Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава XVIII.
Ложь, клевета и сплетня. Лицемѣріе. Христіанское милосердіе и благожелательность. Помощь тѣлесная и духовная. Благотворительность личная и общественная.

Однимъ изъ самыхъ главныхъ недостатковъ современнаго общества является ложь. Проявляется она въ различныхъ формахъ, въ особенности — въ обычной формѣ «вранья» въ человѣческихъ бесѣдахъ, и въ видѣ обмана — въ дѣловой жизни. Крайне опасенъ тотъ легкій взглядъ на этотъ грѣхъ, который встрѣчается теперь всюду. Считается обычнымъ дѣломъ — утверждать что-либо, не зная — правда это, или нѣтъ; сказать: «нѣтъ дома» — чтобы отдѣлаться отъ гостя или просителя; назваться больнымъ, будучи здоровымъ и т. д. и т. д. (сюда же относятся лживые «комплименты», лесть, похвалы и т. д.). Люди забываютъ о томъ, что ложь — отъ діавола про котораго Христосъ Спаситель сказалъ, что онъ — лжецъ и отецъ лжи. Поэтому, всякій лжецъ — сотрудникъ и орудіе діавола. Еще въ Ветхомъ Завѣтѣ было сказано: «мерзость предъ Господомъ — лживыя уста»...

Въ особенности опасны такіе виды лжи, какъ сплетня и клевета. Всякому извѣстно, чтó такое сплетня — діаволомъ сплетенныя сѣти соблазна и лжи, путающія и омрачающія добрыя отношенія людей между собою. Эта сплетня — дитя лжи и пустословія — сдѣлалась излюбленной принадлежностью чуть ли не всякой бесѣды. Еще хуже и тяжелѣе — клевета, т. е. сознательная ложь на человѣка съ цѣлью повредить ему. Эта ложь — на особицу діавольская, ибо самое слово «діаволъ» значитъ именно — «клеветникъ»...

Когда Господь Іисусъ Христосъ обличалъ книжниковъ и фарисеевъ, Онъ обычно называлъ ихъ лицемѣрами, указывая этимъ на тотъ тяжкій видъ лжи — лицемѣріе, которымъ исполнены были эти мнимые вожди народа. Фарисеи были святоши по внѣшности, и злобно-лживые ненавистники истины и добра — по сердцу и по душѣ. За это Господь уподоблялъ ихъ покрашеннымъ гробамъ, которые снаружи красивы, а внутри исполнены мертвыхъ костей и всякой нечистоты. Въ наши дни собственно-религіознаго лицемѣрія стало меньше; однакоже порокъ лицемѣрія и теперь распространенъ въ видѣ притворства и желанія не быть, а казаться. Христіанинъ стремится, конечно, не казаться, а быть хорошимъ; но это нелегко, и часто почти никѣмъ не замѣчается, кромѣ Всевидящаго Бога. И вотъ, многіе — особенно среди молодежи — стараются казаться — умнѣе, красивѣе, даровитѣе, развитѣе, да и добрѣе, чѣмъ это есть въ дѣйствительности. (На этомъ лживомъ основаніи утверждается такъ распространенная въ наше время привычка и любовь къ нарядамъ и «накрашиванію»...). И получается та смертоносная фальшь и неискренность, которая такъ часто теперь губитъ людей и ихъ счастіе — которое оказалось основаннымъ на лжи, а не на правдѣ...

