Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава XVI.
Пьянство и сребролюбіе. Христіанское безкорыстіе. Отношеніе христіанина къ здоровью физическому, поведеніе въ болѣзни. Отношеніе къ смерти. Грѣхъ самоубійства.

Изъ другихъ «дѣлъ плоти» т. е. грѣховъ, глубоко внѣдряющихся въ самую природу человѣка, м. б. самымъ опаснымъ является пьянство. Извѣстно — насколько распространенъ теперь этотъ грѣхъ. Но пусть всякій помнитъ то, что беречь себя отъ пьянства нужно не тогда, когда у человѣка образовалась уже эта позорная и губительная страсть, а раньше, когда это значительно легче. Вѣдь никто не родился на свѣтъ Божій готовымъ пьяницей. А мы знаемъ уже — насколько легче человѣку бороться съ соблазнами грѣха тогда, когда онъ еще не сдѣлался для него чрезъ повтореніе — прочною привычкою, которую такъ трудно преодолѣть... Смолоду же и вообще — лучше не пить. У молодежи и безъ того много живости и кипучей энергіи, и «подогрѣвать» себя водкой въ молодые годы — не къ чему. Да и пословица говоритъ: «дай бѣсу палецъ — онъ потянетъ всю руку». Молодая воля еще не крѣпка, а соблазновъ выпивки — много...

Многихъ губитъ здѣсь въ молодые годы особаго рода молодечество, своего рода спортивный задоръ, когда человѣкъ хочетъ кому-то «доказать» свою крѣпость и стойкость при потребленіи спиртныхъ напитковъ. Но, конечно, онъ гораздо бóльшую стойкость и силу — настоящую нравственную силу показалъ бы, если бы сумѣлъ дѣйствительно устоять — не поддаться этому злому соблазну, отъ котораго погибло у насъ такъ много добрыхъ и одаренныхъ людей. И опять-таки христіанинъ долженъ всѣми мѣрами удаляться отъ грѣховныхъ соблазновъ, и ихъ удалять отъ себя, помня, что по слову апостола, «худыя общества развращаютъ добрые нравы».

Но есть еще одинъ грѣхъ, который на первый взглядъ не кажется столь губительнымъ, какъ грѣхи пьянства и разврата, но который также крайне опасенъ. Это — грѣхъ сребролюбія, о которомъ апостолъ говоритъ буквально слѣдующее: «корень всѣхъ золъ есть сребролюбіе»... Опасность этого грѣха во-первыхъ въ томъ, что для человѣка, эгоистически стяжавшаго богатство, чрезъ это самое богатство открывается доступъ ко всѣмъ другимъ соблазнамъ міра. Но и самое богатство само по себѣ становится для человѣка тѣмъ идоломъ, именно золотымъ кумиромъ, къ которому прилѣпляется онъ всей душой и сердцемъ, и отъ служенія которому уже не можетъ оторваться. Примѣръ этого мы видимъ въ евангельскомъ разсказѣ о богатомъ юношѣ, который не могъ послѣдовать за Спасителемъ изъ-за любви къ своему богатству. По поводу этого случая Христосъ сказалъ: «трудно богатому войти въ Царствіе Божіе». Такъ богатство ослѣпляетъ человѣка и дѣлаетъ его своимъ рабомъ. И эта опасность грозитъ всякому, кто станетъ на путь «пріобрѣтательства», на путь исканія большой и легкой наживы, и стремленія къ ней.

Для того, чтобы въ душѣ человѣка не развивался порокъ сребролюбія, нужно еще въ молодые годы пріучать себя къ христіанскому безкорыстію. Въ числѣ всѣхъ трудовъ христіанина, среди всей его работы — должно быть хоть что-нибудь, дѣлаемое безкорыстно — по-евангельски, именно «ради Христа». А мы видѣли уже ранѣе, что по правдѣ небесной, по правдѣ Евангелія, пріобрѣтаетъ не тотъ, кто сберегаетъ свое имѣніе для себя — но тотъ, кто отдаетъ его другимъ въ подвигѣ дѣла милосердія и помощи ближнему. И поэтому, тотъ, кто безкорыстно служитъ другимъ въ подвигѣ добра — не только оказываетъ имъ христіанскую помощь, но и для своей души имѣетъ чрезъ это огромную пользу, т. к. пріобрѣтаетъ себѣ истинное сокровище — на небеси...

