Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава XIV.
Трудъ и его необходимость для христіанина. Развлеченія и самособранность духа. Молитвы, обѣты и зароки, какъ средства преодолѣнія дурныхъ навыковъ.

Необходимымъ условіемъ всякой дѣятельности человѣка укрѣпляющей его волю, является трудъ. Онъ былъ заповѣданъ Богомъ согрѣшившему человѣку еще въ раю: «въ потѣ лица твоего будешь ѣсть хлѣбъ твой». Поэтому, трудиться долженъ каждый изъ насъ.

Въ 1-мъ посланіи къ Солунянамъ ап. Павелъ о необходимости труда писалъ такъ: «умоляемъ васъ, братіе, дѣлать свое дѣло и работать собственными руками, какъ мы заповѣдали вамъ». А во 2-мъ посланіи онъ рѣзко отзывается о тѣхъ, которые поступаютъ безчинно и «суетятся» — и точно формулируетъ свой призывъ къ труду: «кто не хочетъ трудиться, тотъ и не ѣшь» (эти слова также украдены коммунистами, выдающими ихъ за продуктъ собственнаго творчества). При этомъ необходимо отмѣтить еще то, что христіанство никогда не раздѣляетъ труда на работу «бѣлую» и «черную». Такое раздѣленіе часто принималось до послѣднихъ лѣтъ въ совр. обществѣ, причемъ къ «черной» работѣ (по преимуществу — физическому труду) относились пренебрежительно. Христіанство же требуетъ отъ человѣка только того, чтобы трудъ его былъ честенъ и приносилъ соотвѣтствующую пользу. И съ этой христіанской точки зрѣнія, человѣкъ, занимающій высокій и отвѣтственный постъ — и небрежно относящійся къ своимъ обязанностямъ — гораздо ниже самаго незначительнаго изъ своихъ подчиненныхъ, если послѣдній исполняетъ свои обязанности по-христіански добросовѣстно. При этомъ всякій знаетъ на личномъ опытѣ — какое отрадное удовлетвореніе чувствуетъ тотъ, кто честно и усердно работаетъ, и какой скверный осадокъ остается на душѣ послѣ времени, проведеннаго пусто и безсмысленно...

Въ наши дни среди молодежи очень распространенъ ложный и грѣховный взглядъ на трудъ и на развлеченія. На трудъ смотрятъ какъ на что-то въ высшей степени непріятное, какъ на тяжкое подневольное иго, и заботятся о томъ, чтобы поскорѣе отъ него отдѣлаться — «свалить съ плечъ». И всѣ свои стремленія и усилія направлять къ тому, чтобы какъ можно скорѣе «отдохнуть» (отъ чего?!) и развлечься. Есть поговорка — «дѣлу время, потѣхѣ часъ». Многіе хотѣли бы, чтобы было наоборотъ... Но во 1-хъ, это грѣшно, и совсѣмъ не по-христіански, а во 2-хъ, и самый отдыхъ и развлеченія только тогда бываютъ пріятны и радостны, когда они заслужены предшествующимъ трудомъ. А для того, чтобы въ душѣ не было той пустоты и разсѣянности, которыя такъ обычны теперь — въ наше нервное, безпокойное, суетное время — христіанинъ долженъ пріучать себя къ самособранности. Нужно слѣдить за собою во всѣхъ отношеніяхъ, и ясно отдавать себѣ отчетъ въ своемъ настроеніи и стремленіяхъ, а также — представлять себѣ точно — чтó мнѣ нужно сдѣлать въ данный моментъ, и къ какой цѣли направлять всѣ свои усилія.

Говоря объ укрѣпленіи воли, необходимо еще упомянуть о тѣхъ случаяхъ, когда человѣкъ чувствуетъ волю свою безсильной для того, чтобы устоять противъ какого-либо соблазна, или укоренившейся грѣховной привычки. Здѣсь онъ долженъ помнить то, что первое и основное средство въ такихъ случаяхъ — молитва, смиренная молитва вѣры и упованія. О молитвѣ рѣчь будетъ ниже; пока же только еще разъ вспомнимъ то, что даже такой могучій духовно человѣкъ, какъ ап. Павелъ, говорилъ о безсиліи бороться съ грѣхомъ и творить добро: «не еже хощу доброе — сіе творю, а еже не хочу — злое сіе содѣваю» (доброе, котораго хочу — не дѣлаю, а злое, котораго не хочу — дѣлаю). Тѣмъ болѣе такъ бываетъ постоянно съ нами  — немощными и слабыми. А молитва — можетъ намъ помочь т. к. она на помощь нашему безсилію привлекаетъ Божію всемогущую силу.

Помимо молитвы, большое значеніе для укрѣпленія воли въ борьбѣ съ грѣхомъ имѣютъ еще т. наз. обѣты и зароки. Обѣтомъ называется обѣщаніе человѣка сдѣлать какое-либо доброе, благоугодное дѣло — напр. помочь бѣдняку, построить храмъ или богадѣльню, взять на воспитаніе сироту (или — какъ часто дѣлали наши благочестивые предки — сходить куда-либо въ св. мѣста — на богомолье) и т. д. Примѣнительно къ нашимъ условіямъ, такіе обѣты могутъ состоять въ слѣдующемъ: Если человѣкъ замѣчаетъ за собой неисправность въ какомъ-либо отношеніи — мало помогаетъ другимъ, лѣнивъ трудиться, мало заботится о семьѣ и т. д. — онъ долженъ выбрать себѣ въ этой области опредѣленное постоянное доброе дѣло — и исполнять его неуклонно, какъ свою обязанность. Зароки это тѣ-же обѣты, только отрицательнаго характера. Въ этихъ зарокахъ человѣкъ даетъ обѣщаніе не дѣлать того или иного грѣха, бороться самымъ рѣшительнымъ образомъ съ той или иной грѣховной привычкой (напр. пить, курить, сквернословить и т. д.) Часто эти зароки даются торжественно, предъ св. крестомъ и Евангеліемъ.

Конечно, самый лучшій видъ зарока бываетъ тогда, когда человѣкъ даетъ его на всю жизнь. Однако допускаются, и часто бываютъ случаи, когда зарокъ дается на 1-2-3 года. Само собой разумѣется, что обѣты или зароки человѣкъ долженъ давать — взвѣсивъ свои силы, съ рѣшимостью во что бы то ни стало выполнить ихъ — съ помощью Божіей. Отъ неосторожныхъ, необдуманныхъ и непосильныхъ обѣтовъ Спаситель предостерегаетъ насъ притчею о неразумномъ строителѣ башни, надъ которымъ смѣялись окружающіе, говоря: «этотъ человѣкъ началъ строить, и не могъ кончить...». Соотвѣтственно этому, русская пословица говоритъ: «руби дерево себѣ по плечу», а другая добавляетъ: «не спросясь броду, не суйся въ воду...». Но зато — если обѣтъ уже данъ — то исполняй его непремѣнно, призвавши помощь Божію, «не давши слова — крѣпись, а давши — держись...».

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 36-38.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.