Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 14 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава II.
Грѣховность рода человѣческаго. Отраженіе ея въ душѣ человѣка — въ сферѣ ума, чувства и воли. Послѣдовательныя стадіи — степени грѣха. Три источника грѣха.

Мы, всѣ христіане, знаемъ изъ св. Библіи и вѣруемъ въ то, что Богъ создалъ человѣка по образу Своему и по подобію. Поэтому въ твореніи человѣкъ получилъ безгрѣшную природу. Но еще первый человѣкъ Адамъ не остался безгрѣшнымъ, утративъ свою первозданную чистоту въ первомъ райскомъ грѣхопаденіи. Отрава этой грѣховности заразила собою весь родъ человѣческій, произшедшій отъ согрѣшившихъ прародителей — подобно тому, какъ изъ отравленнаго источника истекаетъ отравленная вода. А такъ какъ каждый человѣкъ къ унаслѣдованной отъ прародителей склонности ко грѣху прибавляетъ еще свои личныя грѣхопаденія — то нѣтъ ничего удивительнаго въ томъ, что св. Библія о каждомъ изъ насъ говоритъ: «нѣсть человѣкъ, иже живъ будетъ день единъ, и не согрѣшитъ...». Абсолютно чистъ отъ всякаго грѣха только одинъ Господь Іисусъ Христосъ. Даже праведники, угодники Божіи имѣли въ себѣ грѣхъ и, хотя съ помощью Божіей боролись съ нимъ, но смиренно признавали себя грѣшниками. Такимъ образомъ, всѣ безъ исключенія люди — грѣшны, заражены грѣхомъ.

Грѣхъ есть духовная проказа, болѣзнь и язва, поразившая всю природу человѣка и душу и тѣло его. Грѣхъ повредилъ всѣ три основныя способности или силы души: умъ, чувство (сердце) и волю. Умъ человѣка помрачился и сдѣлался склоннымъ къ заблужденію (у римлянъ была поговорка: «errare humanum est» — человѣку свойственно ошибаться), и человѣкъ постоянно ошибается — и въ наукѣ, и въ философіи, и въ своей практической дѣятельности. Быть можетъ еще болѣе повреждено грѣхомъ сердце человѣка, — центръ его переживаній и чувствованій добрыхъ и злыхъ, печальныхъ и радостныхъ. И мы видимъ, что наше сердце затянулось тиной и плѣсенью грѣха, утратило способность чувствованій чистыхъ, духовныхъ и христіански-возвышенныхъ. Вмѣсто этого оно сдѣлалось склоннымъ къ усладамъ чувственности и земнымъ привязанностямъ, а также заражено тщеславіемъ и иногда поражаетъ полнымъ отсутствіемъ любви и благожелательности къ ближнему.

Но, конечно, болѣе всего повреждена и скована грѣхомъ наша воля, какъ способность дѣйствованія и осуществленія намѣреній человѣка. Въ особенности человѣкъ оказывается безсиленъ въ своей волѣ тамъ, гдѣ нужно осуществить истинное христіанское добро — хотя бы онъ и хотѣлъ этого добра... О такомъ печальномъ безсиліи воли Ап. Павелъ говоритъ: «не еже хощу доброе, сіе творю, а еже не хощу злое, сіе содѣваю» (Рим. VII, 19. По-русски — «добраго, котораго хочу, не дѣлаю, а злое, котораго не хочу, дѣлаю...»). И потому-то о человѣкѣ грѣшникѣ Христосъ Спаситель сказалъ: «творяй грѣхъ — рабъ есть грѣха» (Іоан. VIII, 34), хотя — увы! — самому грѣшнику служеніе грѣху часто кажется свободой, а борьба съ сѣтями грѣха — рабствомъ...

Какъ же развивается грѣхъ въ душѣ человѣка? Св. отцы подвижники христіанскаго аскетизма и благочестія, лучше всѣхъ ученыхъ психіатровъ знавшіе грѣшную человѣческую душу, различаютъ слѣдующія стадіи — степени грѣха: первый моментъ въ грѣхѣ — прилогъ, когда въ сознаніи человѣка только обозначился тотъ или иной соблазнъ — грѣховное впечатлѣніе, грязная мысль и т. д. Если въ этотъ первый моментъ человѣкъ рѣшительно и сразу отвергнетъ грѣхъ, — онъ не согрѣшитъ, а побѣдитъ грѣхъ, и для души своей будетъ имѣть плюсъ, а не минусъ. Въ прилогѣ легче всего одолѣть грѣхъ. — Если прилогъ не отвергнутъ, онъ переходитъ сначала въ неясное стремленіе, а затѣмъ въ осознанное, ясное желаніе грѣха. Здѣсь человѣкъ уже начинаетъ склоняться къ грѣху даннаго рода. Но безъ особо тяжкой борьбы онъ здѣсь можетъ не поддаться грѣху и не согрѣшить, въ чемъ ему поможетъ ясный голосъ совѣсти, и помощь Божія, если онъ прибѣгнетъ къ ней.

