Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава XIII.
Развитіе воли: I. Упражненіе. Самодисциплина. Добрыя привычки. II. Значеніе принциповъ въ дѣлѣ выработки воли. Религія, какъ источникъ этихъ принциповъ.

Остается намъ теперь разобраться въ вопросѣ о воспитаніи и развитіи воли человѣка. Отъ направленія и силы воли болѣе всего зависитъ нравственный характеръ и нравственная цѣнность личности человѣка. И конечно, всякому понятно, что для христіанина важно во 1-хъ, имѣть волю сильную и рѣшительную, а во 2-хъ имѣть волю, твердо направленную ко благу ближняго въ сторону добра, а не зла.

Какъ же пріобрѣсти сильную волю? Отвѣтъ простъ: прежде всего — чрезъ упражненіе ея. А для этого — опять-таки, аналогично тѣлеснымъ упражненіямъ — нужно начинать съ немногаго, съ небольшого. Но — начавши упражнять свою волю въ чемъ-либо (напр. въ постоянной борьбѣ съ какой-либо своей грѣховной привычкой, или прихотью) — уже не оставлять этой работы надъ собой. При этомъ, съ самаго начала, христіанинъ, желающій укрѣпить свою волю, свой характеръ — долженъ избѣгать всякой разбросанности, безпорядочности и непостоянства въ поведеніи. Иначе онъ будетъ человѣкомъ безхарактернымъ, не представляющимъ изъ себя ничего опредѣленнаго. На такого человѣка не могутъ положиться ни другіе люди, ни онъ самъ. А въ Свящ. Писаніи такой человѣкъ называется тростью, вѣтромъ колеблемой.

Для каждаго изъ насъ нужна дисциплина. Она имѣетъ настолько важное значеніе, что безъ нея невозможенъ правильный, нормальный порядокъ и успѣхъ работы — напр. въ школьной, или въ военной жизни. Еще важнѣе это въ жизни каждаго отдѣльнаго человѣка, причемъ мѣсто внѣшней школьной или военной дисциплины здѣсь занимаетъ внутренняя самодисциплина. Человѣкъ долженъ самъ поставить себя въ извѣстныя рамки, создавъ опредѣленныя условія и порядокъ жизни — и отъ этого уже не отступать.

Замѣтимъ еще вотъ что: въ дѣлѣ укрѣпленія воли большое значеніе имѣютъ привычки человѣка. Мы уже видѣли, что привычки дурныя, грѣховныя — большая помѣха для христіанской, нравственной жизни. Зато добрыя привычки — цѣнное пріобрѣтеніе для души, а поэтому ко многому хорошему человѣкъ долженъ себя именно пріучать, чтобы это хорошее сдѣлалось для него своимъ — привычнымъ. Въ особенности важно это въ молодые годы, когда еще формируется, складывается человѣческій характеръ. Недаромъ говорятъ, что вторая половина земной жизни человѣка — складывается изъ привычекъ, накопленныхъ за первую половину этой жизни (сравн. поговорку: «привычка — вторая натура»).

Противъ того, что сильная воля нужна человѣку — вѣроятно, никто спорить не будетъ. Въ жизни мы встрѣчаемъ людей съ разной силой воли. И часто бываетъ такъ, что человѣкъ очень одаренный, талантливый, съ сильнымъ умомъ и глубокимъ, добрымъ сердцемъ — оказывается слабовольнымъ, и не можетъ провести въ жизнь свои планы, какъ бы хороши и цѣнны они ни были. И обратно — бываетъ такъ, что человѣкъ менѣе талантливый и одаренный — но болѣе волевой, сильный характеромъ — успѣваетъ въ жизни, и какъ говорятъ, свою линію проводитъ до конца.

Но еще болѣе важнымъ качествомъ человѣческой воли является ея доброе направленіе — въ сторону добра, а не зла. Если хорошій, но слабовольный человѣкъ можетъ въ жизни оказаться мало полезнымъ членомъ общества, то человѣкъ съ сильной, но злой, разрушительной волей, является уже опаснымъ; и онъ тѣмъ опаснѣе, чѣмъ сильнѣе его злая воля. Отсюда ясно, что крайне важными являются тѣ принципы, тѣ основныя начала и правила, которыми руководится воля человѣка. Безпринципный человѣкъ — нравственное ничтожество, не имѣющее никакихъ нравственныхъ устоевъ, и опасное для окружающихъ.

Откуда-же воля человѣка можетъ взять для себя эти принципы — дабы дѣйствовать по нимъ? Для невѣрующаго человѣка отвѣтъ здѣсь крайне труденъ, да въ сущности, и невозможенъ, не разрѣшимъ. Брать ихъ изъ науки? Но наука во 1-хъ, по преимуществу, интересуется вопросами знанія, а не морали, а во 2-хъ, она, сама не представляетъ изъ себя чего-то твердаго и принципіально-постояннаго, ибо все время расширяется, углубляется и во многомъ измѣняется. Изъ философіи? Но философія сама твердитъ намъ объ относительности и отнюдь не безусловной достовѣрности своихъ истинъ. Изъ жизни практической? Еще менѣе. Эта жизнь сама нуждается въ положительныхъ принципахъ, которые могли бы ее упорядочить и устранить изъ нея разнузданную безпринципность.

Но если такъ труденъ отвѣтъ на поставленный вопросъ для невѣрующихъ — то для вѣрующаго человѣка, въ особенности — для вѣрующаго христіанина — отвѣтъ простъ и ясенъ. Источникъ добрыхъ принциповъ — Божія воля. Она открывается намъ въ ученіи Спасителя, въ Его Святомъ Евангеліи. Только она имѣетъ въ этой области безусловный, незыблемый авторитетъ; и только она научила насъ самопожертвованію и христіанской любви ко всѣмъ — даже и къ врагамъ; только она дала людямъ возвышеннѣйшія понятія о христіанской свободѣ, христіанскомъ равенствѣ и братствѣ (понятія, украденныя у насъ соціалистами, коммунистами и др. врагами вѣры). И объ истинныхъ христіанахъ Самъ Господь сказалъ: «не всякій, говорящій мнѣ: Господи, Господи — войдетъ въ Царствіе Небесное — но исполняющій волю Отца Моего Небеснаго...» (Матѳ. VII, 21-23).

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 33-36.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.