Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава V.
Вопросъ о свободѣ воли. Детерминизмъ, его разборъ. Ложное и истинное понятіе объ индетерминизмѣ. Вліяніе на насъ мотивовъ, и свобода выбора. Сознаніе нами своей свободы, и фактъ раскаянія.

Мы уже знаемъ то, что человѣкъ несетъ отвѣтственность за свои поступки только тогда, когда онъ бываетъ свободенъ при ихъ совершеніи. Но имѣетъ ли онъ ту духовную свободу, свободу воли, которая предполагается здѣсь? Въ послѣднее время въ человѣчествѣ сильно распространилось ученіе, которое называется детерминизмомъ. Послѣдователи этого ученія — детерминисты не признаютъ въ человѣкѣ свободы воли. Они утверждаютъ, что въ каждомъ отдѣльномъ поступкѣ человѣкъ дѣйствуетъ только по внѣшнимъ причинамъ. По ихъ ученію, человѣкъ всегда дѣйствуетъ только подъ вліяніемъ мотивовъ и побужденій, не зависящихъ отъ него, и подчиняется обычно сильнѣйшему изъ этихъ мотивовъ. Эти ученые говорятъ: «намъ только кажется, что мы поступаемъ свободно, это — самообманъ». Знаменитый философъ XVI вѣка Спиноза защищалъ это мнѣніе. Онъ, въ видѣ примѣра, говорилъ о брошенномъ камнѣ, что если бы этотъ камень могъ думать и говорить — то онъ также сказалъ-бы, что онъ летитъ и падаетъ на то мѣсто, куда ему самому хочется. А въ дѣйствительности — летитъ онъ только потому, что его кто-то бросилъ, а падаетъ подъ дѣйствіемъ силы тяжести.

Къ этому примѣру мы возвратимся ниже. А пока замѣтимъ слѣдующее. Ученіе, противоположное детерминизму, и признающее въ человѣкѣ свободу воли, называется индетерминизмомъ. Это ученіе принимается христіанствомъ. Но нужно помнить, что существуютъ крайніе индетерминисты, ученіе которыхъ принимаетъ односторонне-ложный характеръ. Они говорятъ, что свобода человѣка есть его полная власть поступать именно такъ, какъ ему хочется. Такимъ образомъ, въ ихъ пониманіи, свобода человѣка есть полный его произволъ, полная власть поступать по любому своему желанію или капризу. На ложную приманку такой «свободы» завлекли и захватили соціалисты и коммунисты весь несчастный обманутый русскій народъ (о такой «свободѣ» говоритъ св. Ап. Петръ — 1 посл. Петра, II гл., 15-16 ст. и 2 Петра, II, 19). Конечно, это не свобода. Это злоупотребленіе свободой, извращеніе ея. Человѣкъ не имѣетъ абсолютной, безусловной свободы, такой высшей творческой свободой обладаетъ только Всемогущій Богъ.

Въ противоположность такому ложному индетерминизму, истинный индетерминизмъ учитъ иначе. Его ученіе говоритъ о томъ, что человѣкъ несомнѣнно находится подъ вліяніемъ внѣшнихъ мотивовъ и побужденій самаго различнаго рода. Такъ напр., на него дѣйствуетъ окружающая среда, условія жизни, политическая обстановка, его образованіе, культурное развитіе и т. д. — все это отражается въ чертахъ его нравственнаго облика. Въ этомъ признаніи того, что на человѣка дѣйствуютъ и иногда очень сильно — различные внѣшніе мотивы и вліянія, индетерминисты согласны съ детерминистами. Но дальше — коренное расхожденіе. Въ то время, какъ детерминисты говорятъ, что человѣкъ поступаетъ такъ или иначе только подъ вліяніемъ сильнѣйшаго изъ мотивовъ, а свободы не имѣетъ — индетерминисты утверждаютъ, что онъ всегда свободенъ избрать любой изъ этихъ мотивовъ. Этотъ мотивъ можетъ быть вовсе не сильнѣйшимъ, мало того, человѣкъ можетъ даже предпочесть мотивъ, который другимъ людямъ покажется явно невыгоднымъ. Примѣромъ этого можетъ служить подвигъ мучениковъ, которые мучителямъ язычникамъ казались безумцами, сознательно губившими себя. Такимъ образомъ, въ воззрѣніи индетерминизма, свобода человѣка — не безусловно-творческая свобода, а свобода выбора, свобода нашей воли рѣшить — поступить такъ или иначе.

