилищѣ Божіемъ; не испытуй тайны Божіей, а ожидай, пока Самъ Богъ, призвавшій Ее во храмъ Свой, откроетъ о Ней волю Свою!» Храмъ Іерусалимскіи имѣлъ пятнадцать ступеней при входѣ; и вотъ, едва праведные родители поставили Святую Дѣву на первой ступени, какъ Она, трехлѣтній Младенецъ, окриляемая духомъ любви къ Богу, одна никемъ не поддерживаемая скоро и бодро взошла по всѣмъ ступенямъ до самаго помоста церковнаго... Удивились всѣ такому необычайному восхожденію Дитяти, а святый Захарія, какъ пророкъ, прозрѣлъ духомъ въ семъ обстоятельствѣ будущую судьбу Дѣвы-Младенца; онъ взялъ Ее за руку и, радуясь душею, повелъ сначала во святилище, вѣщая къ Ней: «гряди, Чистая гряди, Преблагословенная! Вниди въ радости въ церковь /с. 249/ Господа Твоего!» И радостно шла за архіереемъ Божіимъ Отроковица Богоизбранная, и онъ ввелъ Ее въ самое внутреннее отдѣленіе храма, во Святое Святыхъ, за вторую завѣсу, куда не только женскому полу, но даже и самимъ священникамъ непозволено было входить; только одинъ первосвященникъ, и притомъ разъ въ годъ, имѣлъ право входить туда съ жертвенною кровью.

Такъ дѣйствовалъ св. Захарія, руководимый Духомъ Божіимъ. — Принесли святые родители при семъ случаѣ и дары Богу — жертвы благодарственныя, и, получивъ благословеніе отъ святителя и отъ всѣхъ іереевъ Божіихъ, возвратились въ домъ свой со всѣми сродниками. Они радовались и благодарили Бога, сподобившаго ихъ исполнить обѣтъ свой. А Пресвятая Дѣва осталась при храмѣ Божіемъ; для молитвы удалялась Она во Святая Святыхъ, а остальное время проводила въ обители дѣвъ, временно посвятившихъ себя на служеніе Богу и жившихъ въ обширныхъ пристройкахъ храма Соломонова. Скоро научилась Она чтенію слова Божія, и навыкла разнымъ рукодѣліямъ: пряла шерсть и ленъ, шила шелкомъ и ткала даже цѣлыя одежды, каковъ былъ хитонъ Спасителя, не шитый, но весь сверху сотканый. Особенно любила Она приготовлять священныя одежды для служащихъ при храмѣ. Утро проводила Она въ сердечной молитвѣ, день — въ рукодѣліяхъ и чтеніи священнаго Писанія, а вечеръ опять посвящала молитвѣ, пока являлся Ей ангелъ Божій, который приносилъ Ей обычную пищу. Получала Она пищу и отъ храма Божія, но обычно питала ею нищихь и странныхъ. Іоакимъ и Анна нерѣдко посѣщали свою благословенную Дщерь; особенно часто приходила къ Ней святая Анна, Преданіе указываетъ въ Іерусалимѣ даже домъ, куда переселились изъ Назарета святые Богоотцы, чтобы быть ближе къ возлюбленной Дщери своей.

Двѣнадцать лѣтъ жила Пресвятая Дѣва Марія при храмѣ Соломоновомъ, приготовляемая дивнымъ Промысломъ Божіимъ быть Матеріею Сына Божія. Частое собесѣдованіе съ ангелами возбудило и въ Ней Самой желаніе остаться навсегда дѣвою и жить въ чистотѣ ангельской. И стала Она первою въ мірѣ дѣвою, которая обручила себя Богу и дѣвство предпочла супружеской жизни, ибо въ ветхомъ завѣтѣ не было еще примѣра, чтобы дѣвица оставалась навсегда дѣвою и супружество почитаемо было выше дѣвственной жизни... (Троиц. Листокъ, № 85).

