Церковный календарь
Новости


2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 23 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава XVII.
Обязанности христіанина въ отношеніи къ ближнему. Справедливость и ея виды. Превосходство христіанской справедливости. Строгость и снисходительность у христіанина. Довѣріе христіанина.

До сихъ поръ мы говорили объ обязанностяхъ христіанина въ отношеніи къ самому себѣ. Теперь же разсмотримъ его обязанности по отношенію къ ближнимъ — къ другимъ людямъ.

Первою ступенью нашихъ надлежащихъ отношеній къ другимъ людямъ является требованіе справедливости. Безъ этого основного требованія — даже доброта человѣка можетъ оказаться неполезною, если въ ней не чувствуется правды, но налицо — пристрастіе и односторонность. Но и въ самой постановкѣ справедливыхъ отношеній между людьми, намѣчаются различные виды справедливости.

1. Справедливость лойяльности (отъ слова Loi — законъ). Это — низшій видъ справедливыхъ отношеній, самый распространенный въ гражданской и государственной жизни. Лойяльный человѣкъ старается въ своей жизни стоять на точномъ исполненіи законовъ государственныхъ и гражданскихъ, обязательныхъ для него, и для другихъ. Кромѣ этого имъ обычно исполняются точно и своевременно всѣ его личные договоры и обязательства. Но дальше этихъ законныхъ нормъ и предѣловъ онъ въ смыслѣ уступокъ и снисхожденія не дѣлаетъ ни шагу, и можетъ оказаться сухимъ, неотзывчивымъ и безсердечнымъ. Такой человѣкъ «беззаконія» не творитъ, законовъ не нарушаетъ — но свое возьметъ и никому не уступитъ, хотя бы изъ-за этого пострадалъ его ближній. Конечно, въ наше время и такіе лойяльные люди — являются все же сравнительно порядочными, т. к. свои обязанности выполняютъ честно. Однако, всякому ясно, что для христіанина такой характеръ отношеній слишкомъ недостаточенъ, ибо ибо онъ — не христіанскій, а чисто — языческій.

2. Справедливость корректности. Этотъ видъ справедливости въ нравственномъ отношеніи значительно выше предыдущаго. Корректнымъ мы называемъ того человѣка, который въ своихъ отношеніяхъ къ окружающимъ старается поступать какъ должно и не только по внѣшнимъ законамъ и обычаямъ — но въ общемъ, и по совѣсти своей. Поэтому онъ ровенъ, спокоенъ, вѣжливъ и предупредителенъ со всѣми; охотно отзывается на просьбу объ услугѣ и старается сдѣлать все, что имъ обѣщано, часто этимъ освобождая отъ затрудненій другихъ людей. Въ противоположность сухо-лойяльнымъ людямъ, съ такими корректными, предупредительными людьми, жить и работать легко и пріятно. Однако, и здѣсь все это еще далеко отъ христіанства, т. к. такая мягкость и отзывчивость далеко не всегда постоянна и вѣрна самой себѣ, а главное — въ скоромъ времени увядаетъ и засыхаетъ (какъ говорятъ «выдыхается».) И тогда человѣкъ, внѣшне м. б. и остающійся корректнымъ и обходительнымъ, въ своихъ отношеніяхъ къ людямъ — обычно старается отъ нихъ поскорѣе и вѣжливенько отдѣлаться, отвязать отъ ихъ просьбъ и нужды.

Полнымъ типомъ справедливости является справедливость христіанская — справедливость христіанскаго сердца. Основной, мудрый и въ то же время ясный и понятный принципъ ея выраженъ въ Евангеліи словами: «Во всемъ, какъ хотите, чтобъ съ вами поступали люди, поступайте и вы съ ними» (Матѳ. VII, 12). А апостольскій соборъ повторилъ это въ отрицательной формѣ: «не дѣлать другимъ того, чего себѣ не хотите» (Дѣян. XV, 29). Итакъ не вноси въ жизнь ни фальши, ни лжи, ни обиды — никакого зла. Всѣ люди — твои ближніе — не дѣлай имъ того, чего не желаешь самому себѣ. Мало того — не только не дѣлай зла, но и твори добро, по совѣсти, отъ сердца, воодушевляясь евангельскимъ закономъ любви, милосердія и всепрощенія. Ты желаешь, чтобы къ тебѣ относились сердечно — самъ открывай свое сердце ближнему. И не будь эгоистомъ, не считайся своими «правами» — какъ это дѣлаютъ лойяльные и корректные люди — но выше всѣхъ своихъ правъ ставь благо и пользу ближняго своего — по закону христіанской любви.

