Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава XII.
Другія эмоціи. Развитіе альтруистическихъ чувствъ въ дѣтскіе годы. Христіанская надежда. Упокоеніе сердца въ Богѣ и ожиданіе будущаго блаженства.

Эстетическое чувство, разсмотрѣнное нами въ предыдущей главѣ, является одной изъ эмоцій человѣческаго сердца. Но, разумѣется, не меньше, а еще больше значенія имѣютъ для христіанина многія другія эмоціи — напр., чувства симпатіи и антипатіи, привязанности семейныя, дружескія и національныя, чувство милосердія и жалости и т. д. И, конечно, всѣ эти возвышенныя чувства должны быть развиваемы въ сердцѣ христіанина — по возможности, съ самыхъ юныхъ лѣтъ.

Увы — этого, какъ разъ, обычно и не бываетъ! Къ сожалѣнію, во многихъ иногда, очень и очень хорошихъ христіанскихъ семьяхъ, жизнь поставлена такъ, что родители сознательно отстраняютъ отъ своихъ дѣтей картины человѣческой нужды, печали, тяжелыхъ бѣдствій и испытаній. Такое чрезмѣрное обереганіе дѣтей отъ суровой дѣйствительности — конечно, приноситъ только отрицательные результаты. Дѣти выросшія въ тепличной, оторванной отъ жизни обстановкѣ, вырастаютъ изнѣженными, избалованными и не приспособленными къ жизни, а часто — и толстокожими эгоистами, привыкшими только требовать и получать, и не умѣющими уступать, служить, быть полезными другимъ. Но жизнь жестоко ломаетъ и иногда невыносимо-больно наказываетъ такихъ людей, и иногда уже — съ юныхъ лѣтъ, со школьнаго возраста. И поэтому-то любя дѣтей, нужно уже съ дѣтства закалять ихъ. А главное: и предъ глазами родителей, и предъ глазами у ихъ дѣтей — должна быть всегда одна опредѣленная христіанская цѣль — чтобы дѣти, вырастая и развиваясь тѣлесно, развивались и духовно: становились лучше, добрѣе, благочестивѣе, отзывчивѣе... А для этого нужно ставить предъ дѣтьми картины людской нужды и горя — и давать имъ возможность помочь. И тогда дѣти сами потянутся къ добру и правдѣ, ибо все чистое, доброе и свѣтлое въ особенности близко и родственно неиспорченной дѣтской душѣ.

Тѣ эмоціи, о которыхъ говорили мы до сихъ поръ, включая высшія изъ нихъ — жалость и состраданіе, встрѣчаются у всѣхъ людей. Переходя теперь къ чувствованіямъ уже чисто-христіанскаго типа, мы остановимся на чувствѣ христіанской надежды. Христіанскую надежду можно опредѣлить, какъ сердечное жизненное памятованіе христіанина о Богѣ, неразрывно связанное съ увѣренностью въ Его Отеческой любви и помощи. Человѣкъ, имѣющій въ сердцѣ такую надежду, вездѣ и всегда чувствуетъ себя подъ кровомъ Отчимъ, подобно тому, какъ вездѣ и всегда въ физическомъ мірѣ надъ собою видитъ необъятный небесный сводъ. И поэтому, христіанинъ, имѣющій надежду на Бога — никогда не придетъ въ отчаяніе, никогда не почувствуетъ себя безнадежно одинокимъ. «Безвыходнымъ» положеніе можетъ казаться только невѣрующему; вѣрующій же и надѣющійся на Бога — знаетъ Его близость къ скорбящему человѣческому сердцу, и у Него найдетъ и утѣшеніе, и ободреніе, и помощь.

Но, конечно вѣнецъ и вершина христіанской надежды — въ будущемъ. Мы, христіане, знаемъ, что нашъ Сѵмволъ вѣры, въ которомъ собраны всѣ основныя истины христіанства, оканчивается словами: «чаю воскресенія мертвыхъ, и жизни будущаго вѣка. Аминь». (Слово «чаю» означаетъ — ожидаю и не только ожидаю, но и надѣюсь, и желаю всѣмъ сердцемъ, чтобы это пришло поскорѣе). Итакъ, полное осуществленіе христіанской свѣтлой надежды — будетъ уже тогда, когда жизнь окончательно восторжествуетъ надъ смертью, и правда Божія — надъ мірскою неправдою. Тогда «все минется, одна правда останется», говоритъ русская поговорка. Тогда покрыто будетъ всякое горе страдальцевъ, ибо «отретъ Господь всякую слезу съ очей ихъ, и смерти не будетъ уже: ни плача, ни вопля, ни болѣзни уже не будетъ, ибо прежнее — прошло» (Апокал. XXI, 4). «И радость вѣчная будетъ надъ головою ихъ» (Исаіи XXXV, 10). Вотъ — вершина, вѣнецъ и полное осуществленіе христіанской надежды, и торжество тѣхъ, кто въ земной жизни былъ гонимъ и притѣсняемъ и изгоняемъ — за правду Христову...

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 31-33.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.