Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава X.
Забота христіанина о душѣ. Развитіе ума. Значеніе свѣтскаго научнаго образованія. Необходимость образованія духовнаго.

Психологія признаетъ въ душѣ человѣка три основныхъ силы или способности: умъ, чувство (сердце) и волю. Умомъ человѣкъ познаетъ окружающій міръ и его жизнь, а также всѣ сознательныя переживанія своей собственной души. Чувствомъ (сердцемъ) человѣкъ отзывается на воздѣйствія и впечатлѣнія изъ внѣшняго міра, и на свои переживанія. Одни изъ нихъ пріятны для него, нравятся ему; другія — непріятны и ему не нравятся. При этомъ, «пріятное» и «непріятное» у многихъ людей не совпадаютъ. То, что нравится одному человѣку — не всегда нравится другому, и наоборотъ (отсюда поговорка: «о вкусахъ не спорятъ»). Наконецъ — воля человѣка есть та сила его души, чрезъ которую онъ самъ вступаетъ въ міръ, и дѣйствуетъ въ немъ. Нравственный характеръ человѣка въ особенности сильно зависитъ отъ характера и направленія его воли.

Возвращаясь къ вопросу о развитіи въ человѣкѣ его духовной личности, мы должны отмѣтить то, что въ работѣ надъ собой, надъ своимъ «я», человѣкъ долженъ надлежащимъ образомъ, по-христіански развивать упомянутыя способности своей души — умъ, сердце и волю.

Умъ человѣка развивается прежде всего и больше всего — чрезъ изученіе наукъ, чрезъ образованіе. И не нужно думать того, что христіанство считаетъ такъ называемыя «свѣтскія» науки, или образованіе — ненужнымъ (тѣмъ болѣе — вреднымъ). Противъ этого ошибочнаго взгляда говоритъ вся исторія Церкви древнихъ вѣковъ. Достаточно взять хотя бы трехъ великихъ вселенскихъ учителей и святителей — Василія Великаго, Григорія Богослова и Іоанна Златоуста. Они были образованнѣйшими людьми своего времени, прекрасно изучившими чисто-свѣтскую науку тогдашняго времени. А вѣдь эта наука носила опредѣленно языческую окраску. Но они сумѣли усвоить нужное и полезное въ этой наукѣ, а ненужное и неполезное — отбросили. Тѣмъ болѣе, мы должны цѣнить научное свѣтское образованіе теперь — когда изъ науки исчезли былыя языческія примѣси, и она стремится къ изложенію чистой истины. Правда, и теперь многіе ученые ошибочно полагаютъ, что наука противорѣчитъ религіи, и къ научнымъ истинамъ прибавляютъ свои антирелигіозные взгляды. Но чистая наука въ этомъ не виновата. И христіанство всегда привѣтствуетъ и благословляетъ серьезное свѣтское образованіе, въ которомъ формируются и укрѣпляются мыслительныя силы и способности человѣка.

Само собой разумѣется, что христіанинъ, принимая образованіе свѣтское, еще большее значеніе придаетъ образованію (и воспитанію) религіозному. Нужно помнить, что христіанство вовсе не есть только и исключительно — сфера религіозныхъ переживаній и чувствъ. Нѣтъ, христіанство есть совершенно законченный циклъ, система соотвѣтствующихъ знаній, самыхъ разностороннихъ данныхъ, относящихся къ области не только религіозной, но и научной. И прежде всего, какъ намъ христіанамъ, не знать жизни своего Спасителя, и Его чудесъ и ученія? Какъ, далѣе, не знать исторіи нашей святой Церкви, и ея богослуженія, которое нужно знать и понимать, а для этого — изучать?

Въ особенности, значеніе христіанства, какъ всесторонней законченной научной системы является въ курсахъ христіанскаго нравоученія (6 класса средней школы) и вѣроученія (курсъ 7 класса). Здѣсь христіанство предстаетъ предъ нами, какъ богатѣйшая философская система, охватывающая и объясняющая человѣку и весь міръ, и его самого, и указывающая истинный смыслъ и цѣль его земной жизни.

Но нужно помнить еще вотъ что: получая въ наукѣ религіознаго образованія полноту знаній о Божіей истинѣ, человѣкъ долженъ, познавая истину, служить ей и слушаться ея голоса. Самъ Христосъ сказалъ: «кто не со Мною — тотъ противъ Меня...». И въ отношеніи къ Нему и къ Его Святой волѣ и закону, равнодушіе, холодность и неисполненіе этого закона — гибельны для души, и дѣлаютъ человѣка врагомъ Христа и Его истины. А поэтому — никогда не слѣдуетъ забывать Его словъ: «что вы зовете Меня: Господи, Господи — и не дѣлаете того, что Я говорю?!.» Подобнымъ образомъ, и Его Апостолъ говоритъ: «не слушатели закона, но исполнители закона оправданы будутъ». (Рим. II, 13).

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 27-29.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.