Церковный календарь
Новости


2019-03-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Съ каждымъ Новымъ Годомъ (1969 г.) (1975)
2019-03-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ III. Вступленіе (1975)
2019-03-16 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 60-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 59-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 6-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 5-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 4-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 3-е (1908)
2019-03-15 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 2-е (1908)
2019-03-15 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 1-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 24-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-14 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 23-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 58-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 57-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 56-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 55-е (1908)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 18 марта 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава XI.
Развитіе сердца христіанина. Чувство эстетическое. Отношеніе христіанства къ эстетикѣ. Связь красоты и нравственности.

Переходимъ теперь къ вопросу о развитіи въ человѣкѣ сердца.

Какъ уже было сказано, подъ сердцемъ мы понимаемъ нашу способность чувствованій пріятныхъ и непріятныхъ. Эти чувства бываютъ различнаго рода — отъ низшихъ, органическихъ (напр., сладкое, горькое, шероховатое и т. д.) до высшихъ (напр., чувство эстетическое, нравственное, религіозное и др.), причемъ такія высшія чувствованія называются также эмоціями. Воспитаніе сердца человѣка именно и заключается въ развитіи въ немъ этихъ эмоцій. Остановимся на одной изъ такихъ эмоцій — на чувствѣ эстетическомъ.

Эстетическимъ чувствомъ называется чувство прекраснаго — способность человѣка видѣть и понимать, любоваться и восторгаться всякой красотой, всѣмъ прекраснымъ, гдѣ бы и въ чемъ оно намъ не представлялось. Такое восхищеніе красотой можетъ или доходить до бурнаго пламеннаго восторга (напр., Ода въ поэзіи, «Тебе, Бога, хвалимъ» — въ церковн. пѣснопѣніяхъ) или переходить въ тихое, спокойное, глубокое умиленіе (напр., элегія или идиллія въ поэзіи, «Свѣтѣ Тихій» въ богослуженіи). Такимъ образомъ, эстетическое чувство неразрывно связано съ идеей прекраснаго, съ идеей красоты.

Но спрашивается: чтó же такое красота?

На этотъ вопросъ отвѣчаютъ различно. Лучшимъ отвѣтомъ нужно признать слѣдующій: красота есть полное соотвѣтствіе между содержаніемъ и формой данной идеи. Чѣмъ возвышеннѣе содержаніе этой идеи, и чѣмъ чище, рельефнѣе и совершеннѣе та форма, въ которой эта идея передается — тѣмъ больше будетъ здѣсь красоты, тѣмъ прекраснѣе будетъ данное явленіе. И конечно, высшую красоту христіанство видитъ въ Богѣ, въ Которомъ — полнота всякой красоты и совершенства.

Эстетическое чувство въ той или иной мѣрѣ присуще каждому человѣку — но далеко не всегда оно развито правильно, и въ полной мѣрѣ. Его надлежащее развитіе и направленіе совершается путемъ раскрытія въ человѣкѣ способности — правильно оцѣнивать то или иное явленіе, или произведеніе искусства. Эстетически воспитанный человѣкъ сумѣетъ найти черты совершенства и красоты — въ хорошей картинѣ, музыкальной композиціи или литературномъ произведеніи. Онъ самъ пойметъ и оцѣнитъ, и другому сумѣетъ объяснить — чтó именно красиво въ данномъ произведеніи искусства, въ чемъ — его содержаніе, и въ какой формѣ оно передается здѣсь.

Христіанство умѣетъ цѣнить и любить красоту. И красоту въ христіанствѣ мы видимъ всюду: и въ храмоздательствѣ, и въ богослуженіи, и въ музыкѣ церковнаго пѣнія, и въ живописи — иконописи. При этомъ замѣчательно, что красоту въ природѣ — любили и цѣнили самые строгіе наши подвижники, вполнѣ отказавшіеся отъ міра. Такъ было въ древности (св. Василій Великій и другіе свв. отцы), такъ было и въ нашей Русской Православной Церкви. Всѣ лучшіе русскіе монастыри были основаны въ мѣстностяхъ, отличавшихся своею красотой, которая привлекала именно въ эти мѣста святыхъ основателей и подвижниковъ этихъ обителей, и восхищала всѣхъ безъ исключенія богомольцевъ и посѣтителей ихъ.

Такъ проявляется свѣтлый духъ христіанства въ отношеніи его ко всему истинно-прекрасному. Въ самомъ Евангеліи мы видимъ, какъ Христосъ Спаситель съ любовію и вниманіемъ относится и къ «крину сельному» (полевой лиліи), и къ птицамъ небеснымъ, и къ смоковницѣ, виноградной лозѣ. И еще въ дохристіанской древности святой Царь и пророкъ Давидъ, созерцая красоту и величіе Божія творенія, восклицалъ: «вся премудростію сотворилъ еси — слава Ти (Тебѣ), Господи, сотворившему вся...». А въ другихъ псалмахъ, обращаясь къ природѣ, какъ бы къ живой и обладающей сознаніемъ, говорилъ: «Всякое дыханіе да хвалитъ Господа... хвалите Его солнце и луна, хвалите Его звѣзды и свѣтъ...».

Но, конечно, христіанство можетъ признать истинно-прекраснымъ только то, что не только ласкаетъ наше чувство красотой изяществомъ своей формы, но и является нравственно-цѣннымъ и доброкачественнымъ. Истинная красота всегда возвышаетъ, облагораживаетъ, просвѣтляетъ человѣческую душу и ставитъ предъ нею идеалы правды и добра. И никогда христіанинъ не признаетъ прекраснаго того явленія или произведенія искусства, которое — хотя бы и въ совершенномъ исполненіи — не очищаетъ и не просвѣтляетъ душу человѣка — но опошляетъ и загрязняетъ ее...

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 29-31.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.