Но вотъ — человѣкъ впалъ въ грѣхъ. Упреки совѣсти звучатъ громко и ясно, вызывая у неиспорченнаго еще человѣка лишь рѣзкое отвращеніе къ данному грѣху. Исчезаетъ прежняя самоувѣренность и человѣкъ смиряется (ср. Ап. Петра до и послѣ отреченія). Но и здѣсь еще побѣда надъ грѣхомъ не столь трудна, на что указываютъ многочисленные примѣры (того же Ап. Петра, Св. Царя и Пророка Давида и другихъ покаявшихся грѣшниковъ).

Труднѣе бороться съ грѣхомъ — тогда, [когда] онъ чрезъ частое повтореніе обратится у человѣка въ привычку. Послѣ пріобрѣтенія вообще всякой привычки, привычныя дѣйствія совершаются человѣкомъ очень легко, почти незамѣтно для него — сами собою. А, поэтому, и борьба съ грѣхомъ, который сталъ для человѣка привычнымъ, очень трудна, т. к. ему трудно уже не только преодолѣть себя, но и услѣдить, замѣтить приближеніе грѣха.

Еще болѣе опасной стадіей грѣха является порокъ. Въ этомъ случаѣ грѣхъ настолько владѣетъ человѣкомъ, что сковываетъ волю его какъ бы цѣлями. Человѣкъ здѣсь уже почти безсиленъ бороться съ собой, и является рабомъ грѣха, хотя сознаётъ его вредоносность и въ минуты просвѣтлѣнія, быть можетъ, ненавидитъ его отъ всей души (таковъ напр. порокъ пьянства, наркоманіи и ему подобные). Здѣсь безъ особой милости и помощи Божіей человѣкъ уже не можетъ справиться съ собою, и нуждается и въ молитвѣ, и въ духовной поддержкѣ другихъ. Нужно при этомъ помнить, что даже любой мелкій грѣхъ, напр. болтовня, любовь къ нарядамъ, пустымъ развлеченіямъ и т. д., можетъ сдѣлаться у человѣка порокомъ, если онъ совсѣмъ овладѣетъ имъ, и заполнитъ собой его душу.

Высшею степенью грѣха, на которой онъ уже совсѣмъ порабощаетъ себѣ человѣка, является страсть того или иного грѣховнаго типа. Въ этомъ состояніи человѣкъ уже не можетъ ненавидѣть свой грѣхъ, какъ въ порокѣ (въ этомъ разница между ними), но подчиняется грѣху во всѣхъ своихъ переживаніяхъ, дѣйствіяхъ и настроеніяхъ (срав. Плюшкина изъ «Мертвыхъ Душъ» или Ѳеодора Карамазова изъ «Братьевъ Карамазовыхъ», также — сребролюбца Іуду Искаріота). Здѣсь человѣкъ прямо и буквально пускаетъ (какъ и сказано про Іуду въ Св. Евангеліи) сатану въ свое сердце, и въ этомъ состояніи кромѣ благодатной церковной молитвы и воздѣйствія — ничто ему не поможетъ.

Но есть еще одинъ особый, ужаснѣйшій и погибельный родъ грѣха. Это — смертный грѣхъ. Человѣку, находящемуся въ состояніи такого грѣха, не поможетъ даже и церковная молитва! Объ этомъ прямо говоритъ Ап. Іоаннъ Богословъ (1 посл. Іоанна, V гл. 16 ст.), когда онъ, призывая насъ молиться за согрѣшающаго брата, прямо указываетъ на безполезность молитвы за непрощаемаго грѣшника...

