Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава VII.
Добродѣтели смиренія, духовнаго плача и правдолюбія (1, 2 и 4 зап. блаженства по Ев. Матѳ. въ ихъ взаимной связи).

По ученію свв. отцевъ — подвижниковъ и свѣтильниковъ христіанскаго благочестія, первою изъ всѣхъ христіанскихъ добродѣтелей является смиреніе. Это та добродѣтель, безъ которой не можетъ быть пріобрѣтена никакая другая, и безъ которой немыслимо духовное совершенствованіе христіанина. Самъ Христосъ Спаситель Свои новозавѣтныя заповѣди блаженства начинаетъ заповѣдью о смиреніи: «блажени нищіе духомъ, яко тѣхъ есть Царство небесное!..».

Нищими — въ обычномъ значеніи этого слова — мы называемъ тѣхъ людей, которые ничего не имѣютъ, и обычно просятъ помощи у другихъ. (Такіе нищіе — отнюдь не всегда «блаженны», ибо среди нихъ есть воры, и пьяницы, и обманщики, и т. д.). Христіанинъ же (всякій — и нищій, и богатый) долженъ сознавать себя нищимъ духовно — т. е. видѣть, что въ немъ нѣтъ ничего своего добраго. Все доброе въ насъ — отъ Бога. Отъ себя же мы прибавляемъ лишь зло: себялюбіе, прихоти чувственности, и грѣховную гордыню. И это долженъ помнить каждый изъ насъ. Ибо не напрасно сказано въ Свящ. Писаніи: «Богъ гордымъ противится, смиреннымъ подаетъ благодать». И, какъ уже мы сказали, безъ смиренія невозможна и вообще никакая другая добродѣтель, ибо совершая ее не въ духѣ смиренія, человѣкъ непремѣнно впадаетъ въ богопротивную гордыню и отпадаетъ отъ милости Божіей...

Рядомъ съ искреннимъ глубокимъ смиреніемъ у христіанина долженъ стоять духовный плачъ, о которомъ говорится во 2-й заповѣди блаженства. Кто не знаетъ того, что смиреніе у человѣка часто бываетъ неглубоко и обманчиво. Мало того — не безъ причины создалась поговорка «смиреніе паче гордости». Часто человѣкъ казалось бы смиряется, осуждаетъ себя. Но оказывается, что это было не глубокая, постоянная настроенность и переживанія души, а поверхностное, неглубокое чувство. Св. отцы-подвижники указывали на одинъ пріемъ, по которому узнаётся искренность и глубина смиренія. Именно — начни въ лицо укорять и поносить человѣка за тѣ самые грѣхи, и въ тѣхъ самыхъ выраженіяхъ, въ которыхъ онъ самъ «смиренно» осуждаетъ себя. Если его смиреніе искренно — онъ выслушаетъ упреки безъ гнѣва, а иногда и поблагодаритъ за смиряющее вразумленіе. Если же истиннаго смиренія у него нѣтъ — онъ не вынесетъ упрековъ и разсердится, ибо отъ этихъ упрековъ и обличеній его гордыня встанетъ на дыбы...

И вотъ, Господь говоритъ: «блажени плачущіи — яко тіи утѣшатся...» Иными словами — блаженны тѣ, кто не только скорбитъ о своемъ несовершенствѣ и недостоинствѣ, но и плачетъ объ этомъ. Такимъ образомъ, подъ плачемъ здѣсь прежде всего разумѣется духовный плачъ — плачъ о грѣхахъ и въ связи съ этимъ — объ удаленіи отъ Царствія Божія. Кромѣ того, среди подвижниковъ христіанства много было и такихъ, исполненныхъ любви и состраданія, которые плакали о другихъ людяхъ — объ ихъ грѣхахъ, паденіяхъ и страданіяхъ. Но и вообще не противно духу св. Евангелія подъ плачущими понимать также — всѣхъ скорбящихъ и обездоленныхъ людей, если они свою скорбь принимаютъ по-христіански — смиренно и покорно. Они поистинѣ блаженны, ибо утѣшатся, будутъ утѣшены Богомъ любви. И наоборотъ — тѣ кто въ жизни земной ищетъ и добивается лишь утѣхъ и наслажденій — они отнюдь не блаженны. Хотя они сами себя считаютъ счастливцами, и другіе ихъ считаютъ таковыми — но по духу Евангельскаго ученія они несчастнѣйшіе люди. Именно къ нимъ относится грозное предупрежденіе Господа: «Горе вамъ, богатые, ибо вы получили свое утѣшеніе. Горе вамъ, пресыщенные нынѣ, ибо вы взалчете. Горе вамъ, смѣющіеся нынѣ, ибо восплачете и возрыдаете...» (Лук. VI, 24-25).

Когда человѣкъ исполненъ смиренія и скорби о своихъ грѣхахъ — онъ уже не можетъ мириться съ тѣмъ зломъ грѣха, которое такъ загрязняетъ и его самого и и другихъ людей. Отъ своей грѣховной испорченности и отъ неправды окружающей жизни онъ стремится уйти — къ Божіей правдѣ, къ святости и чистотѣ. И этой Божіей правды, ея торжества надъ человѣческими неправдами — онъ ищетъ и желаетъ больше и сильнѣе, чѣмъ голодный хочетъ ѣсть, или жаждущій — пить. Объ этомъ и говоритъ намъ 4-я заповѣдь блаженства, связанная съ двумя первыми: «блажени алчущіи и жаждущіи правды, яко тіи — насытятся...». — Когда насытятся? Отчасти уже здѣсь, въ земной жизни, въ которой эти вѣрные послѣдователи Божіей правды временами уже видятъ начатки ея торжества и побѣды въ дѣйствіяхъ Промысла Божія и проявленіяхъ Божія правосудія и всемогущества. Но вполнѣ ихъ духовный голодъ и жажда насытятся и утолятся уже тамъ — въ блаженной вѣчности, на новомъ небѣ и новой землѣ, «въ нихъ же правда живетъ» (2 Петр. III, 13).

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 20-22.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.