Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава XX.
Нехристіанскія системы этики (морали): эвдомонизмъ (эпикурейство) и утилитаризмъ (философія общаго блага). Несостоятельность этихъ системъ морали.

Легко видѣть, что всѣ разсмотрѣнныя нами подробности отношеній христіанина къ ближнимъ — кротость, миротворчество, незлобіе и т. д. — приводятъ насъ къ одной добродѣтели — основной и главной. Эта добродѣтель — христіанская любовь, и она-то и есть коренной принципъ христіанской нравственности.

Помимо того ученія о нравственности (морали), которое предлагается христіанствомъ, существуютъ и нехристіанскія — свѣтскія системы морали. Согласуясь во многихъ своихъ пунктахъ съ ученіемъ христіанской морали, эти системы, однакоже, отказываются признать принципъ христіанской любви — основой ученія о нравственности. Ихъ какъ-бы пугаетъ высота любви, заповѣдуемой Евангеліемъ, и они ищутъ болѣе легкихъ и пріемлемыхъ для себя принциповъ.

Изъ этихъ свѣтскихъ системъ морали наиболѣе извѣстны и въ тоже время, наиболѣе распространены въ практической жизни: эвдемонизмъ и утилитаризмъ.

Эвдемонизмъ (иначе — эпикурейство) въ основу нравственности ставитъ свойственное людямъ стремленіе къ счастію. При этомъ, счастье здѣсь понимается, какъ сумма удовольствій и наслажденій, отъ которыхъ жизнь человѣка дѣлается пріятною и счастливою. Однако, эвдемонисты расходятся въ своихъ мнѣніяхъ по вопросу о томъ — какихъ же именно удовольствій долженъ искать человѣкъ, желающій быть «счастливымъ». Нѣкоторые изъ нихъ (едва ли не большинство) говорятъ почти исключительно о грубыхъ, чувственныхъ удовольствіяхъ. О такомъ грубомъ эвдемонизмѣ ап. Павелъ говорилъ: «ямы и піемы, утрѣ бо успнемъ» (станемъ ѣсть и пить, ибо завтра умремъ). Другіе эвдемонисты, ссылаясь на то, что увлеченіе чувственными удовольствіями, разрушаетъ тѣло и душу человѣка, рекомендуютъ не прельщаться ими, а добиваться удовольствій болѣе устойчивыхъ и длительныхъ, а также болѣе «одухотворенныхъ». Таковыми являются напр. музыка, поэзія и вообще — различные роды искусства и науки.

Но, конечно, ни въ томъ, ни въ другомъ видѣ эвдемонизмъ не пріемлемъ для христіанина, какъ основное начало нравственности. Основной вопросъ нравственности — различіе между добромъ и зломъ, между тѣмъ, что хорошо, что дурно. А эвдемонизмъ говоритъ о томъ, что пріятно, и что непріятно. А кто же будетъ спорить о томъ, что это — далеко не одно и то же?! И не ясно-ли, что человѣкъ эвдемонистъ въ жизни практической всегда будетъ эгоистомъ, который охотно будетъ требовать и получать то, что ему пріятно, и отказываться отъ того, что ему непріятно (хотя бы это было пріятно и полезно другимъ). Да и о какой нравственности можно говорить въ томъ случаѣ, если всѣ люди начнутъ добиваться только того, что имъ нравится?..

Еще болѣе несостоятельнымъ и положительно нелѣпымъ является эвдемонизмъ — съ строго-христіанской точки зрѣнія. Христіанство все время обращаетъ мысль человѣка къ безсмертію души и отчету человѣка о своей земной жизни и поведеніи — на Страшномъ судѣ. А чего-же должны ожидать эгоисты-эвдемонисты на судѣ Того, Кто спроситъ у нихъ дѣлъ любви и помощи страдавшему брату? Участь богача — въ евангельской притчѣ о богатомъ и Лазарѣ — вотъ ихъ ужасный удѣлъ въ вѣчности. И иначе быть не можетъ, т. к. основной принципъ христіанства — извѣстенъ: «входите тѣсными вратами; ибо широки врата и пространенъ путь, ведущій въ погибель и многіе идутъ ими. Ибо тѣсны врата и узокъ путь, ведущіе въ жизнь, и немногіе находятъ ихъ» (Матѳ. VI, 13-14).

