Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава IV.
Недостаточность одного внутренняго закона. Внѣшній богооткровенный законъ. Значеніе для насъ Закона Моисеева и закона Новозавѣтнаго.

Итакъ, задача земной жизни человѣка — въ томъ, чтобы приготовить себя для вѣчнаго спасенія и блаженства. Для этого человѣкъ долженъ жить свято и безпорочно, иными словами, по волѣ Божіей.

Какъ же можетъ человѣкъ узнать эту волю Божію? Конечно, прежде всего — въ своей совѣсти, которая по этому и называется голосомъ Божіимъ въ душѣ человѣка. И если бы паденіе въ грѣхъ не омрачило душу человѣка, то онъ могъ бы безошибочно и твердо направлять свой жизненный путь по указаніямъ своей совѣсти, въ которой выражается внутренній нравственный законъ. Но кто же не знаетъ того, что у грѣшнаго человѣка не только повреждены умъ, сердце и воля — но и совѣсть помрачилась, и судъ и голосъ ея утерялъ свою безусловную ясность и силу. Недаромъ нѣкоторыхъ людей, какъ мы уже говорили, зовутъ безсовѣстными.

Такимъ образомъ, одной совѣсти — ея внутренняго голоса — оказалось недостаточно для того, чтобы человѣкъ жилъ и дѣйствовалъ по волѣ Божіей. Явилась необходимость во внѣшнемъ руководителѣ, во внѣшнемъ богооткровеннномъ законѣ. Такой законъ и былъ данъ Богомъ людямъ въ двухъ видахъ: сначала подготовительный — ветхозавѣтный законъ Моисеевъ, затѣмъ — полный и совершенный Евангельскій законъ.

Въ законѣ Моисеевомъ нужно различать двѣ стороны: 1) религіозно-нравственную и 2) религіозно-обрядовую, тѣсно связанную съ исторіей и бытомъ еврейскаго народа. Конечно, вторая сторона для насъ, христіанъ, отошла въ прошлое — отошли національно-обрядовыя правила и законы. Но религіозно-нравственные законы Моисея — сохранили всю свою силу и въ христіанствѣ. Поэтому всѣ 10 заповѣдей закона Моисеева — обязательны для христіанъ, и христіанство ихъ не отмѣнило. Наоборотъ — христіанство научило людей понимать эти заповѣди не внѣшне — буквально, въ порядкѣ слѣпого рабскаго послушанія и внѣшняго исполненія ихъ, а раскрыло ихъ глубокій смыслъ и научило совершенному и полному ихъ пониманію и исполненію. Но, конечно, для насъ, христіанъ, законъ Моисеевъ имѣетъ значеніе только потому, что его главныя заповѣди (10 заповѣдей, заповѣди о любви къ Богу и ближнему) — приняты и раскрыты христіанствомъ. Руководствуемся же мы въ своей жизни не этимъ подготовительнымъ и временнымъ закономъ Моисеевымъ, а совершеннымъ и вѣчнымъ закономъ Христовымъ. Св. Василій Великій говоритъ: «Если смѣшонъ тотъ, кто при солнцѣ зажигаетъ предъ собою свѣтильникъ, то гораздо смѣшнѣе тотъ, кто при евангельской проповѣди остается въ законной (ветхозавѣтной) тѣни»... Главное отличіе Новозавѣтнаго закона отъ Ветхозавѣтнаго заключается въ томъ, что законъ Ветхозавѣтный смотрѣлъ на внѣшность поступковъ человѣка, а Новозавѣтный смотритъ на сердце человѣка, на внутреннія его побужденія. Въ Ветхозавѣтномъ законѣ человѣкъ повиновался Богу — какъ рабъ своему господину, въ Новомъ Завѣтѣ — онъ стремится къ тому, чтобы повиноваться ему, какъ сынъ повинуется любимому отцу...

Въ настоящее время многіе неправильно смотрятъ на Ветхозавѣтный законъ: ничего добраго въ немъ не видятъ, а только отыскиваютъ черты грубости и жестокости. Это — невѣрный взглядъ. Нужно помнить ту низкую степень духовнаго развитія, на которой стояли люди тогда — тысячи лѣтъ тому назадъ. И въ условіяхъ тогдашнихъ, дѣйствительно грубыхъ и жестокихъ нравовъ, тѣ правила и нормы Моисеева закона которыя кажутся намъ теперь жестокими (напр. «око за око», «зубъ за зубъ» и т. д.) — въ дѣйствительности не были такими. Они, конечно, не уничтожали человѣческой жестокости и мстительности (это могло сдѣлать только Евангеліе) — но сдерживали ее и ставили ей твердыя и строгія границы... Кромѣ того, не слѣдуетъ забывать того, что тѣ заповѣди, о любви къ Богу и ближнему, на которыя указалъ Господь, какъ на главнѣйшія — взяты Имъ именно изъ закона Моисеева (Марк. XII, 29-31). Объ этомъ законѣ св. Ап. Павелъ сказалъ: «законъ святъ, и заповѣдь свята, и праведна и добра»... (Рим. VII, 12).

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 12-14.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.