Само собой разумѣется, что человѣкъ, по-христіански относящійся къ себѣ самому, долженъ не только бороться противъ различныхъ грѣховныхъ соблазновъ. Онъ долженъ заботиться и о своемъ здоровьѣ. Не напрасно сказалъ апостолъ Павелъ: «никто никогда не имѣлъ ненависти къ своей плоти, но питаетъ и грѣетъ ее». Здоровье — безусловная цѣнность, и даръ Божій, который нужно беречь. Немощное, больное тѣло часто препятствуетъ человѣку въ его доброй дѣятельности, и является помѣхой въ подвигѣ благочестія и исполненія уставовъ Церкви. Напрасно, поэтому, нѣкоторые полагаютъ, что христіанину не нужно лѣчиться, а нужно отдать себя и свое здоровье на волю Божію, не прибѣгая къ помощи врачей. Врачи и лѣкарства существуютъ также по волѣ Божіей, какъ и сказано во св. Библіи: «Господь отъ земли создалъ врачевства, и благоразумный человѣкъ не будетъ пренебрегать ими». Но вмѣстѣ съ этимъ, христіанская точка зрѣнія въ болѣзняхъ видитъ результатъ, прямое послѣдствіе нашей грѣховности. Поэтому, и свое лѣченіе вѣрующій христіанинъ начинаетъ прежде всего — съ молитвы, съ очищенія и укрѣпленія души молитвою и св. Таинствами. А затѣмъ уже слѣдуетъ врачебная помощь и лѣченіе. Въ Евангеліи мы видимъ, что Господь, прежде чѣмъ исцѣлить разслабленнаго отъ его болѣзни, исцѣлилъ его душу чрезъ прощеніе грѣховъ. И другому разслабленному, послѣ его исцѣленія Онъ сказалъ: «вотъ, ты выздоровѣлъ — смотри же, больше не грѣши, чтобы не случилось съ тобой чего хуже».

Но, заботясь о своемъ здоровьи, смерти христіанинъ бояться не долженъ. Мы уже не говоримъ о той смерти за Христа, за вѣру въ Него — которая грозитъ христіанину въ эпохи гоненій за вѣру. Такая «мученическая» смерть должна быть радостной и желанной для того, кто вѣритъ словамъ Спасителя: «кто положитъ душу свою ради Меня и Евангелія, тотъ сбережетъ ее». Но и вообще, истинные христіане на высшихъ ступеняхъ своей вѣры, не только не страшились смерти, но даже желали ее. Апостолъ Павелъ, напр., прямо говорилъ: «желаніе имѣю разрѣшиться (т. е. умереть) и бысть со Христомъ, потому что это несравненно лучше» (чѣмъ оставаться на землѣ...). Въ другомъ мѣстѣ онъ говоритъ: «наше жительство — на небесахъ» — пріучая насъ къ мысли о томъ, что тамъ наше истинное отечество, а на землѣ мы только временные гости.

Такъ близка и не страшна для христіанина «христіанская кончина живота нашего» — если не всегда «безболѣзненная», то во всякомъ случаѣ — «непостыдная и мирная». И онъ готовится къ такой кончинѣ — молитвою, размышленіемъ и принятіемъ св. Таинъ. При этомъ, отнюдь не слѣдуетъ думать того, что причащаться св. Таинъ нужно только умирающимъ передъ наступленіемъ смерти. Это невѣрно. Причащаться св. Таинъ долженъ всякій, серьезно заболѣвшій человѣкъ, ибо это св. Таинство принимается во исцѣленіе души и тѣла, и представляетъ изъ себя лучшее укрѣпляющее лѣкарство. Примѣры этого мы видимъ постоянно въ дѣйствительной жизни.

Въ противоположность доброй христіанской кончинѣ, страшною и отталкивающею является для христіанина — постыдная нехристіанская кончина — напр. смерть пьяницы подъ заборомъ, смерть грабителя на разбоѣ и т. д. Сюда же, безъ сомнѣнія должно быть отнесено и самоубійство. Извѣстно, что Церковь своими канонами (т. е. правилами) лишаетъ христіанскаго погребенія тѣхъ самоубійцъ, которые вполнѣ сознательно наложили на себя руки. Фактъ самоубійства — полная измѣна самому духу христіанства, нежеланіе нести свой жизненный крестъ, отказъ отъ преданности Богу и надежды на Него. Самоубійство есть позорная смерть законченнаго эгоиста, думающаго о себѣ — и не думающаго о другихъ людяхъ, и о своихъ обязанностяхъ относительно ихъ. Мы видимъ въ Евангеліи, что первымъ самоубійцей былъ Іуда предатель, такъ страшно и позорно окончившій свою жизнь. Самоубійца, — послѣдуя ему, перестаетъ быть вѣрнымъ сыномъ своей Церкви. И потому-то и лишила она несчастныхъ самоубійцъ своего отпѣванія. Да и какъ отпѣвать самоубійцу церковнымъ чиномъ? Главная мысль отпѣванія; «упокой Господи душу раба Твоего — на Тя бо упованіе возложи...» (ибо онъ на Тебя возложилъ свое упованіе...) Но надъ самоубійцей — слова эти будутъ звучать неправдою, а развѣ Церковь можетъ утверждать неправду?..

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 42-45.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.