Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава XIX.
Грѣхъ зависти и злорѣчія. Добродѣтели кротости и миротворчества. Обязанность побѣждать зло добромъ. Грѣховность мести. Гнѣвъ. Грѣховность дуэли.

Когда Господь бесѣдовалъ съ апостолами о послѣднихъ временахъ, Онъ говорилъ, что тогда «по причинѣ умноженія беззаконія, во многихъ охладѣетъ любовь». Это предсказаніе кажется уже исполняющимся въ наши дни — дни взаимной отчужденности и холодности отношеній. И въ особенности замѣтно теперь — что взамѣнъ христіанской любви и благожелательства, врагами Христовой вѣры въ народныхъ массахъ усердно насаждаются зависть и зложелательство. А «завистливое око» Самимъ Спасителемъ причислено къ роду тяжелыхъ грѣховъ. Да по существу своему, зависть и невозможна для христіански настроенныхъ людей. Вѣдь въ каждой хорошей семьѣ — внутри ея зависти быть не можетъ, и всѣ члены этой семьи радуются (а не завидуютъ) успѣху кого-либо одного ихъ нихъ. Тоже должно быть во взаимныхъ отношеніяхъ всѣхъ христіанъ — какъ дѣтей одного любящаго Небеснаго Отца. И поэтому, ап. Павелъ призываетъ насъ не только плакать съ плачущими, но и радоваться съ радующимися — въ противоположность тѣмъ, кто завидуетъ успѣхамъ другихъ. А для того, чтобы освобождаться отъ чувства зависти — нужно помнить то, что въ основѣ этого грѣховнаго чувства лежитъ наше тщеславіе и эгоистическое соперничество. Обычно люди въ своемъ эгоизмѣ боятся, что ихъ «не признáютъ» не отдадутъ должнаго, другихъ поставятъ выше и т. д. Христіанинъ же боится обратнаго — боится того, чтобы себя не поставить выше другихъ, и не обидѣть ихъ.

Наряду съ завистью, сильнымъ врагомъ добрыхъ отношеній между людьми является еще различнаго рода злорѣчье — лживыя рѣчи, ссоры и брань. И странно: люди настолько отупѣли и ослѣпли, что всѣ эти грѣхи считаютъ ни за что, и постоянно согрѣшая злорѣчіемъ, этого уже и не замѣчаютъ. А вотъ какъ говоритъ апостолъ Іаковъ о грѣхахъ языка: «посмотри, небольшой огонь такъ много вещества зажигаетъ; и языкъ — огонь, прикраса неправды... это — неудержимое зло: онъ исполненъ смертоноснаго яда»... И въ другомъ мѣстѣ онъ говоритъ: «если кто... думаетъ, что онъ благочестивъ, и не обуздываетъ своего языка, но обольщаетъ свое сердце, у того пустое благочестіе...». А Самъ Господь прямо говорилъ: «отъ словъ своихъ оправдаешься и отъ словъ своихъ осудишься...». Такъ опасны грѣхи слова!

Но самымъ отвратительнымъ изъ всѣхъ грѣховъ злорѣчія нужно, безусловно, признать позорную и отвратительную привычку къ непечатной брани — которой подвержены многіе русскіе люди. Какой это стыдъ, какой позоръ, какое надругательство надъ чистотой и цѣломудріемъ, которыхъ ждетъ отъ насъ и заповѣдалъ намъ Господь. И люди думаютъ, что все это — «пустяки», «ничего» забывая о тѣхъ страшныхъ словахъ «отъ словъ своихъ оправдаешься и отъ словъ своихъ осудишься», которыя уже приводили. «Течетъ ли изъ одного источника соленая и сладкая вода?» спрашиваетъ ап. Іаковъ. А мы — то сквернимъ свои уста этой отвратительной бранью — то думаемъ, что чрезъ эти же самыя уста польются къ Богу благоуханныя слова чистой молитвы — и этими же оскверненными и загрязненными устами принимаемъ Святыню всѣхъ святынь — пречистыя Тайны Христовы... Нѣтъ, «отложите теперь вы все: гнѣвъ, ярость, злобу, злорѣчіе, сквернословіе устъ вашихъ» — имѣяй уши слышати, да слышитъ!

