Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава XV.
Обязанности человѣка въ отношеніи къ своему тѣлу. Недопустимость для христіанина блуднаго грѣха. Отраженіе этого грѣха на тѣлѣ и душѣ человѣка. Борьба съ вожделѣніями (похотью). Соблазны.

Человѣкъ состоитъ изъ души и тѣла. Многія древнія религіи и философскія ученія говорили о томъ, что душа человѣка сотворена Богомъ, а тѣло происходитъ отъ злого начала — діавола. Христіанство учитъ иному. И душа и тѣло человѣка — сотворены Богомъ. Тѣло человѣка по апостольскому ученію, послѣ таинства крещенія — есть храмъ Святаго Духа, а члены тѣла — чрезъ соединеніе со Христомъ въ таинствѣ св. Причащенія — суть члены Христовы. Поэтому въ будущее вѣчное блаженство (какъ и въ вѣчныя мученія) человѣкъ перейдетъ всѣмъ своимъ существомъ — и безсмертной душой, и тѣломъ, которое воскреснетъ и вновь соединится съ душой — предъ Страшнымъ Христовымъ судомъ. Поэтому, заботясь о своей душѣ, христіанинъ не долженъ оставлять безъ вниманія и свое тѣло. И прежде всего онъ долженъ его беречь — беречь по-христіански — не только отъ болѣзней, но и отъ грѣховъ, загрязняющихъ, оскверняющихъ и ослабляющихъ его. И среди такихъ грѣховъ — по своей опасности и вредоносности, на первомъ мѣстѣ стоитъ блудный грѣхъ — грѣхъ потери человѣкомъ цѣломудрія и тѣлесной чистоты.

Не отрадно писать эти строки, и поднимать вопросъ о томъ, о чемъ христіанину, по рѣзкому выраженію апостопа, «срамно есть и глаголати»... — стыдно и говорить. Но умолчать объ этомъ невозможно, такъ какъ, безусловно ни одинъ грѣхъ не опасенъ для молодежи такъ, какъ опасенъ и страшенъ этотъ скверный грѣхъ — хуже заразы, хуже чумы...

Итакъ, рѣчь идетъ о грѣхѣ блуда — иначе говоря, о тѣхъ грѣхахъ разврата и половой распущенности, которые являются, безъ всякаго сомнѣнія, самой ужасающей язвой, бичомъ и проклятіемъ современнаго человѣчества. Трудно и перечислить тѣ гибельныя послѣдствія, которыя слѣдуютъ за этимъ грѣхомъ, какъ неотлучная тѣнь. Утрата нормальнаго, христіански чистаго отношенія къ лицамъ другого пола и загрязненность мысли и воображенія; ослабленіе и истощеніе физическихъ силъ человѣка; крайнее ослабленіе памяти, невоспріимчивость къ жизни и ея явленіямъ, безволіе и потеря жизненной энергіи, наконецъ — неврастенія и душевное растройство или ужаснѣйшая болѣзнь — «прогрессивный параличъ» (размягченіе мозга) — вотъ обычные спутники блуднаго грѣха. Не говоримъ уже о специфическихъ болѣзняхъ, такъ часто являющихся результатомъ непорядочной жизни... Но всего страшнѣе, конечно, грозный судъ Того, Кто заповѣдалъ намъ чистоту и непорочность жизни — Страшный судъ, о которомъ апостолъ сказалъ: «блудниковъ и прелюбодѣевъ БУДЕТЪ судить Богъ»...

Какъ же бороться съ соблазномъ этого грѣха тому, кто хочетъ сохранить себя по-христіански — чистымъ и цѣломудреннымъ? Отвѣтъ простъ: прежде всего — чистотой мысли и воображенія. Часто говорятъ о томъ, что половая потребность дѣйствуетъ въ человѣкѣ съ такой неодолимой силой, что онъ не въ силахъ ей противостоять. — Ложь! Тутъ дѣло не въ «потребности», а въ испорченности и сластолюбіи, когда человѣкъ безъ удержу грязнитъ себя въ мысляхъ и желаніяхъ. Конечно, у такого человѣка естественная половая склонность взвинчивается до непомѣрной степени, и неминуемо доводитъ его до грѣха. Но христіанинъ, богобоязненный и строгій къ себѣ, никогда не позволитъ, не допуститъ того, чтобы дурныя желанія и помыслы овладѣли его умомъ и сердцемъ. А для этого — онъ, призвавъ Божію помощь въ молитвѣ и крестномъ знаменіи, борется съ такими помыслами сразу же при ихъ появленіи, усиліемъ воли переводя сознаніе и мысль или къ молитвѣ, или же хотя бы какой-либо другой, не оскверняющей темѣ. Распаляться нечистымъ воображеніемъ — значитъ — развращать себя и губить себя... И потому-то, борясь съ дурными мыслями, христіанинъ долженъ немедленно и рѣзко отвращаться и удаляться отъ всего, что можетъ вызвать эти дурныя мысли. Недаромъ, Спаситель такъ строго предупреждаетъ насъ въ Нагорной проповѣди и отъ нечистаго, похотливаго взгляда — хотя бы дальше взгляда дѣло въ данномъ случаѣ и не пошло. Такъ опасенъ мысленный соблазнъ.

А соблазновъ — такъ много... Общая развращенность нравовъ и удаленіе отъ чистой, христіански-воздержной жизни, возмутительно-недопустимое отношеніе къ браку и супружеской жизни, — одно это уже не можетъ не дѣйствовать на молодую душу. А тутъ къ этому — еще: кинематографическія картины и современная литература, наперебой воспѣвающая и описывающая грѣхъ въ самыхъ заманчивыхъ краскахъ, съ откровенностью и безстыдствомъ, отъ которыхъ въ ужасъ пришли бы наши скромные и богобоязненные предки. Безобразный «фокстротъ» и ему подобныя развлеченія, которыми современное язычествующее «христіанское» общество настолько ослѣплено, что не замѣчаетъ ихъ вредоносности и грѣховности... Различнаго рода сальные «анекдоты» — эта духовная гниль и зараза, убійственно грязнящая умъ и сердце человѣка — все это тучей соблазна надвигается на молодую, развивающуюся душу человѣка... Но блаженъ тотъ, кто смолоду и до конца дней своихъ остался чистымъ тѣломъ и душой. Блаженъ тотъ, кто благоуханную свѣжесть, крѣпость и богатство нетронутыхъ силъ души и тѣла или принесъ въ свѣтлый, освященный Богомъ и Церковью брачный супружескій союзъ — или сохранилъ все это до самой двери гроба — въ сіяющей чистотѣ дѣвства и цѣломудрія! Да, только два пути человѣка на землѣ благословляетъ Богъ: или святой путь христіанскаго брака, неразрывнаго союза двухъ сердецъ на всю жизнь — или же еще высшій и святѣйшій путь — путь дѣвства, посвященія Богу и ближнимъ всего себя — безраздѣльно, до конца, въ отказѣ отъ личнаго счастья любви — для подвига любви къ Богу и ближнимъ. И наоборотъ — погибеленъ путь того, кто игнорируетъ, презираетъ, упорно нарушаетъ данные Богомъ законы чистоты и правды христіанской, оскверняя тѣло и убивая душу — ибо на немъ — рано или поздно исполнится страшная угроза — «Мнѣ отмщеніе — Азъ воздамъ» — говоритъ Господь...

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 39-41.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.