Церковный календарь
Новости


2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
2018-08-07 / russportal
Свт. Іоаннъ. "Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ" (1994)
2018-08-07 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 76-е (3 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 15 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава III.
Христіанская добродѣтель. Нравственный характеръ. Жизнь христіанина, какъ борьба и подвигъ. Необходимость духовнаго бодрствованія.

Полною противоположностью грѣху является добродѣтель. Зачатки ея находятся въ каждомъ человѣкѣ — какъ остатки того естественнаго добра, которое было вложено въ природу человѣка его Творцомъ. Но въ чистомъ и совершенномъ видѣ она можетъ быть только въ христіанствѣ, такъ какъ Христосъ Спаситель сказалъ: «безъ Мене не можете творити ничесоже» — безъ Меня не можете дѣлать ничего (истинно добраго...).

Христіанство учитъ насъ тому, что земная жизнь человѣка есть время подвига, время приготовленія человѣка къ будущей вѣчной жизни. Слѣдовательно — задача земной жизни человѣка заключается въ томъ, чтобы должнымъ образомъ приготовиться къ грядущей вѣчности. Скоротечна земная жизнь — и не повторяется она, ибо одинъ разъ живетъ человѣкъ на землѣ. А потому — въ этой земной жизни долженъ онъ трудиться въ дѣлахъ добродѣтели если не хочетъ онъ погубить душу свою, ибо именно этихъ дѣлъ, добра, потребуетъ отъ него Правда Божія на порогѣ вѣчности.

Каждый христіанинъ, при помощи Божіей, есть творецъ своей земной жизни — въ смыслѣ направленія ея въ сторону добродѣтели. Но для того, чтобы быть добродѣтельнымъ онъ долженъ творить добро другимъ, и работать надъ самимъ собою, борясь со своими недостатками и пороками, и развивая въ себѣ добрыя, христіански-цѣнныя начала. И эта борьба, и эта работа надъ собой, этотъ подвигъ земной жизни человѣка — необходимы для каждаго христіанина. Самъ Господь сказалъ: «Царствіе Божіе силою нудится (т. е. усиліемъ достигается) и нуждницы (т. е. употребляющіе усиліе) достигаютъ его»...

Въ такомъ подвигѣ жизни у каждаго человѣка вырабатывается его нравственный характеръ и создается его нравственный обликъ. И, конечно, христіанинъ долженъ быть христіаниномъ прежде всего, человѣкомъ съ установившимся твердымъ нравственнымъ характеромъ, и долженъ стремиться къ выработкѣ такого характера. Другими словами, онъ долженъ стремиться къ улучшенію себя, къ нравственному совершенству.

И такъ, съ христіанской точки зрѣнія, жизнь есть борьба, подвигъ, путь постояннаго стремленія къ добру и совершенству. И остановки на этомъ пути не можетъ быть, по закону духовной жизни. Человѣкъ, переставшій работать надъ собою, не останется такимъ, какъ былъ, а непремѣнно сдѣлается хуже — подобно тому, какъ камень, брошенный вверхъ и переставшій подниматься, не останется висѣть въ воздухѣ, а непремѣнно упадетъ внизъ...

Мы уже знаемъ, что наши грѣхи обычно происходятъ отъ трехъ источниковъ: отъ діавола, отъ міра, лежащаго во злѣ и отъ нашей собственной грѣховной плоти. А такъ какъ грѣхъ есть главный врагъ и помѣха добродѣтели, то очевидно, что христіанинъ, стремящійся къ добродѣтели долженъ, [призвавъ] милость и помощь Божію, бороться противъ грѣха во всѣхъ его видахъ. Въ частности, здѣсь необходимо вспомнить слова Спасителя апостоламъ въ Геѳсиманскомъ саду: «бодрствуйте и моли́тесь, чтобы не впасть въ искушеніе». Этими словами Господь не только апостоламъ, но и всѣмъ намъ указываетъ на то, что борьба съ грѣховными искушеніями возможна только для того, кто бодрствуетъ и мо́лится, стоя на стражѣ своихъ переживаній.

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 11-12.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.