Христіанство принимаетъ именно такое пониманіе человѣческой свободы, соглашаясь съ индетерминизмомъ. Примѣняя его къ области нравственной, къ вопросу о борьбѣ между добромъ и зломъ, между добродѣтелью и грѣхомъ, христіанство говоритъ, что свобода человѣка есть его свобода выбора между добромъ и зломъ. По научно-богословскому опредѣленію «свобода воли есть наша ни отъ кого и ни отъ чего независящая способность самоопредѣленія по отношенію къ добру и злу».

Теперь мы можемъ сразу разобраться въ примѣрѣ Спинозы — о падающемъ камнѣ. Мы убѣдились въ томъ, что человѣкъ обладаетъ свободой воли въ смыслѣ выбора поступить такъ или иначе. Спиноза считаетъ полетъ камня аналогіей съ дѣйствіями человѣка. Но это можно было сдѣлать только въ томъ случаѣ, если бы камень имѣлъ свободу выбора — летѣть или не летѣть, упасть или не упасть. Но у камня такой свободы, очевидно, нѣтъ, а потому данный примѣръ является совсѣмъ неубѣдительнымъ...

Несостоятельность детерминизма, отрицающаго свободу воли видна еще вотъ изъ чего. Во 1-хъ, ни одинъ детерминистъ въ практической жизни не осуществляетъ своего ученія. И ясно — почему именно. Вѣдь если смотрѣть на жизнь со строго детерминистической точки зрѣнія, то не слѣдуетъ наказывать никого — ни лѣниваго ученика за лѣность, ни вора за воровство, ни убійцу — и т. д., такъ какъ они не дѣйствовали свободно, а были бы лишь рабами, безвольными исполнителями того, что повелѣвали имъ мотивы, повліявшіе на нихъ извнѣ. Абсурдный, но вполнѣ послѣдовательный выводъ изъ детерминизма... Во 2-хъ, доказательствомъ свободы воли служитъ фактъ всѣмъ извѣстнаго переживанія души, которое называется раскаяніемъ, и каждому знакомо по личному опыту... На чемъ основано это чувство рзскаянія? Да очевидно, на томъ, что раскаивающійся человѣкъ мысленно возвращается къ моменту совершенія своего дурного проступка, и оплакиваетъ свой грѣхъ, сознавая ясно, что онъ могъ поступить иначе, могъ сдѣлать не зло, а добро. Очевидно, что такое раскаяніе не могло бы имѣть мѣста, если бы человѣкъ не обладалъ свободой воли, а былъ бы безвольнымъ рабомъ внѣшнихъ вліяній. Въ такомъ случаѣ онъ не отвѣчалъ бы за свой поступокъ...

Мы, христіане, признаемъ человѣка нравственно-свободнымъ, и управляющимъ своею собственною волею и поступками — и отвѣтственнымъ за нихъ предъ Правдою Божіей. И такая свобода — есть величайшій даръ человѣку отъ Бога, Который ищетъ отъ него не механическаго повиновенія, а свободно-сыновняго послушанія любви. И Господь Самъ утвердилъ эту свободу, говоря «если кто хочетъ идти за Мною, отвергнись себя и возьми крестъ свой, и слѣдуй за Мною...» (Матѳ. XVI, 24), а въ Ветхомъ Завѣтѣ сказалъ чрезъ пророка: «Вотъ я сегодня предложилъ тебѣ жизнь и добро — смерть и зло... Избери жизнь, дабы жилъ ты и потомство твое...» (Втор. XXX, 15, 19).

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 14-17.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.