Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава IX.
Какъ совершается спасеніе человѣка въ Церкви. Значеніе для насъ таинства крещенія. Вопросъ о взаимоотношеніи между свободной волей человѣка, и дѣйствіемъ благодати Божіей (Пелагій и Августинъ). Синергизмъ.

Господь Іисусъ Христосъ о всякой истинно-доброй христіанской дѣятельности человѣка сказалъ: «безъ Мене не можете творити ничесоже» (безъ Меня не можете дѣлать ничего). Поэтому — когда идетъ рѣчь о спасеніи человѣка, христіанинъ долженъ помнить, что начало спасающей насъ истинно-христіанской жизни идетъ только отъ Христа Спасителя, и дается намъ въ таинствѣ крещенія.

Въ своей бесѣдѣ съ членомъ синедріона Никодимомъ на вопросъ, появившійся въ душѣ Никодима — какъ войти въ Царствіе Божіе, — Спаситель отвѣтилъ: «если кто не родится свыше, не можетъ видѣть Царствія Божія». Далѣе онъ сказалъ еще яснѣе: «если кто не родится отъ воды и Духа (т. е. не приметъ крещенія) — не можетъ войти въ Царствіе Божіе...» (Іоан. III, 3-4). Итакъ, крещеніе является какъ бы тою дверью, чрезъ которую человѣкъ только и можетъ войти въ церковь спасаемыхъ. Ибо спасенъ будетъ лишь тотъ, кто будетъ имѣть вѣру и крестится (Марк. XVI, 16).

Однако, нужно помнить то, что крещеніемъ омывается въ человѣкѣ — порча первороднаго грѣха, и вина за всѣ проступки и грѣхопаденія, совершенныя до крещенія. Но зародыши грѣха — грѣховныя привычки и влеченіе ко грѣху — остаются въ человѣкѣ, и преодолѣваются усиліями самого человѣка, путемъ подвига всей его жизни — ибо, какъ мы уже знаемъ, Царствіе Божіе пріобрѣтается усиліемъ, и лишь употребляющіе усилія достигаютъ его. И другія таинства церковныя — покаяніе, причащеніе, елеосвященіе, и различныя молитвы и богослуженія — являются моментами и способами освященія христіанина. Въ нихъ христіанинъ, по мѣрѣ своей вѣры и нужды, получаетъ божественную благодать, содѣйствующую его спасенію. Безъ этой благодати, по ученію апостольскому, мы не только не можемъ творить добро — но не можемъ даже и пожелать его (Флп. II, 13).

Но если въ дѣлѣ нашего спасенія такое огромное значеніе имѣетъ помощь Божіей благодати — то что же значатъ здѣсь наши личныя усилія? Быть можетъ, все дѣло спасенія совершается за насъ Богомъ, а намъ остается только «сидѣть сложа руки» и ждать милости Божіей? Въ исторіи Церкви этотъ вопросъ былъ остро и рѣшительно поставленъ уже въ V вѣкѣ. Ученый и строгій монахъ Пелагій сталъ учить о томъ, что человѣкъ спасается самъ — своими силами, безъ Божіей благодати. Развивая свою мысль, онъ въ концѣ концовъ дошелъ до того, что въ сущности, сталъ отрицать самую необходимость для людей искупленія и спасенія во Христѣ. Противъ него выступилъ знаменитый учитель Церкви, блаженный Августинъ, который съ особенной силой доказывалъ необходимость для спасенія благодати Господней. Однако, возражая Пелагію, Августинъ самъ впалъ въ противоположную крайность. По его ученію выходило то, что въ дѣлѣ спасенія все для человѣка дѣлаетъ Божія благодать, а человѣкъ лишь долженъ съ благодарностью принимать это спасеніе.

Истина, какъ всегда, находится между этими двумя крайностями. Ее выразилъ подвижникъ того же V вѣка, преподобный Іоаннъ Кассіанъ, ученіе котораго называется синергизмъ (т. е. содѣйствіе). По его ученію, человѣкъ спасается только во Христѣ, и благодать Божія въ этомъ спасеніи — главная дѣйствующая сила. Однако, кромѣ дѣйствія благодати Божіей для спасенія нужны и личныя усилія самаго человѣка. Однихъ личныхъ усилій человѣка недостаточно для его спасенія — но они необходимы, ибо безъ нихъ и благодать Божія не станетъ совершать дѣло его спасенія. Такимъ образомъ, спасеніе человѣка совершается одновременно чрезъ дѣйствіе спасающей Божіей благодати — и чрезъ личныя усилія самого человѣка. По смѣлому выраженію нѣкоторыхъ отцовъ Церкви, Богъ сотворилъ человѣка безъ участія самого человѣка — а спасти его безъ его согласія и желанія не можетъ, ибо Самъ сотворилъ его самовластнымъ. Человѣкъ свободенъ выбрать добро или зло, спасеніе или погибель — и Богъ не стѣсняетъ его свободы, хотя и призываетъ его постоянно ко спасенію.

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 25-27.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.