Церковный календарь
Новости


2019-05-22 / russportal
Минея Дополнительная (СПб., 1909)
2019-05-22 / russportal
Служба преп. Ѳеодосію, Тотемскому чудотворцу (1909)
2019-05-20 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 9-я (1986)
2019-05-20 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 8-я (1986)
2019-05-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). О путешествіи въ Космосѣ (1995)
2019-05-20 / russportal
Архіеп. Наѳанаилъ (Львовъ). Письмо студенту въ Россіи (1995)
2019-05-19 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 7-я (1986)
2019-05-19 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 6-я (1986)
2019-05-19 / russportal
Печерская Минея. Богородичны воскресны осми гласовъ (1855)
2019-05-19 / russportal
Печерская Минея. Служба обща преподобному единому (1855)
2019-05-18 / russportal
Печерская Минея. Служба собору препод. Дальнихъ пещеръ (1855)
2019-05-18 / russportal
Печерская Минея. Служба преп. Кукшѣ и Пимину Постнику (1855)
2019-05-18 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 5-я (1986)
2019-05-18 / russportal
Митр. Антоній. "Ключъ къ твореніямъ Достоевскаго". Глава 4-я (1986)
2019-05-17 / russportal
Печерская Минея. Служба пр. Алипію, иконописцу Печерскому (1855)
2019-05-17 / russportal
Печерская Минея. Служба пренесенію мощей преп. Ѳеодосія (1855)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 22 мая 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава I.
Дѣйствія нравственныя и безнравственныя. Нравственный законъ. Совѣсть, три ея функціи. Условія нравственнаго вмѣненія. Прирожденность нравственнаго закона.

На всемъ земномъ шарѣ, изъ всѣхъ существъ, населяющихъ его, одинъ только человѣкъ имѣетъ понятіе о нравственности. Всякій знаетъ, что дѣйствія человѣка бываютъ или хороши — или дурны, или добры — или злы, нравственно-положительны, или нравственно-отрицательны (безнравственны). И этими понятіями о нравственности человѣкъ неизмѣримо отличается отъ всѣхъ животныхъ. Животныя поступаютъ такъ, какъ свойственно поступать имъ по природѣ, или же такъ, какъ они пріучены, напр., дрессировкой. Но они не имѣютъ понятія о нравственномъ и безнравственномъ, а потому ихъ поступки нельзя разсматривать съ точки зрѣнія понятій о нравственности.

Какъ же различить — нравственно-доброе отъ нравственно-дурного? Различіе это совершается по данному намъ, людямъ, отъ Бога особому нравственному закону. И этотъ нравственный законъ, этотъ голосъ Божій въ душѣ человѣка, мы чувствуемъ въ глубинѣ нашего сознанія, и называется онъ совѣстью. Эта совѣсть и есть основа общечеловѣческой нравственности. Человѣка, который никогда не слушалъ своей совѣсти, и усыпилъ ее, заглушилъ ея голосъ ложью и мракомъ упорнаго грѣха, часто называютъ безсовѣстнымъ. Слово Божіе такихъ упорныхъ грѣшниковъ называетъ людьми съ сожженною совѣстью (1 Тим. IV, 2); ихъ душевное состояніе — крайне опасно, и можетъ оказаться гибельнымъ для души.

Когда человѣкъ прислушивается къ голосу своей совѣсти, — онъ видитъ, что эта совѣсть въ немъ говоритъ, прежде всего, какъ судія, строгій и неподкупный, оцѣнивающій всѣ поступки и переживанія человѣка. И часто бываетъ такъ, что какой-либо данный поступокъ выгоденъ человѣку, или же вызвалъ одобреніе у другихъ людей, а въ глубинѣ души этотъ человѣкъ слышитъ голосъ совѣсти: «это — не хорошо, это — грѣхъ...».