Въ противоположность всѣмъ этимъ источникамъ взаимнаго озлобленія и ссоръ, христіанство призываетъ насъ къ миролюбію и прощенію обидъ. Такъ снова мы приходимъ къ заповѣдямъ блаженства: «блажени кротцыи, яко тіи наслѣдятъ землю... Блажени миротворцы, яко тіи сынове Божіи нарекутся»... Кроткій человѣкъ — это прежде всего, человѣкъ незлобивый и простой и безусловный противникъ всякаго эгоизма. Въ немъ нѣтъ самоугожденія и своекорыстія — наоборотъ, онъ ищетъ прежде всего того, что нужно не ему самому, а — другимъ. Въ то время, какъ масса эгоистовъ обычно представляютъ изъ себя свору голодныхъ волковъ, на перебой набросившихся на добычу, отнимая ее другъ у друга — кроткіе люди всѣмъ уступаютъ и во всемъ помогаютъ. Но замѣчательно то, что по Евангелію, именно ихъ линія поведенія является наиболѣе прямою и устойчивою; ибо не кто другой, какъ они, кроткіе, наслѣдятъ землю — хотя и проходятъ въ жизни, какъ овцы посреди волковъ — по яркому образу Спасителя.

Еще выше — добродѣтель миротворчества. И награда за нее — высшая, богоподобная: «яко тіи сынове Божіи нарекутся». Миротворецъ христіанинъ подобенъ по своей дѣятельности, первому «миротворцу» — Сыну Божію, при рожденіи Котораго ангелы пѣли: «...и на земли миръ». Кроткій человѣкъ создаетъ уютъ и миръ вокругъ себя, не раздражаетъ другихъ. Миротворецъ эту атмосферу мира и добрыхъ отношеній стремится распространить какъ можно шире — и старается мирить другихъ. А такой подвигъ требуетъ большого духовнаго напряженія, терпѣнія и готовности встрѣтить холодное непониманіе, насмѣшки, вражду и противодѣйствіе. Но христіанинъ-миротворецъ ко всему этому всегда готовъ, т. к. онъ хорошо знаетъ, что всякій христіанскій подвигъ добраго дѣла тѣмъ цѣннѣе и выше, чѣмъ больше онъ встрѣчаетъ затрудненій и противодѣйствія.

Въ неразрывной связи къ кротостью и миротворчествомъ стоитъ то Евангельское незлобіе, которое должно быть отличительной чертой каждаго христіанина. Оно больше всего проявляется въ прощеніи личныхъ обидъ и оскорбленій, которое намъ заповѣдалъ Спаситель, сказавшій: «если кто ударитъ тебя въ правую щеку — обрати къ нему и лѣвую...». Иными словами — не отвѣчай на насиліе насиліемъ, а отвѣчай на зло добромъ. И апостолъ Павелъ разъясняетъ: «если врагъ твой голоденъ — накорми его; если жаждетъ — напой его. Не будь побѣжденъ зломъ, но побѣждай зло добромъ». И обратно: если человѣкъ на зло отвѣчаетъ зломъ — то онъ самъ очевидно, сдѣлался плѣнникомъ этого зла, и имъ побѣжденъ (конечно, рѣчь здѣсь идетъ о личныхъ обидахъ, нанесенныхъ христіанину).