Память о семъ великомъ событіи внушаетъ намъ одну изъ необходимыхъ обязанностей, показывая, какъ важно и благотворно для насъ неопустительное посѣщеніе храма Божія и участіе /с. 250/ въ церковныхъ богослуженіяхъ. Всякій христіанскій храмъ изображаетъ собою благодатную вселенскую Церковь Христову. Въ немъ есть все то, что Іисусъ Христосъ оставилъ Своей благодатной Церкви для нашего спасенія. Здѣсь возвѣщается слово Самого Господа и проповѣдь Его апостоловъ и пророковъ, всѣхъ призывающая на путь истины и спасенія. Здѣсь подаются различные дары Святаго Духа въ спасительныхъ таинствахъ, безъ которыхъ намъ невозможно спастись. Здѣсь невидимо присутствуетъ Христосъ Спаситель. Самъ Онъ на святомъ жертвенникѣ и священнодѣйствуетъ или приноситъ безкровную жертву, и Самъ таинственно приносится въ жертву Богу за грѣхи міра, за живыхъ и умершихъ, а видимый священнослужитель есть только представитель Его. Здѣсь для всѣхъ, приходящихъ съ вѣрою, есть отрада, утѣшеніе и подкрѣпленіе, ибо тутъ, предъ престоломъ Божіимъ, возносятся молитвы о всѣхъ, — для всѣхъ испрашиваются милости Всемилостиваго Отца небеснаго; предъ безкровною жертвою Единороднаго Сына Его, Спасителя міра, испрашиваются милости для живыхъ и умершихъ. Здѣсь имѣющимъ очи видѣть открывается дивный союзъ міра видимаго и невидимаго, земли и неба, людей живущихъ и душъ совлекшихся тѣла, и духовъ безплотныхъ, — дивный союзъ помилованной твари, и милосердаго Спасителя человѣковъ.

Богомудрые отцы въ христіанскомъ храмѣ видѣли изображеніе неба и горнихъ обителей. Въ храмѣ стояще, на небеси стояти мнимъ, взывали они. И всякій благочестивый христіанинъ, присутствуя въ храмѣ, не можетъ не сознать и не ощущать этой истины. Ибо что значитъ эта высота и великолѣпіе храмовъ? Это изображаетъ величіе и неизмѣримость небесъ. Что значитъ сіи священныя изображенія Бога Отца и Сына и Святаго Духа, преблагословенной Богородицы», ангеловъ и святыхъ человѣковъ? Это — образъ горней славы, сколько на землѣ можно изображать небесное. На небо увлекаются и возносятся благоговѣйныя души, взирая на сію красоту храма.

Счастливъ и блаженъ, кто любитъ часто приходить въ храмъ Господень, чтобы здѣсь питать и укрѣплять свою душу живою вѣрою, благоговѣйною молитвою и участіемъ въ спасительныхъ таинствахъ. Счастливъ, кто, подобно пророку Давиду, любитъ пребывать въ домѣ Божіемъ, любитъ видѣть красоту храма Господня, жаждетъ присутствовать при богослуженіи въ храмѣ Господнемъ и въ этомъ рукотворенномъ храмѣ созерцаетъ величіе нерукотвореннаго храма небеснаго. Кто пріобрѣлъ навыкъ отъ сихъ видимыхъ изображеній умомъ и сердцемъ благоговѣйно во/с. 251/зноситься къ невидимымъ святымъ Божіимъ и къ живущему въ свѣтѣ неприступномъ Тріѵпостасному Богу. Для него святая Церковь есть истинная матерь, любвеобильная, благопопечительная, всегда готовая подать руку помощи, готовая указать ему прямой путь среди распутій, разрѣшить сомнѣніе, удержать отъ соблазна, утѣшить въ скорби и болѣзни, подкрѣпить въ несчастіи, въ тяжкихъ испытаніяхъ, столь обыкновенныхъ въ настоящей жизни. Блаженны, неопустительно посѣщающіе храмъ Господень хотя только въ дни воскресные и праздничные: они не забудутъ о Богѣ, не предадутся безпечности и нерадѣнію о своемъ спасеніи; подвергаясь грѣховнымъ немощамъ, не будутъ коснѣть въ нераскаянности, но поспѣшатъ прибѣгнуть къ покаянію; въ счастіи не забудутъ о Богѣ, но прославятъ Его благость; въ несчастіи не предадутся малодушію и отчаянію, но возложатъ надежду на Всевышняго; въ крѣпости силъ не возмечтаютъ о своемъ могуществѣ, но будутъ смиряться предъ Всемогущимъ; во дни изнеможенія не изнемогутъ духомъ, но будутъ сильны надеждою и упованіемъ на Бога и во время болѣзней смертныхъ и въ часъ самой смерти не поколеблются, но радостно прострутъ взоры свои къ Побѣдителю смерти и ада и Подателю вѣчной жизни, Христу Спасителю, въ надеждѣ вѣчнаго успокоенія въ обителяхъ небесныхъ. (Евсевія, архіеп. Могилевскаго).