Нѣсколько лучшею системою безрелигіозной морали является утилитаризмъ (иначе — философія общаго блага). Въ немъ человѣку предписывается дѣлать не то, что ему пріятно, а то, что для него полезно. Но и эту систему нравственности нельзя признать состоятельною. Прежде всего, самое понятіе пользы далеко не всегда совпадаетъ съ идеей блага, какъ чего-то безусловно добраго. Полезно, напр., лѣкарство для укрѣпленія здоровья, но вѣдь полезно разбойнику и его оружіе — револьверъ или ножъ — полезно для осуществленія его злой цѣли. Такимъ образомъ, принципъ полезности въ основу нравственности поставленъ быть не можетъ. А если его выразить въ рѣзкой и краткой формѣ: «поступай какъ тебѣ полезно т. е. выгодно», то развѣ не ясно, что здѣсь опять проглядываетъ тотъ же грубый эгоизмъ, о которомъ столько уже говорилось ранѣе. А поэтому, нѣкоторые утилитаристы-философы стараются смягчить это обстоятельство тѣмъ, что рекомендуютъ человѣку добиваться не своей только личной выгоды, но и общаго блага, общей пользы въ которой говорятъ они — заключается и личное благо каждаго. Конечно, въ этомъ случаѣ утилитаризмъ является въ болѣе облагороженномъ и возвышенномъ видѣ, однако онъ и здѣсь все же является несостоятельнымъ, если не подкрѣпить его высокими принципами христіанства. Во-первыхъ, основной его недочетъ — несовпаденіе понятій «пользы» и «добра» — остается и здѣсь. Во-вторыхъ, въ жизни практической бываютъ положенія, въ которыхъ человѣка можетъ удержать отъ преступленія именно — только религіозный страхъ — боязнь нарушить законъ Высшей Правды, а не сухой расчетъ утилитаризма. Напр., голодный человѣкъ стоитъ предъ искушеніемъ — украсть хлѣба или денегъ у сосѣда. Что его можетъ удержать отъ этого? Конечно, только религіозное сознаніе грѣховности такого поступка. Но утилитаризмъ ему нравственный опоры въ такихъ колебаніяхъ дать не можетъ. Пусть утилитаристы его учили искать не своего, а общаго блага, — именно потому, что въ общемъ благѣ заключается его личное благо. Но вѣдь если онъ во имя этого «общаго блага» не украдетъ денегъ, или хлѣба, то можетъ погибнуть отъ голода. Гдѣ же тутъ его личное благо? Въ голодной смерти?..

Такъ ни эвдемонизмъ, ни утилитаризмъ мы, христіане — не можемъ признать сколько-нибудь состоятельными системами нравственности. И хотя эти системы морали, эти эпикурейско-утилитаристическіе взгляды широко развиты теперь — однакоже необходимо отмѣтить, что тѣ, кто придерживается ихъ — часто бываютъ вполнѣ порядочными людьми Почему? Я потому, что общественная нравственность, воззрѣнія и взгляды на жизнь у насъ до сихъ поръ носятъ на себѣ отпечатокъ вліянія христіанства. Много вѣковъ существуетъ христіанство въ человѣчествѣ — и на все наложило оно свою крѣпкую печать. И только поэтому, люди, считающіе себя эвдемонистами или утилитаристами, въ дѣйствительной жизни являются христіански-честными и добропорядочными. Они выросли, воспитались въ чисто-христіанскихъ, возвышенныхъ нравственныхъ понятіяхъ, и потому — во многомъ остаются по душѣ христіанами, и даже — сами того не сознавая — на свои утилитаристическіе и эвдемонистическія идеи накладываютъ покровъ христіанскаго идеализма...

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 56-59.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.