Церковный календарь
Новости


2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 94-му (1999)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 94-й (27 февраля 1918 г.)
2018-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу новой папской энциклики (1970)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 93-й (26 февраля 1918 г.)
2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Свт. Филаретъ (въ мірѣ Георгій Николаевичъ Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій и Восточно-Американскій, третій Первоіерархъ РПЦЗ, Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода. Родился въ Курскѣ 22 марта (4 апрѣля) 1903 г. Окончилъ восьмиклассную гимназію въ Благовѣщенскѣ-на-Амурѣ (1920). Эмигрировавъ съ семьей въ Харбинъ, поступилъ въ Русско-китайскій политехническій институтъ и закончилъ его со званіемъ инженера-электромеханика (1927). Въ 1931 г. окончилъ Пастырско-богословскіе курсы (переименованные затѣмъ въ богословскій факультетъ) при Институтѣ св. князя Владиміра въ Харбинѣ. Преподавалъ Новый Завѣтъ, пастырское богословіе и гомилетику въ указанномъ институтѣ. Діаконъ (1930). Постриженъ въ монашество (1931). Іеромонахъ (1931). Игуменъ (1933). Архимандритъ (1937). Переѣхалъ въ Гонъ-Конгъ (1962), затѣмъ въ г. Брисбенъ (Австралія). Епископъ Брисбенскій, викарій Австралійской епархіи (1963). На Соборѣ 1964 г. избранъ Первоіерархомъ Русской Православной Церкви Заграницей. При свт. Филаретѣ въ Зарубежной Церкви были прославлены въ ликѣ святыхъ: прав. Іоаннъ Кронштадтскій (19 октября 1964 г.), преп. Германъ Аляскинскій (27 іюля 1970 г.), блаж. Ксенія Петербургская (11 сентября 1978 г.) и Соборъ свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ (19 октября 1981 г.). Скончался 8 (21) ноября 1985 г. Въ 1998 г. нетлѣнныя мощи святителя были перенесены изъ крипты кладбищенскаго Успенскаго храма въ соборъ Святой Троицы Свято-Троицкаго монастыря въ г. Джорданвилль (США). Послѣ кончины свт. Филарета былъ документально зафиксированъ цѣлый рядъ случаевъ благодатныхъ исцѣленій и чудесной помощи людямъ, молитвенно обращавшимся къ нему.

Сочиненія свт. Филарета (Вознесенскаго), митр. Восточно-Американскаго и Нью-Іоркскаго

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)
Конспектъ по Закону Божію [по Нравственному богословію].

Глава XXI.
Христіанская любовь — какъ основное начало нравственности. Ея характерныя черты. Гимнъ христіанской любви у ап. Павла — XIII глава 1-го посланія къ Коринѳянамъ.

Итакъ, мы видѣли, что тѣ системы нравственности, которыя не принимаютъ, какъ основу, Евангельскаго ученія о христіанской любви, оказываются несостоятельными. Нравственность же христіанская — цѣликомъ утверждается на законѣ любви, эта любовь — и основа, и вершина ея.

Что-же такое такое — эта христіанская любовь? Конечно, въ полномъ своемъ развитіи она является самымъ возвышеннымъ, сильнымъ и яркимъ изъ всѣхъ человѣческихъ чувствъ. Она представляетъ собою переживаніе особой духовной и нравственной близости, сильнѣйшаго внутренняго тяготѣнія одного человѣка къ другому. Сердце любящаго человѣка открыто для того, кого онъ любитъ, и какъ бы готово принять, привлечь его къ себѣ. Въ своей любви оно и другого принимаетъ въ себя, и себя отдаетъ другому. «Сердце наше расширено къ вамъ, коринѳяне, вамъ въ насъ не тѣсно», — писалъ своимъ любимымъ духовнымъ дѣтямъ апостолъ Павелъ. «Потому узнáютъ всѣ, что вы — Мои ученики, если будете имѣть любовь между собою» (Іоан. XIII, 39), — говорилъ Своимъ апостоламъ (а въ ихъ лицѣ и всѣмъ намъ, христіанамъ) Самъ Господь Іисусъ Христосъ.

Христіанская любовь есть чувство особое, приближающее человѣка къ Богу, Который Самъ есть — Любовь, по слову Его возлюбленнаго апостола (1 Іоан. IV, 8). Въ сферѣ земныхъ чувствованій нѣтъ высшаго чувства, чѣмъ чувство материнской любви, готовой на самопожертвованіе. И вся исторія отношеній Бога къ человѣку — есть сплошная исторія самопожертвованія Небесной любви. Отецъ Небесный какъ бы за руку ведетъ ко спасенію грѣшника, Своего врага и измѣнника, и не щадитъ для его спасенія — Своего Единороднаго Сына. Сынъ Божій, сойдя съ неба, воплощается, страдаетъ и умираетъ для того, чтобы чрезъ воскресеніе дать грѣшнику ту блаженную вѣчность, которую онъ утерялъ чрезъ свою измѣну. А предъ страданіями Онъ даетъ Своимъ вѣрнымъ какъ бы завѣщаніе — заповѣдь и идеалъ любви: «какъ Я возлюбилъ васъ, такъ и вы — да любите другъ друга»...