Часто и обычно бываетъ въ жизни такъ, что къ себѣ мы являемся слишкомъ снисходительными, а къ ближнему — требовательными и строгими. Христіанская справедливость говоритъ иное. Господь говорилъ: «чтó ты смотришь на сучокъ въ глазѣ брата своего, а бревна въ своемъ глазѣ не чувствуешь?... Лицемѣръ, вынь прежде бревно изъ своего глаза, и тогда увидишь, какъ вынуть сучекъ изъ глаза брата своего...». Поэтому, подвижники христіанства, такъ скорбѣвшіе о своихъ грѣхахъ, до безжалости строгіе и требовательные къ себѣ — были такъ всепрощающе-снисходительны къ другимъ, ласкою и любовію покрывая недостатки ближняго. И вообще христіанское правило жизни учитъ насъ въ прискорбныхъ случаяхъ жизни, напр. ссорахъ, непріятностяхъ и т. д. — причину и вину искать не въ другихъ, а въ себѣ самихъ — въ своемъ грѣхолюбіи, неуступчивости, самолюбіи и эгоизмѣ. Такимъ образомъ, христіанская справедливость требуетъ отъ насъ снисходительности къ другимъ. Но и этого мало. Она зоветъ насъ къ тому, чтобы въ каждомъ человѣкѣ мы видѣли именно брата — брата во Христѣ, возлюбленное твореніе и образъ Бога всемогущаго. И какъ бы ни падалъ человѣкъ, какъ бы не затемнялъ онъ въ себѣ образъ Божій грѣхами и пороками — мы все же должны искать въ душѣ его искру Божію — какъ это сумѣлъ сдѣлать Достоевскій въ своихъ «запискахъ изъ Мертваго дома» (съ каторги). «Грѣхи грѣхами, а основа въ человѣкѣ — образъ Божій... Грѣхъ ненавидь, а грѣшника люби», — говорилъ когда-то о. Іоаннъ Кронштадтскій...

Рядомъ съ уваженіемъ къ личности ближняго, должно стоять и довѣріе къ нему. Въ особенности нужно оно тогда, когда человѣкъ провинился — но приходитъ съ евангельскимъ словомъ «каюсь» и обѣщаетъ исправленіе. Какъ часто доброе намѣреніе такого кающагося человѣка бываетъ встрѣчено недовѣріемъ и холодностью — и доброе желаніе исправленія исчезаетъ, замѣняясь озлобленностью и гибельнымъ рѣшеніемъ: «Ахъ, такъ — ну, тогда погодите, — я еще покажу себя, я отомщу...». Кто отвѣчаетъ за гибель этой души?.. Наоборотъ — искренній, любящій христіанинъ съ радостію стремится навстрѣчу доброму порыву ближняго, подчеркивая полное свое довѣріе и уваженіе къ нему и этимъ часто поддерживая и утверждая на добромъ пути того, кто еще колеблется и не укрѣпился. Конечно, иногда случается, что человѣкъ, обѣщавшій исправиться — злоупотребляетъ довѣріемъ ближняго или по слабости воли или по сознательному желанію обмануть. Но развѣ это можетъ подавить чувство довѣрія и благожелательности къ ближнему въ вѣрующемъ христіанинѣ? Вѣдь онъ — сынъ и послѣдователь закона христіанской любви — той любви, о которой апостолъ сказалъ, что она «все покрываетъ, всему вѣритъ, на все надѣется, все терпитъ...» (1-е посл. къ Кор. XIII гл.).

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 45-48.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.