Чтобы хожденіе въ храмъ Божій и пребываніе въ немъ, особенно при совершеніи безкровной жертвы тѣла и крови Христовой, приносило намъ пользу, мы должны знать, какъ вести себя прежде вхожденія въ храмъ Божій, во время пребыванія въ храмѣ Божіемъ и по выходѣ изъ храма Божія. Идущій въ храмъ для молитвы долженъ приготовить себя къ тому. Прежде, даже не помолишися, уготови себе (Сир. 18, 23). Прежде, нежели пойдешь ты въ храмъ Божій, спроси себя самого: куда и для чего идешь ты? Ты идешь въ храмъ Божій, гдѣ долженъ будешь предстать предъ лице Всемогущаго Бога и долженъ видѣть совершеніе великаго таинства; ты идешь туда для того, чтобы предъ лицемъ небеснаго Судіи исповѣдать грѣхи, и слезами покаянія омыть душу свою, оскверненную грѣхами; чтобы участвовать въ принесеніи Богу безкровной жертвы за грѣхи твои, если не пріобщеніемъ тѣла и крови Христовой, то по крайней мѣрѣ, вѣрою и молитвою. Размышленіе о столь высокой цѣли хожденія въ храмъ Божій много можетъ способствовать христіанину къ достойному присутствованію въ немъ.

Входить въ храмъ Божій мы должны съ великимъ благоговѣніемъ, стоять въ немъ не съ разсѣянностію и невниманіемъ, /с. 252/ какъ дѣлаютъ нѣкоторые, а съ глубокимъ вниманіемъ къ себѣ самимъ. Пришедши въ храмъ Божій, предъ лице Всевышняго Бога, мы должны представить предъ очи души своей того мытаря, который, несмотря на свои безчисленныя неправды и беззаконія, умѣлъ съ такою пользою для души своей придти въ храмъ Божій, что сниде оправданъ въ домъ свой (Лук. 18, 14). По крайней мѣрѣ здѣсь, хотя на краткое время, мы должны отложить всякое житейское попеченіе, забыть о мірѣ, вспомнить о душѣ своей, своими мыслями устремиться къ небу, къ Богу. Здѣсь предъ лицемъ Божіимъ, должны разобрать совѣсть свою безпристрастно, вспомнить о грѣхахъ, содѣянныхъ нами, коими мы оскорбили Создателя своего и представить предъ очи свои безконечную къ намъ любовь Отца небеснаго, по которой Онъ не только не погубилъ насъ въ минуты беззаконій, но еще Самъ выходитъ къ намъ на встрѣчу, чтобы облобызать насъ, какъ облобызалъ Онъ блуднаго сына; пусть всякій вспомнитъ здѣсь, что для нашего спасенія Единородный Сынъ Божій таинственно закалается на жертвенникѣ, чтобы Своею кровію искупить насъ отъ праведнаго гнѣва Божія. Такія и подобныя чувствованія христіанинъ долженъ пробуждать въ душѣ своей, чтобы присутствіе въ храмѣ Божіемъ не содѣлалось для него не только безплоднымъ, но и опаснымъ.

Присутствованіе въ храмѣ Божіемъ не останется для насъ, братія, безплоднымъ, низведетъ на насъ Божіе благословеніе, если, стоя въ немъ, не будемъ забывать, что мы стоимъ въ домѣ Божіемъ, образующимъ собою небо, въ домѣ молитвы, гдѣ совершаются великія и страшныя таинства, если будемъ стоять въ немъ со вниманіемъ, благодареніемъ и страхомъ. (Прот. Романовскаго и другихъ источниковъ).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 248-252.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.