Церковный календарь
Новости


2017-12-12 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 12-13. (1/14-15/28 сентября) 1922 года
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 4-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 3-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 2-я (1904)
2017-12-11 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 1-я (1904)
2017-12-10 / russportal
Отвѣтъ Зарубежн. Церк. Собора Августѣйшему Главѣ Россійскаго Имп. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Высочайшее привѣтствіе Августѣйшаго Главы Россійскаго Императ. Дома (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 30-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 29-я (1939)
2017-12-10 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежнаго Собора РПЦЗ 1938 г. О Соборѣ (1939)
2017-12-10 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора 1938 г. Списокъ членовъ Собора (1939)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 28-я (1937)
2017-12-10 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 27-я (1937)
2017-12-09 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежнаго Собора РПЦЗ 1938 г. Наказъ Собору (1939)
2017-12-09 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора 1938 г. Правила о составѣ Собора (1939)
2017-12-09 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Наканунѣ войны". Глава 26-я (1937)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.

ПАМЯТЬ СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ.
(24-го ноября).
92. Уроки изъ жизни св. великомученицы Екатерины.

Святая великомученица Екатерина, память коей совершается нынѣ, происходила изъ царскаго рода и жила въ Александріи; она отличалась мудростію и красотою. Когда наступило время замужества и многіе желали вступить съ нею въ бракъ, она говорила близкимъ своимъ: «если вы найдете мнѣ юношу, который равнялся бы со мною въ благородствѣ, богатствѣ, красотѣ и учености, то я выйду за него». Но такой юноша не отыскивался. Однажды мать привела ее къ одному пустыннику, христіанскому священнику, своему духовному отцу, прося его дать ей благіе совѣты. Пустынникъ, видя ея мудрость, сказалъ ей: «я знаю одного Юношу, Который во всемъ превосходитъ тебя: Его красо/с. 260/та свѣтлѣе солнца; премудрость Его управляетъ всѣмъ міромъ; Его богатство неистощимо, благородство — неизреченно. У Него нѣтъ земного отца; Онъ родился чудеснымъ образомъ отъ Пресвятой Дѣвы, Которая, будучи безсмертна душой, вознесена была послѣ Своей смерти и воскрешенія изъ мертвыхъ съ душою и тѣломъ на небо, гдѣ ангелы поклоняются Ей, какъ Царицѣ. Если ты хочешь видѣть этого Юношу, то исполни мои повелѣнія». Пустынникъ далъ Екатеринѣ икону Пресвятой Богородицы съ Предвѣчнымъ Младенцемъ и велѣлъ ей провести всю ночь въ молитвѣ предъ иконою: «помолись съ вѣрою, прибавилъ онъ, и ты увидишь лицо Сына Пресвятой Матери». Когда она, пришедши домой и проведя всю ночь въ молитвѣ, отъ утомленія заснула, ей приснилось, что Царица небесная стоитъ предъ ней и держитъ Младенца, отъ Котораго исходятъ солнечные лучи. Но Екатерина не могла видѣть лица Младенца — Онъ отворачивалъ отъ нея Свой свѣтлый ликъ. Когда Мать просила Сына взглянуть на дѣвицу, восхваляя ея красоту, Младенецъ говорилъ, что она безобразна, безумна и убога, что она должна итти къ старцу, который научитъ ее, какъ она должна поступить, чтобы увидѣть лицо Младенца. Утромъ Екатерина пошла къ старцу и просила его помощи и совѣта. Старецъ просвѣтилъ ее истинною вѣрою и сподобилъ св. крещенія. Возвратившись домой и ставъ на молитву предъ иконою она заснула и увидѣла, что Младенецъ смотритъ на нее милостиво и сказалъ Матери: «теперь она столь же богата и премудра, сколько прежде была бѣдна и неразумна. Хочу, чтобы она была Моя нетлѣнная и вѣчная невѣста». Потомъ Младенецъ надѣлъ на ея руку чудный перстень. Проснувшись, Екатерина увидѣла перстень на своей рукѣ и воспламенилась любовію къ небесному Жениху.

Въ это время въ Александрію прибылъ царь Максентій, жестокій гонитель Церкви, и устроилъ всенародное языческое торжество. Святая Екатерина, явясь на это празднество, обличила царя въ служеніи бездушнымъ идоламъ и увѣщевала его познать истиннаго Бога. Царь позвалъ философовъ, чтобы они защитили язычество. Екатерина побѣдила ихъ въ спорѣ, убѣдительно доказавъ превосходство христіанства предъ язычествомъ. Разгнѣванный царь приказалъ казнить философовъ, а Екатерину предать жестокимъ мученіямъ, которыя она перенесла съ дивнымъ терпѣніемъ, и заключить въ темницу. Здѣсь Самъ Господь явился къ ней съ ликами св. ангеловъ и сказалъ: «Я всегда съ тобою! Терпѣніемъ своимъ ты многихъ обратишь ко Мнѣ». Въ отсутствіи Максентія, жена его Августа (Василисса), въ сопрово/с. 261/жденіи стратилата Порфирія и 200 воиновъ, посѣтила Екатерину въ темницѣ, и мученица своею бесѣдою всѣхъ ихъ обратила ко Христу. Возвратившійся царь приказалъ казнить сперва обращенныхъ Екатериною, а потомъ и ее. Она была обезглавлена въ 310-мъ году.

