Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава VIII.
Анализъ притчи о блудномъ сынѣ. Три ступени паденія и обращенія грѣшника.

Послѣ того, какъ мы разсмотрѣли вопросъ о свободѣ воли человѣка, и о первыхъ и основныхъ добродѣтеляхъ — смиреніи, духовномъ плачѣ, и стремленіи къ Божіей Правдѣ — намъ нужно уяснить себѣ весь процессъ обращенія заблудшагося грѣшника на путь праведности. Лучшимъ примѣромъ для этого служитъ притча о блудномъ сынѣ, которая находится въ Евангеліи отъ Луки (XV, 11-24). Притча говоритъ намъ о юномъ сынѣ, который тяготился заботливой опекой своего отца и въ своемъ неразуміи рѣшился на измѣну ему. Онъ выпросилъ у отца свою часть имѣнія — и ушелъ «въ далекую страну». Всякому ясно, что подъ этимъ неразумнымъ сыномъ Евангеліе разумѣетъ каждаго грѣшника. Въ настоящее время измѣна человѣка Богу обычно выражается въ томъ, что онъ, получивъ отъ Бога «свою долю» — все, дарованное ему отъ Бога въ жизни — перестаетъ живо вѣрить въ Бога, перестаетъ думать о Немъ и бояться Его — и въ концѣ концовъ, забываетъ о Его законѣ. Не такова ли «свѣтская» жизнь многихъ изъ современныхъ «интеллигентовъ», не замѣчающихъ того, что въ сущности, они живутъ въ отдаленіи отъ Бога?..

И на дальней сторонѣ, такъ заманчивой издали, неразумный сынъ расточилъ — разстратилъ свое имѣніе — живя распутно. Такъ и неразумный грѣшникъ растрачиваетъ свои духовныя и физическія силы въ погонѣ за чувственными наслажденіями и въ «прожиганіи жизни» все дальше и дальше отходитъ сердцемъ и душой отъ своего Небеснаго Отца.

Но вотъ блудный сынъ расточилъ свое имѣніе, началъ голодать — и сталъ свинопасомъ (т. е. пастухомъ свиней — животныхъ нечистыхъ по закону Моисееву). И радъ бы былъ насытиться свиными рожцами (свиной пищей) — но никто не давалъ ему... Не такъ ли и грѣшникъ запутавшійся окончательно въ сѣтяхъ грѣха — духовно голодаетъ, страждетъ и томится? Вихремъ пустыхъ развлеченій, кутежами и распутствомъ пытается онъ заполнить свою душевную пустоту. Но все это — лишь «свиные рожцы», не могущіе утолить мукъ голода, отъ которыхъ изнемогаетъ его безсмертный духъ...

И погибъ бы несчастный — если бы не помощь отъ Бога, Который Самъ сказалъ, что не хочетъ смерти грѣшника, но — «еже обратитися, и живу быти ему». Услышалъ блудный сынъ спасительный призывъ Божіей благодати — и не оттолкнулъ, не отвергъ его, а принялъ. Принялъ — и пришелъ въ себя, какъ больной приходитъ въ себя послѣ мучительнаго кошмара. И вотъ — спасительная мысль: «сколько наемниковъ у Отца моего избыточествуютъ хлѣбомъ, а я — сынъ Его — здѣсь съ голоду умираю.

«...Встану я» — рѣшаетъ онъ тутъ же — «и пойду къ отцу моему — и скажу Ему: Отче, согрѣшилъ я противъ неба и предъ Тобою, и уже недостоинъ называться сыномъ Твоимъ — прими меня въ число наемниковъ Твоихъ...». Твердое намѣреніе, окончательное рѣшеніе; онъ всталъ — «и пошелъ къ Отцу своему...».

Пошелъ — весь проникнутый раскаяніемъ, жгучимъ сознаніемъ своей вины и недостоинства — и надеждой на милость Отца. И нелегокъ былъ его путь. «Но когда онъ былъ еще далеко, увидѣлъ его Отецъ его, (а значитъ онъ ждалъ — и можетъ быть, каждый день смотрѣлъ — не возвращается ли сынъ...). Увидѣлъ и сжалился, и побѣжавъ, бросился къ нему на шею и цѣловалъ его». Сынъ началъ было исповѣдь: «Отче, я согрѣшилъ на небо и предъ Тобою, и уже недостоинъ называться сыномъ Твоимъ...», — но Отецъ не далъ ему и договорить, Онъ уже все простилъ и забылъ, и распутнаго и голоднаго свинопаса принимаетъ, какъ любимаго сына. «На небесахъ больше бываетъ радости объ одномъ грѣшникѣ кающемся», — сказалъ Господь, — «нежели о девяноста девяти праведникахъ, не имѣющихъ нужды въ покаяніи...» (Лук. XV, 7).

Такъ постепенно проходитъ въ человѣкѣ процессъ его отпаденія и обращенія къ Богу. Онъ какъ бы спускается и поднимается по ступенямъ. Сначала — измѣна Богу, уходъ отъ Него «на страну далече». Въ этомъ отчужденіи отъ Бога — всецѣлое служеніе грѣху и страстямъ. Наконецъ — полное духовное банкротство, духовный голодъ и мракъ — человѣкъ дошелъ до глубины паденія. Но тутъ, по слову Ап. Павла — гдѣ умножился грѣхъ, тамъ явилось обиліе благодати, вразумляющей человѣка. Грѣшникъ принимаетъ спасительный благодарный призывъ (а можетъ не принять и погибнуть, и увы — такъ бываетъ). Принимаетъ и приходитъ въ себя. Приходитъ въ себя и твердо рѣшаетъ порвать съ грѣхомъ и идти съ покаяніемъ къ Небесному Отцу. Идетъ путемъ покаянія — и Отецъ выходитъ къ нему навстрѣчу, и принимаетъ о всепрощеніемъ и прежнею любовію...

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 22-24.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.