Въ тѣсной связи съ этимъ, совѣсть въ душѣ человѣка дѣйствуетъ еще какъ законодатель. Всѣ тѣ нравственныя требованія, которыя стоятъ предъ душой человѣка при всѣхъ его сознательныхъ дѣйствіяхъ (напр.: дѣлай добро, будь правдивъ, не кради и т. д.) являются именно нормами, требованіями, предписаніями этой самой совѣсти. И голосъ ея учитъ насъ — какъ нужно и какъ не нужно поступать. Наконецъ, совѣсть еще дѣйствуетъ въ человѣкѣ какъ мздовоздаятель. Это бываетъ тогда, когда мы, поступивъ хорошо, испытываемъ миръ и спокойствіе въ душѣ, и наоборотъ, послѣ совершенія грѣха испытываемъ упреки совѣсти. Эти упреки совѣсти иногда переходятъ въ страшныя душевныя терзанія и муки, и могутъ довести человѣка до отчаянія или до потери душевнаго равновѣсія, если онъ не возстановитъ миръ и спокойствіе въ совѣсти чрезъ глубокое и искреннее покаяніе... (Ср. у Пушкина — монологъ Скупого Рыцаря и Бориса Годунова, а также «Преступленіе и наказаніе» Достоевскаго).

Само собой понятно, что человѣкъ несетъ нравственную отвѣтственность только за тѣ поступки, которые онъ совершаетъ, во 1-хъ, въ сознательномъ состояніи и, во 2-хъ, будучи свободенъ при совершеніи этихъ поступковъ. Только тогда къ этимъ поступкамъ примѣняется нравственное вмѣненіе, и только тогда они, какъ говорятъ, человѣку вмѣняются въ вину, — въ похвалу или въ осужденіе. Въ противоположность этому, люди, не сознающіе характера своихъ поступковъ (младенцы, лишенные разсудка и т. д.) или же насильно вынужденные совершать ихъ противъ своей воли, — считаются невмѣняемыми, и отвѣтственности за эти поступки не несутъ. Въ эпоху гоненій на христіанство, язычники-мучители клали мученикамъ на руку ладанъ, и держали ее надъ огнемъ своего пылающаго жертвенника. Мучители разсчитывали на то, что мученикъ не выдержитъ огня, пошевелитъ пальцами (или отдернетъ руку) и ладанъ упадетъ на огонь. Правда, обычно исповѣдники вѣры были настолько тверды духомъ, что предпочитали сжечь пальцы, но ладанъ не роняли; но если бы и уронили — кто могъ бы утверждать то, что они принесли жертву идолу?.. Само собой понятно, что пьяныхъ нельзя признать невмѣняемыми, т. к. они начинали свое пьянство — въ нормальномъ и трезвомъ состояніи, прекрасно зная о послѣдствіяхъ опьянѣнія. Поэтому въ нѣкоторыхъ государствахъ сѣверной Европы человѣкъ за совершеніе преступленія въ пьяномъ состояніи наказывается вдвойнѣ: 1) за то, что напился, и 2) за самое преступленіе...

Несомнѣнно то, что нравственный законъ долженъ быть признанъ прирожденнымъ людямъ, т. е. вложеннымъ въ самую природу человѣка. За это говоритъ несомнѣнная всеобщность въ человѣчествѣ понятій о нравственности. Конечно, прирожденною можетъ быть признана только самая нравственная потребность, своего рода нравственный инстинктъ, но не раскрытыя и ясныя нравственныя понятія и идеи. Такія ясныя нравственныя понятія и идеи развиваются въ человѣкѣ отчасти чрезъ воспитаніе и вліяніе предшествовавшихъ поколѣній, наиболѣе же всего на основѣ религіознаго чувства. Поэтому у грубыхъ язычниковъ нравственныя нормы ниже, грубѣе, уродливѣе, чѣмъ у насъ, христіанъ, знающихъ и вѣрующихъ въ Истиннаго Бога — Того, Который вложилъ въ душу человѣка нравственный законъ, и чрезъ этотъ законъ руководитъ всею его жизнью и дѣятельностью.

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 3-5.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.