Въ жизни мы постоянно наблюдаемъ, что человѣкъ, обиженный кѣмъ-либо, гнѣвается и даже мститъ. Но месть — безусловно грѣховна и недопустима для христіанина. «Не мстите за себя, возлюбленные» призываетъ апостолъ Павелъ. Месть — полная измѣна христіанскому духу кротости и всепрощенія, показывающая въ человѣкѣ отсутствіе христіанской любви. Что же касается гнѣва, то тутъ положеніе нѣсколько иное. Господь запрещалъ не всякій гнѣвъ, но — «напрасный» гнѣвъ. И апостолъ говоритъ: «гнѣваясь не согрѣшайте» указывая такимъ образомъ на то, что гнѣвъ можетъ быть и не грѣшнымъ. Самъ Господь Іисусъ Христосъ гнѣвался на лживость и упорство фарисеевъ (Марк. III, 5). Такимъ образомъ, гнѣвъ можетъ можетъ быть естественно-законнымъ и справедливымъ. Такимъ гнѣвомъ воспылалъ святитель Николай Чудотворецъ, когда на Вселенскомъ соборѣ онъ ударилъ по щекѣ еретика-богохульника Арія. Этотъ гнѣвъ исходилъ изъ чистаго источника — пламенной ревности о славѣ Божіей. Грѣшнымъ же грѣхъ бываетъ во 1-хъ, тогда, когда онъ несправедливъ и напрасенъ. Это бываетъ очень часто, въ особенности — тогда, когда человѣку «правда глаза колетъ» и бьетъ по его эгоизму и самолюбію. А о. Іоаннъ Кронштадтскій совѣтовалъ не только не сердиться на тѣхъ, кто уязвляетъ наше самолюбіе, но и цѣнить ихъ — какъ духовныхъ врачей, открывающихъ язвы нашей гордой и тщеславной души. Далѣе даже, гнѣвъ справедливый по своему началу, можетъ оказаться грѣшнымъ; когда онъ затягивается человѣкомъ намѣренно, какъ проявленіе недобраго сердца. Тогда человѣкъ уже самъ настраиваетъ свое сердце на гнѣвъ и этимъ безусловно грѣшитъ. Противъ этого апостолъ говоритъ: «солнце да не зайдетъ во гнѣвѣ вашемъ». И сознательно раздуваемый и задерживаемый гнѣвъ можетъ уже перейти въ злопамятство — такъ противное духу христіанской любви.

Мы уже говорили о томъ, что месть непозволительна для христіанина. Тѣмъ болѣе непозволительна для него дуэль  — нелѣпый пережитокъ средневѣковья. Иное было въ средніе вѣка — когда люди живо вѣрили въ то, что Правда Божія не попуститъ пострадать невинному, и на дуэль смотрѣли какъ на судъ Божій. Теперь же и вѣры той нѣтъ, и раскрытое христіанское сознаніе ясно говоритъ намъ, что Господь никому изъ насъ на давалъ такого права пользоваться Его судомъ въ нашей грѣшной жизни. Да обычно теперь дуэлисты о Богѣ думаютъ менѣе всего, а только руководятся своимъ оскорбленнымъ самолюбіемъ, злобой и — нелѣпыми понятіями о «чести». Какъ извѣстно, эта самая «честь», «чувство собственнаго достоинства», «благородная гордость» и т. д. — являются по существу, все той-же богопротивной гордыней и самопревозношеніемъ, отъ которыхъ такъ предостерегаетъ насъ христіанство. Да и исходъ дуэли теперь по общему убѣжденію, зависитъ отъ ловкости противниковъ и отъ «слѣпого случая», такъ что отъ средневѣковой идейной подкладки въ нынѣшней дуэли ничего не осталось. И не напрасно указываютъ въ дуэли — адское сплетеніе трехъ грѣховъ: самосуда, убійства и самоубійства. Самосудомъ дуэль является потому, что она есть дѣло произвола дуэлистовъ. Убійствомъ она является потому, что каждый изъ противниковъ идетъ для того, чтобы убить другого, а самоубійствомъ — потому, что оба противника ставятъ себя подъ пулю или шпагу врага...

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 52-56.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.