Самъ Господь І. Христосъ объ этомъ грѣхѣ говоритъ, что этотъ грѣхъ — хула на Духа Святаго — не отпустится, не простится людямъ ни въ семъ вѣкѣ, ни въ будущемъ. Эти грозныя слова Онъ произнесъ противъ фарисеевъ, которые ясно видѣли, что Онъ все творитъ по волѣ Божіей и силою Божіей — и однако, ожесточенно извращали истину, клеветнически утверждая, будто бы Онъ дѣйствовалъ силой злого, нечистаго духа. Они погибли въ своемъ богохульствѣ — и этотъ примѣръ ихъ поучителенъ и грозенъ для всѣхъ тѣхъ, кто грѣшитъ смертнымъ грѣхомъ — упорнымъ и сознательнымъ противленіемъ несомнѣнной истинѣ, а поэтому и хулой на Духа Истины — Святаго Духа Божія... Необходимо замѣтить то, что даже хула на Самаго Г. І. Христа можетъ быть прощена человѣку (по Его же словамъ), т. к. она можетъ быть совершена по невѣдѣнію или временному ослѣпленію. Хула же на Св. Духа можетъ быть, по ученію св. Аѳанасія Великаго, прощена только тогда, когда человѣкъ прекратитъ ее раскаявшись, но — увы — этого обычно не бываетъ, т. к. самый родъ, самый характеръ грѣха таковъ, что дѣлаетъ для человѣка почти невозможнымъ возвратъ къ истинѣ. Ослѣпленный можетъ прозрѣть и возлюбить открывшуюся ему истину, загрязненный пороками и страстями можетъ омыться покаяніемъ и сдѣлаться исповѣдникомъ истины, — но кто и что можетъ измѣнить хулителя, видѣвшаго и знавшаго истину и упорно отрицавшему и возненавидѣвшему ее?! Это ужасное состояніе — подобно состоянію діавола, который вѣруетъ въ Бога, и трепещетъ, и однако, ненавидитъ Его, хулитъ Его и противится Ему...

Когда предъ человѣкомъ предстаетъ соблазнъ, искушеніе грѣха, то исходитъ обычно это искушеніе изъ трехъ источниковъ: отъ собственной плоти человѣка, отъ мiра и отъ діавола.

Что касается плоти человѣка, — то совершенно несомнѣнно, что она во многихъ отношеніяхъ является гнѣздилищемъ, источникомъ противонравственныхъ предрасположеній, стремленій и влеченій. Прародительскій грѣхъ — это печальная общая наша склонность къ грѣху, наслѣдственность отъ грѣховъ нашихъ предковъ и наши личныя грѣховныя паденія — все это, суммируясь и взаимно усиливаясь, и создаетъ въ нашей плоти источникъ искушеній, грѣховныхъ настроеній и поступковъ.

Еще чаще источникомъ соблазна является для насъ окружающій насъ міръ, который, по слову Ап. Іоанна Богослова, «весь во злѣ лежитъ» (1 Іоан. V, 19), и дружба съ которымъ, по слову другого апостола, есть вражда съ Богомъ (Іак. IV, 4). Соблазняетъ окружающая среда, окружающіе насъ люди (въ особенности, намѣренные, сознательные соблазнители и развратители молодежи, о которыхъ Господь сказалъ, «что если кто соблазнитъ одного изъ малыхъ — лучше ему, если бы повѣсили ему мельничный жерновъ на шею, и утопили бы въ пучинѣ морской...»). Соблазняютъ внѣшнія блага, богатство, комфортъ, безнравственные танцы, грязная литература, безстыдные «наряды» и т. д. — все это, безусловно, смрадный источникъ грѣха и соблазна...

Но главнымъ и кореннымъ источникомъ грѣха является, конечно, діаволъ — тотъ, о комъ Ап. Іоаннъ Богословъ сказалъ: «творяй грѣхъ, отъ діавола есть, яко исперва діаволъ согрѣшаетъ» (1 Іоан. III, 8). Борясь съ Богомъ и Его правдой, — діаволъ борется и съ людьми, стремясь погубить каждаго изъ насъ. Особенно явно, зло и непосредственно — лично — боролся онъ со святыми (даже дерзнулъ искушать Самого Г. І. Христа), какъ мы видимъ въ Евангеліи и въ житіяхъ святыхъ. Насъ — немощныхъ и слабыхъ — Господь ограждаетъ Своею силою отъ тѣхъ лютыхъ искушеній, которымъ подвергались отъ діавола сильные духомъ угодники Божіи. Однако и насъ онъ не оставляетъ безъ вниманія, дѣйствуя черезъ соблазны міра и плоти, дѣлая ихъ болѣе сильными и заманчивыми, а также искушая разнаго рода грѣховными мыслями. (Въ послѣдніе же годы его злое вліяніе помимо всего прочаго въ особенности сказывается въ эпидеміяхъ разнаго рода самоубійствъ...). Поэтому Ап. Петръ діавола сравниваетъ съ рыкающимъ львомъ, который ходитъ вокругъ насъ «ища кого поглотить»... (1 Петр. V, 8).

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 5-10.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.