Мы говорили уже о томъ, что христіанинъ въ основу своего отношенія къ ближнимъ полагаетъ любовь — а поэтому старается творить имъ добро. Кто добра не дѣлаетъ, тотъ не христіанинъ. И это добро, эта любовь къ ближнимъ, должна непремѣнно выражаться въ дѣлахъ милосердія и благожелательности ко всѣмъ. Не даромъ, Спаситель заповѣдалъ намъ любовь не только къ любящимъ, но и ненавидящимъ насъ. А въ своей бесѣдѣ о Страшномъ судѣ Онъ ясно указалъ на то, что именно прежде и главнѣе всего на этомъ Судѣ съ насъ спросится. Ни богатство, ни слава, ни образовонность — не будутъ имѣть тамъ главнаго и самостоятельнаго значенія. Основой же Страшнаго суда — послужитъ страшный и роковой для эгоистовъ и себялюбцевъ вопросъ: «какъ послужили мы ближнему своему?» Христосъ перечисляетъ шесть главныхъ видовъ тѣлесной помощи. Отождествляя Себя въ своей любви, снисхожденіи и милосердіи съ каждымъ бѣднякомъ и нуждающимся въ помощи, Онъ говоритъ: «алкалъ Я, и вы дали Мнѣ ѣсть; жаждалъ, и вы напоили Меня; былъ нагъ, и вы одѣли Меня; былъ боленъ, и вы посѣтили Меня; въ темницѣ былъ, и вы пришли ко Мнѣ»... Но не напрасно говорилъ св. Іоаннъ Златоустъ: «различенъ милованія образъ, и широка заповѣдь сія». Да, заповѣдь о милосердіи охватываетъ всю жизнь человѣка, и Господь неоднократно открывалъ святымъ Своимъ ту утѣшительную истину, что дѣлами милосердія и состраданія покрываются самые тяжкіе грѣхи человѣка.

Конечно, христіанская помощь не исчерпывается дѣлами помощи тѣлесной. Есть еще помощь духовная — во многихъ случаяхъ неизмѣримо болѣе важная и цѣнная. Иногда для отчаявшагося человѣка простое слово искренняго сочувствія, утѣшенія и вразумленія дороже всякой матеріальной поддержки. А кто же станетъ спорить противъ того, что дѣло спасенія человѣка путемъ сердечнаго сочувствія и задушевныхъ бесѣдъ, напр. отъ порока пьянства или отъ грѣха самоубійства — есть такая услуга, какую не оцѣнить никакими деньгами! И о такой драгоцѣнной духовной помощи — спасеніи души человѣка, ап. Іаковъ писалъ: «обратившій грѣшника отъ ложнаго пути его, спасетъ душу отъ смерти (и его, и свою), и покрыетъ множество грѣховъ».

Заканчивая рѣчь о долгѣ благотворенія ближнему, разъяснимъ еще себѣ вопросъ о разницѣ между благотворительностью личною — и благотворительностью общественною. Примѣры первой — подача милостыни слѣпому, или встрѣтившемуся нищему, пріемъ на воспитаніе сиротки изъ бѣдной семьи, и т. д. Примѣры второй — открытіе отзывчивыми людьми благотворительныхъ обществъ, обществъ трезвости, просвѣщенія, убѣжищъ для дѣтей или больныхъ и престарѣлыхъ и т. д. Основнымъ преимуществомъ благотворительности перваго вида является безспорно то, что Господь въ Евангеліи говорилъ всюду именно о ней. И, конечно, именно такая личная помощь можетъ создать между людьми высоко-христіанскія отношенія участія, благодарности и взаимной любви. Но зато недостатокъ этого рода благотворительности заключается въ томъ, что здѣсь открывается широкая возможность для обмана, нечестности и попрошайничества. Часто наиболѣе назойливыми просителями являются тѣ, кто по существу помощи вовсе не заслуживаютъ, а люди дѣйствительно нуждающіеся — не рѣшаются просить о помощи. Да и кому не извѣстно, на что часто идетъ милостыня пятачка или гривенника...

Далеко не то — въ благотворительности общественной — не случайной, а планомѣрной и организованной, и многимъ приносящей существенную пользу. Правда, въ ней гораздо меньше тѣхъ живыхъ связей личной любви и довѣрія, какія существуютъ при личной помощи; но зато каждый, отдающій сюда свою жертву или взносъ — знаетъ что этимъ онъ принимаетъ живое христіанское участіе въ чемъ-то дѣйствительно серьезномъ и цѣнномъ, и въ значительной степени застрахованъ отъ обмана и нечестнаго попрошайничества, которые такъ часто сопутствуютъ личной благотворительности.

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 49-52.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.