1) Изъ повѣствованія о жизни св. великомученицы Екатерины вы, братія, видите, прежде всего, что внѣшнія достоинства наши, какъ-то умъ, красота, богатство, безъ внутреннихъ достоинствъ — твердой христіанской вѣры и любви, мало имѣютъ значенія у Бога. Научитесь же изъ этого, братія, цѣнить достоинства человѣка не по внѣшности, красотѣ, богатству и другимъ отличіямъ, но по внутреннимъ — вѣрѣ, любви и благочестію. Научитесь изъ этого и вы, христіанскія дѣвицы, украшать себя твердою вѣрою, преданностію Богу и любовію къ Нему. Скромность и цѣломудріе да будутъ всегда съ вами. Святый апостолъ говоритъ: «да будетъ украшеніемъ вашимъ не плетеніе волосъ, не золотые уборы, или нарядность въ одеждѣ, но сокровенный сердца человѣкъ въ нетлѣнной красотѣ кроткаго и молчаливаго духа, что драгоцѣнно предъ Богомъ» (1 Петр. 3, 3. 4). Ходите всегда въ приличномъ одѣяніи со стыдливостію и цѣломудріемъ, украшайте себя не плетеніемъ волосъ, ни золотомъ, ни жемчугомъ, ни многоцѣнною одеждою, но добрыми дѣлами (1 Тим. 2, 9). Внѣшнія украшенія ваши, равно и красота ваша тогда только будутъ цѣнны у Господа Бога, когда вы будете украшать себя твердою вѣрою въ Бога, любовію и страхомъ Божіимъ. Безъ этого вамъ никогда не снискать себѣ милости и благословенія Божія, и украшенія ваши и красота ваша, чрезъ которыя могутъ быть прельщены ко грѣху многія души, послужатъ вамъ еще въ большее осужденіе.

2) Изъ исторіи страданій св. великомуч. Екатерины, перенесшей съ изумительнымъ терпѣніемъ самые ужасные и разнообразные виды безчеловѣчныхъ мученій и потому удостоенной отъ Церкви имени «великомученицы», вы, братія, видите, далѣе, всю необходимость христіанскаго терпѣнія, безъ котораго самыя малыя страданія нельзя перенесть. Такъ блаженъ мужъ, иже претерпитъ искушеніе: зане искусенъ бывъ, пріиметъ вѣнецъ жизни, егоже обѣща Богъ любящимъ Его (Іак. 1, 12). Тако долготерпѣвъ, Авраамъ получи обѣтованіе (Евр. 6, 15); такъ благоугодили Богу и всѣ святые мученики, пустынножители и другіе подвижники благочестія.

Да не подумаетъ, впрочемъ, кто либо, что терпѣніе намъ нужно только въ рѣдкихъ, исключительныхъ случаяхъ, какъ вра/с. 262/чество и оружіе или для борьбы съ плотскими страстями, или для побѣжденія искушеній. Конечно, примѣненіе его особенно и спасительно въ этихъ случаяхъ, — конечно, въ особыя времена оно особенно потребно; но, въ смыслѣ обязательной для всѣхъ христіанской добродѣтели, оно необходимо на всѣхъ поприщахъ жизни, съ утра ея и до конца, во всѣхъ обстоятельствахъ, какъ радостныхъ, такъ и печальныхъ. «Область терпѣнія, по выраженію мудраго учителя отечественной Церкви (митрополита Филарета), должна простираться на всю жизнь человѣка и на всѣ судьбы человѣчества во всемъ мірѣ... Минута нетерпѣнія можетъ разстроить годы и вѣка».

Только при обладаніи терпѣніемъ возможенъ успѣхъ во всякаго рода дѣятельности. Возьмемъ ли область научныхъ открытій и изобрѣтеній? Что достигается здѣсь безъ терпѣнія? «Геній есть терпѣніе», сказалъ одинъ знаменитый ученый. Возьмемъ ли область житейскихъ занятій? И здѣсь, что удается безъ терпѣнія? «Величайшій секретъ успѣха въ достиженіи цѣли заключается въ умѣніи ждать», сказалъ другой ученый, и слѣдовательно — въ терпѣніи.

Если въ дѣлахъ житейскихъ цѣнится извѣстная выдержка, не скорый, но вѣрный способъ дѣйствованія, неослабное стремленіе къ достиженію извѣстной цѣли, однимъ словомъ — терпѣніе, то такъ же, или еще болѣе требуется оно въ примѣненіи ко всѣмъ христіанскимъ добродѣтелямъ. «Терпѣніе — это та плодовитая земля, на которой растетъ всякая добродѣтель», говоритъ святитель Димитрій ростовскій. «Безъ терпѣнія, говоритъ другой, болѣе близкій къ нашему времени учитель Церкви (митрополитъ Филаретъ), нѣтъ подвига: а безъ подвига нѣть добродѣтели, ни дарованія духовнаго, ни спасенія. Ибо царствіе небесное нудится» (Мѳ. 11, 12). (См. «Церк. Вѣд.» 1890 г. ).

Да, всѣ мы, возлюбленные братія, призваны пріобрѣтать боголюбезную добродѣтель терпѣнія, и тѣмъ спасительнѣе будетъ ея дѣйствіе на насъ, чѣмъ раньше мы озаботимся обучиться ей. Благо есть мужу, говоритъ пророкъ Іеремія, егда возьметъ яремъ въ юности своей (Пл. Іерем. 3, 27). Итакъ, терпѣніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ, взирающе на начальника вѣры и совершителя Іисуса (Евр. 1, 2), и да послужитъ намъ терпѣніе ко спасенію душъ нашихъ! Аминь. (Сост. по указ. ист.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Томъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 259-262.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.