Таковъ идеалъ безкорыстной христіанской любви. Она обнимаетъ всѣхъ — не только друзей, но и враговъ. Господь въ Евангеліи прямо говоритъ: «Если вы любите любящихъ васъ, какая вамъ за то благодарность? Ибо и грѣшники любящихъ ихъ любятъ. И если дѣлаете добро тѣмъ, которые вамъ дѣлаютъ добро, какая вамъ за то благодарность? Ибо и грѣшники тоже дѣлаютъ»... (Луки VI, 32-33). Этимъ Господь предупреждаетъ насъ противъ эгоистически-корыстнаго характера любви нехристіанской, языческой. Въ такой эгоистической любви главное — наше собственное «я», наше самоудовлетвореніе отъ этого чувства. А намъ, христіанамъ, Господь заповѣдалъ иное: «любите враговъ вашихъ, благословляйте проклинающихъ васъ, благотворите ненавидящихъ васъ и молитесь за обижающихъ васъ и гонящихъ васъ»... — Такимъ образомъ, христіанинъ любитъ другихъ людей — не за доброе или угодливое отношеніе къ себѣ, а т. ск. за нихъ самихъ, они дороги ему сами по себѣ, и любовь его ищетъ ихъ спасенія, хотя бы они и враждебно относились къ нему.

Но быть можетъ, ни въ одномъ мѣстѣ Священнаго Писанія не раскрывается сущность и свойства христіанской любви такъ, какъ въ XIII главѣ 1-го посланія ап. Павла къ Коринѳянамъ. Не напрасно толкователи Священнаго Писанія называютъ эту главу гимномъ христіанской любви. Въ ней апостолъ сопоставляетъ христіанскую любовь съ разными духовными дарованіями и добродѣтелями, и назвавъ эту любовь путемъ превосходнѣйшимъ (въ концѣ предыдущей XII главы), съ неотразимой убѣдительностью разъясняетъ, насколько она выше всѣхъ другихъ дарованій и переживаній человѣка.

«Если я говорю языками (не только) человѣческими, но (даже) и ангельскими, а любви не имѣю», — говоритъ апостолъ, — «то я — мѣдь звенящая и кимвалъ звучащій». (Т. е. подобенъ бездушнымъ предметамъ, которые дѣйствуютъ только на внѣшній слухъ человѣка, а не на сердце его). И всѣ высшія добродѣтели — пророчество, вѣдѣніе всѣхъ тайнъ, чудотворящая вѣра и даже подвиги самоотреченія и мученичества, безъ любви — ничто, и только отъ нея пріобрѣтаютъ свою цѣну.

«Любовь долготерпитъ, милосердствуетъ, не завидуетъ, не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ» — она дѣлаетъ человѣка терпѣливымъ, кроткимъ, смиреннымъ и благожелательнымъ ко всѣмъ. «Любовь не ищетъ своего, не раздражается, не мыслитъ зла, не радуется неправдѣ, а сорадуется истинѣ»... Вотъ — сила, все побѣждающая, сила смиренной любви, уничтожающая эгоизмъ и злобу, гнѣздящіеся въ сердцѣ человѣка. И эта истинная любовь всегда ищетъ правды и истины, а не лжи и угодливости. И наконецъ — «любовь все покрываетъ, всему вѣритъ, всего надѣется, все переноситъ. Любовь никогда не перестаетъ»... Да, именно — никогда. Ничто не переломитъ ея — ни испытанія, ни муки, ни горе, ни лишенія, ни разочарованія. И въ иной — лучшій міръ пойдетъ она съ христіаниномъ, и во всей полнотѣ раскроется именно тамъ — когда исчезнутъ не только дары пророчества и языковъ, но прекратятся уже вѣра и надежда. Вѣра замѣнится тамъ зрѣніемъ лицомъ къ лицу, а надежда станетъ сбывшеюся; одна любовь будетъ царствовать «во вѣки вѣковъ, навсегда». И поэтому-то и говоритъ тотъ же апостолъ: «любовь есть исполненіе (всего) закона...» (Рим. XII, 10).

Источникъ: Игуменъ Филаретъ. Конспектъ по Закону Божію для 6 класса Гимназій и Реальн. Училищъ. (По кн. «Христіанская Жизнь» прот. Н. Вознесенскаго). — Харбинъ: Изданіе Обители милосердія, 1936. — С. 60-62.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.